Статья
1457 2 сентября 2024 14:22

«Двойная игра» США в отношении КНР

В конце августа администрация Дж. Байдена в очередной раз активизировала политику «двойной игры» в своих отношениях с Китаем. Причем данный раунд воплощения подобной тактики был весьма показательным. Он довольно чётко продемонстрировал содержание текущей линии США на китайском направлении. Сохраняя курс на всестороннее «продавливание» КНР, Белый дом, в то же самое время, старается поддерживать с Пекином прямой политический диалог.

Многозадачная миссия

С 27 по 29 августа в Китае побывал помощник президента США по национальной безопасности Дж. Салливан. Американская сторона всячески подчёркивала статусность данной поездки. Во-первых, Вашингтон представлял главный внешнеполитический стратег администрации демократов, лицо из ближнего окружения президента Дж. Байдена. Во-вторых, вояж был первым визитом помощника президента США в Китай за последние восемь лет. В-третьих, сам Дж. Салливан приехал в КНР впервые с момента занятия текущей должности в аппарате Совета национальной безопасности (СНБ) в январе 2021 г.

В этом содержательном плане миссия Дж. Салливана в Китае была нацелена на решение нескольких задач. Самим фактом приезда в Пекин помощник Дж. Байдена должен был наглядно продемонстрировать сохранение живых контактов с руководством КНР и их значимость для Белого дома. Во многом для имитации «нормального» развития двустороннего взаимодействия. Не случайно, что поездка подавалась американской стороной как «важная мера по реализации консенсуса, достигнутого на встрече лидеров двух стран в Сан-Франциско» (состоялась в ноябре 2023 г.).

Помимо этого, в задачи Дж. Салливана входило согласование новой личной встречи между Дж. Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином. Примечательно, что вояжу предшествовали слова неназванного представителя Белого дома высокого ранга. Он заявил, что Вашингтон намерен искать возможности для нового раунда консультаций между лидерами США и Китая. Причем до конца 2024 г.

Заинтересованность администрации демократов в очном общении с руководством КНР продиктована рядом мотивов. Дж. Байдену и его команде оно открывает возможность для попыток воздействия на позицию Си Цзиньпина по интересующим США вопросам. Также подобные встречи — демонстрация сохранения влияния Соединенных Штатов на Китай, несмотря на явное охлаждение в отношениях между странами.

Схожую задачу решал в ходе своего визита и Дж. Салливан. Он старался прояснить актуальную позицию Пекина по отношению к украинскому кризису, а также оказать воздействие на подходы китайского руководства к отношениям со своими ведущими международными партнёрами. С целью их трансформации или корректировки в выгодном для Америки русле. В частности, в центре внимания эмиссара Дж. Байдена находилось китайско-российские взаимодействие.

Ограниченная результативность турне

И с решением всех указанных задач помощник президента США смог справиться лишь отчасти. Лучше всего у него получилось обозначить сохранение прямых политических контактов с руководством КНР. В ходе турне Дж. Салливан провёл переговоры с главой МИД Китая Ван И, заместителем председателя Центрального военного совета (ЦВС) КНР Чжан Юся и др. Ключевым же мероприятием вояжа стала встреча главы аппарата американского СНБ с Си Цзиньпином.

С формальной точки зрения китайское руководство не отказалось от подчеркивания заинтересованности в прямом общении с Белым домом и признании значимости подобных связей. Так, в ходе переговоров Ван И призвал к развитию здоровых, стабильных и взаимовыгодных китайско-американских отношений. Вслед за помощником президента США, глава дипведомства КНР отметил важность поддержания стратегического канала прямой связи между Пекином и Вашингтоном.

В то же время, верхи КНР подчеркнули, что, соглашаясь на переговоры, будут чётко стоять на своём. Так, принимая Дж. Салливана, Си Цзиньпин заявил, что Пекин, не отказываясь от взаимодействия с Вашингтоном, будет неизменно отстаивать суверенитет и интересы развития страны. Как отметил китайский лидер, «наша позиция по твердой защите нашего суверенитета, безопасности и интересов развития остаётся неизменной». Также он выразил формальную надежду на то, что Китай и США будут сотрудничать во благо всего мира, а не конфликтовать друг с другом.

Что касается решения остальных задач, то здесь Дж. Салливан выступил куда менее убедительно. В частности, открытым остался вопрос об очной встрече Дж. Байдена с Си Цзиньпином до конца с.г. Он поднимался помощником президента США как на встрече с Ван И, так и непосредственно с председателем КНР. Однако эмиссару Белого дома удалось договориться лишь о проведении телефонных переговоров. Планируется, что они состоятся в ближайшие недели.

В то же время никакой конкретики о возможности проведения полноценной встречи в верхах сторонами озвучено не было. Вероятно, что Си Цзиньпин попросту отказался от нового саммита КНР-США до окончания в Америке президентской кампании. При этом формально на переговорах в Пекине китайский лидер выразил готовность продолжать вместе с Дж. Байденом налаживать китайско-американские отношения.

