Единоросс Собянин
Политические партии продолжают подготовку к грядущей федеральной избирательной кампании. Наиболее заметные события минувшей недели были связаны с «Единой Россией»: мэр Москвы Сергей Собянин заявил о готовности финансово поддержать реализуемые партией мероприятия за счет средств городского бюджета.
После того, как Сергей Собянин возглавил столичное отделение «Единой России», усиление позиций партии в стратегически важном регионе было вполне прогнозируемым, однако открытое оказание прямой финансовой поддержки ее инициативам – беспрецедентная мера. Ряд экспертов высказал мнение о том, что это решение нарушает избирательное законодательство, однако на данном этапе оснований для однозначного подобного вывода нет: вероятно, финансирование будет выделяться под конкретные проекты, согласованные со стратегией развития города и одобренные Мосгордумой (абсолютное большинство мест в которой занимают «единороссы»). В этом случае с юридической точки зрения говорить о нарушениях вряд ли целесообразно.
Со сменой руководства московского отделения «Единая Россия» начала активную подготовку к выборам в Госдуму. Укрепление позиций в мегаполисе, где, как и в других крупных городах, отмечается более значительная доля сторонников других политических сил, – стратегически важная задача. Тенденция к ослаблению административного влияния на избирательный процесс, которая отмечалась в ходе последних избирательных кампаний в регионах, вероятно, получит продолжение и на федеральном уровне, тем не менее, активная позиция сотрудничества со стороны мэрии способна добавить «веса» программе «реальных дел», которая будет выступать основой агиткампании «Единой России». Партия также заинтересована и в использовании своего кадрового резерва: речь может идти о постах в составе московского правительства на втором и последующих уровнях управления (заместители руководителей департаментов и т.д.). Отметим, что «Единая Россия» активно продвигает своих «резервистов» на посты в структуре исполнительной власти и других регионов: особенно это заметно в случаях смены власти и связанного с этим формирования новой «команды» (Калининградская область, Башкирия и пр.).
Московский пример весьма показателен: большая часть глав регионов – «единороссы», однако далеко не все из них оказывают партии столь весомую поддержку, как мэр Москвы Собянин.
Со времени восстановления «вертикали власти» в период президентства Владимира Путина, региональные лидеры придерживаются курса на демонстрацию лояльности федеральному Центру и сотрудничают с «партией власти». Для «Единой России» губернаторы долгое время выступали в качестве основных «паровозов» избирательных кампаний, эффективность которых определялась способностью консолидировать административный ресурс. В последние годы значение этого фактора несколько снизилось, а партия, реализующая стратегию «реальных дел», переориентировалась на привлечение собственных кадров и более «сложные» технологии работы с избирателями. Для глав субъектов же приоритетными зачастую остаются мотивы, связанные с реализацией не партийных, а собственных целей.
Региональные элиты зачастую стремятся диверсифицировать имеющиеся ресурсы с тем, чтобы в ходе избирательных кампаний минимизировать свои политические риски. Главы субъектов стремятся усилить свое влияние за счет партийных ресурсов, тогда как федеральный Центр нуждается, прежде всего, в организованной, хорошо управляемой структуре, способной поддерживать единство системы власти в общефедеральном масштабе.
Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев