Единый государственный экзамен
26 мая школьники России начали сдавать первый этап ЕГЭ. Споры о нем не утихают уже много лет.Сегодня российские школьники приступили к первому этапу мучений,
известных как Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Несмотря на то, что
этот эксперимент на сегодняшний день превратился в статус обязательного
и общенационального (то есть, это уже и не эксперимент вовсе), споры о
нем в российском обществе не утихают до сих пор. Причем споры ведутся
как-то неконструктивно. С одной стороны есть группа лиц, которые видят
в ЕГЭ очередной этап реализации в отношении России плана Даллеса. С
другой - есть министерство образования, которое неколебимой стеной
стоит на пути всякой попытки свернуть с пути реформы. Стена пока
побеждает, а критики вынуждены вести своих детей на это страшное ЕГЭ.
В действительности, все, конечно, сложнее. Во-первых, ряды критиков ЕГЭ
разнородны. В них есть не только патриоты, ностальгирующие о советском
образовании, но и, например, так называемое ректорское лобби. То есть
неформальная ассоцация людей, которые кровно заинтересованы в
сохранении доегэшного статус кво. Во-вторых, позиции реформаторов из
министерства образования не столь монолитны, не так уж хорошо защищены
от критики, в нынешней реформ есть немало существенных изъянов. Ну и
наконец, имеется действительно конструктивная критика ЕГЭ со стороны
определенной части университетских преподавателей, недовольных теми
критериями, по которым отбираются их будущие студенты.
Дискуссия эта долгая, вступать в нее всерьез здесь бессмысленно. Отмечу
один сильный, на мой взгляд, аргумент против ЕГЭ в нынешнем виде, а
потом кратко сформулирую свою позицию в отношении самой реформы в
целом. Аргумент заключается в следующем. Качественные массовые тесты
вроде ЕГЭ действительно позволяют нам при помощи объективных
количественных процедур проверять уровень знания выпускника школы и
абитуриента. Проблема однако заключается в том, что этот самый средний
уровень не позволяет оценивать такой фактор как талант. Скажем, если у
выпускника очень средние познания в физике и химии, но при этом он
обладает устойчивым интересом к истории, неординарными представлениями
об этом предмете, то зафиксировать это в рамках ЕГЭ нам не удастся. ЕГЭ
отсекает двоешников, но не видит гениев. Поэтому было бы разумно
дополнить ЕГЭ вторым экзаменом, необязательным, но направленным на
выявление талантов в отдельных дисциплинах. Тогда университетским
преподавателям жилось бы несколько веселее.
Если же говорить о реформе вообще, то она является безусловно
позитивной и прогрессивной мерой. К сожалению, времени на оплакивание
советского наследия у нас больше нет, нужно думать, как готовить
профессиональные кадры дальше. В этом смысле ЕГЭ позволяет сделать
решительный шаг вперед, прекратить плакать и начать работать.
Избавившись попутно и от части традиционных коррупционных схем.
Но вот что меня особенно печалит в этой ситуации? Что за все годы
общественных дискуссий о ЕГЭ на эту тему в России так и не вышло,
похоже, ни одной книги. Пособия для школьников, родителей и учителей -
пожалуйста. А вот социологических и педагогических исследований о ЕГЭ
днем с огнем не найти. Увы. Это значит, что дискуссия не такая уж серьезная, если говорить начистоту.
Ну а школьники тем временем открывают свои тесты.