Ещё менее успешными оказались попытки личного представителя Дж. Байдена повлиять на приоритеты внешней политики Китая, включая его отношения с Россией. Впрочем, особых иллюзий на этот счёт американский политический истеблишмент и не питал. В самом начале турне во влиятельном американском издании The New York Times вышел материал, в котором отмечалось, что во время пребывания в Китае помощник Дж. Байдена попробует убедить Пекин отказаться от поддержания текущих связей с Москвой. Но его попытки едва ли будут результативными. Газета выразила мнение, что КНР «вряд ли отвернётся от России», так как вместе эти страны противостоят США на мировой арене.

По итогам поездки Дж. Салливан от каких-либо реплик по теме китайско-российского взаимодействия воздержался. Весьма вероятно, что предположение американского издания оказалось верным. Добиться согласия Пекина на отказ или хотя бы частичный пересмотр текущего сотрудничества с Москвой он не смог.

Безрезультатно завершилось и обсуждение помощником Дж. Байдена с руководством КНР украинской проблемы. Публичные комментарии по этому вопросу последовали. Как заметил Дж. Салливан после переговоров с Си Цзиньпином, Китай и США не смогли достичь прогресса в обсуждении украинского кризиса. Это означает, что заручиться согласием Пекина на принятие американского подхода к решению конфликта между Россией и Украиной эмиссар Белого дома не смог.

Политика «продавливания» в действии

Позиция руководства КНР в ходе серии переговоров с Дж. Салливаном оказалась более чем ожидаемой. Параллельно с декларациями об интересе во «взаимовыгодных» связях, Вашингтон проводил в отношении Пекина политику «продавливания». Во-первых, она заключается в регулярном введении против Пекина экономических санкций. Причем как Соединёнными Штатами, так и другими странами Запада. Во-вторых, в создании по периметру китайских границ пояса военных объектов ВС США и стран АТР, входящих в орбиту союзников Вашингтона. Причем смысл таких усилий декларируется открыто — на случай потенциального вооруженного конфликта с КНР. Понятно, что в подобных условиях о принятии китайским руководством американских правил игры не могло быть и речи.

Непосредственно в день начала вояжа Дж. Салливана в Пекин кабинет министров Канады объявил о введении 100% пошлины на импорт китайских электромобилей, включая автомобили Tesla. Также канадские власти ввели 25% тариф на импорт стали и алюминия из КНР. Причем эти решения последовали сразу после визита всё того же Дж. Салливана в Канаду (состоялся 25 августа). В Оттаве помощник Дж. Байдена провёл переговоры с премьер-министром страны Дж. Трюдо.

Санкционное «рвение» демонстрировали и сами США. 23 августа стало известно, что американское Министерство торговли внесло в «чёрный» список 123 иностранных компании. Кроме 64 российских, в этот пул вошли 42 китайские фирмы, а также 11 иранских. Коммерческие игроки из КНР подверглись санкциям за якобы участие в поставках американских технологий и другой «чувствительной продукции» в Россию.

Политика «продавливания» находила воплощение и на военном направлении. Так, 23 августа американские СМИ, со ссылкой на начальника штаба ВВС США генерала Д. Олвина, сообщили, что Вашингтон намерен разместить сеть военных баз и аэродромов в Тихом океане. Основная цель такого шага — на случай потенциального вооруженного противостояния с Китаем. Концепция американских ВС, подразумевающая размещение баз в Тихоокеанском регионе, получила название «Гибкое боевое развертывание».

В силовую игру США вовлечён и Тайвань. 27 августа появилась информация, что на его территории будет построено сразу пять баз для размещения противокорабельных ракет Harpoon американского производства. Дополнительно на этих военных объектах планируется разместить противокорабельные ракеты местного производства Hsiung Feng II и Hsiung Feng III. Причем завершение проекта запланировано на 2026 г. Нацеленность данной инициатив против Китая сомнений не вызывает.

Максим Минаев, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН


#МаксимМинаев
13 сентября 2024 Новости  Глобальная неопределенность: к чему приведет победа Трампа на выборах в США В случае победы Трампа на президентских выборах глобальная неопределенность усилится, а США «подарят своим соперникам дипломатические победы», считают эксперты западных аналитических центров. «Актуальные комментарии» подготовили обзор материалов, опубликованных британскими и американскими «мозговыми центрами» за последнюю неделю и посвященных президентским выборам в США, а также тому, как потенциальное возвращение Трампа в Белый дом повлияет на ситуацию в международной политике. 12 сентября 2024 Колонки
Президентские выборы в США
 Президентские выборы в США Даниил Пареньков о том, во что верят верующие
11 сентября 2024 Колонки
Операция «Несокрушимая свобода»
 Операция «Несокрушимая свобода» Глеб Кузнецов о тектонических изменениях в политике и мироустройстве после 11.09.01
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".