ЕГЭ раздора
Сегодня выпускники российских школ сдали ЕГЭ по трем предметам - истории, биологии и информатике. Ответы на тесты появились еще до начала экзамена.
Вице-премьер Ольга Голодец пообещала лицам, выложившим в интернете контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ, «заслуженное наказание», отметив при этом, что большинство из них являются фальшивкой, сообщает «Интерфакс».
При этом, как заявила Голодец в интервью телеканалу «Россия 24», среди попавших в Интернет контрольно-измерительных материалов были и подлинные.
Аналогичная ситуация наблюдалась во время сдачи экзамена по русскому языку. До начала экзамена в интернете появились ответы на ЕГЭ. В социальных сетях можно было найти заполненные формы экзаменационных листов. Как правило, они были скрыты под случайными названиями, чтобы найти их могли только «посвящённые».
Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил аннулировать результаты ЕГЭ выпускников, выложивших свои ответы в интернет.
Министр образования России Дмитрий Ливанов пообещал наказать виновных в утечке информации по ЕГЭ
Как сообщает ИТАР-ТАСС, около 60 выпускников школ, разместивших материалы ЕГЭ по русскому языку в интернете, не получат аттестат в этом году. .
«В этом году уже около 60 участников, выложивших 27 мая во время ЕГЭ по русскому языку фрагменты контрольных измерительных материалов в Интернете и обнаруженных только на федеральном уровне, не получат аттестат. В каждом конкретном случае Рособрнадзор направил запросы в региональные государственные экзаменационные комиссии», - говорится в сообщении Рособрнадзра.
«Также меры административного воздействия будут приниматься к тем организаторам, кто допустил возможность нарушений на экзамене», - добавили в ведомстве.
Рособрнадзор призвал средства массовой информации отнестись с пониманием к стрессовому состоянию выпускников и не нагнетать обстановку вокруг ЕГЭ.
«Рособрнадзор обращается к средствам массовой информации не нагнетать лишний раз обстановку вокруг ЕГЭ, не тиражировать различные неквалифицированные измышления, тем самым создавая дополнительную бесплатную рекламу сезонным "коммерсантам от ЕГЭ", а также с пониманием отнестись к стрессовому состоянию, в котором во время экзаменов находятся выпускники и их родители», - говорится в сообщении ведомства.
Как сообщает РИА Новости, Рособрнадзор обращает внимание, что проблема так называемой «утечки заданий», как правило, инициируется и искусственно поддерживается теми, кто ежегодно в период проведения государственных экзаменов наживается на теме ЕГЭ. По мнению представителей ведомства, это "безотказный прием в качестве рекламного хода для "раскрутки" своих ресурсов и извлечения прибыли».
Эксперты полагают, что сдача ЕГЭ по математике будет ужесточена и «проколов» больше не будет».
В минувший вторник на заседании Общественного совета при министерства образования Дмитрий Ливанов сообщил, что ЕГЭ по математике пройдет 3 июня уже по новому регламенту, который затруднит «слив» ответов в Интернет. «Не хочу говорить о конкретных решениях, чтобы не дать адаптироваться, тем кто этим занимается», - сказал министр.
По его словам, министерство «готовит заявление в правоохранительные органы» по всем случаям «выкладывания» ответов в Интернет на ЕГЭ по русскому языку. При этом, уточнил Ливанов, всего вариантов было 120, а в сеть попало около 30.
Появление ответов на ЕГЭ в соцсетях связано с новыми технологическими возможностями, которыми учащиеся виртуозно владеют. Сама возможность копирования тестов смартфонами, айфонами и прочими техническими средствами должна быть принципиально исключена. Контроль должен быть ужесточен.
Правовая неопределенность относительно ответственности за подобные поступки влечет и появление ответов на тесты в соцсетях.
У нас пока имеет место «культура правового бесправия», что дает постоянно о себе знать. Общество, в котором, право и закон отсутствовали в течение многих десятилетий, очень трудно привыкает к новым правилам. Нельзя рассчитывать, что появление процедуры, которая влечет какой-то социально значимый результат ( а хорошо сданный ЕГЭ – социально значимый результата, так как дает возможность поступить в хороший вуз), не будет сразу обрастать незаконными действиями.
Причем носители подобных практик свою вину не только не чувствуют, но примеряют на себя роль героев. В этом смысле понятна психология школьников, которые любыми средствами пытаются помочь товарищам, не сознавая, что наносят вред. Это конфликт существующей правовой культуры с процедурами, которые работают только в правовом обществе, где у граждан существуют соответствующие настройки и уважение к закону.
Модернизация общества – процесс очень непростой, упирающийся в выработанную ментальность, антропологические структуры, политически недоработанные механизмы. Нам предстоит длинный путь совершенствования этих процедур.
Я бы призвал из подобных вещей не делать политический скандал, а сделать верные административно-процедурные выводы.
Есть версия, что появление ответов на тесты ЕГЭ обусловлены намерением дискредитировать Министерство образования, которое критикуют со всех сторон. В таком случае, нужно начинать расследование. В любом случае есть возможности выявить, кто и когда выкладывает в интернет материалы и как они появились у конкретных людей.
Ситуация с ЕГЭ обусловлена объективной и субъективной реальностью. Объективная сторона заключается в том, что в условиях нашего информационного общества, в условиях использования различного рада компьютерных технологий всегда возможна утечка информации. Это надо было предусмотреть, когда организовывается тестирование. На данный момент это единственный вариант вступительного тестирования, и засекречено это должно быть, как военная тайна.
Утечка данных о ЕГЭ - это форс-мажор в первую очередь для Министерства образования. Здесь требуется активизация менеджмента и более грамотное администрирование процесса.
Сомневаюсь, что утечки были направленные против действующего министра. Мне кажется, что утечки имеют вполне прикладной, практический характер либо дискредитации в целом системы ЕГЭ, либо банальной наживы.
Вузам надо твердо отстаивать позиции, чтобы ни при каких обстоятельствах не принимать тех, кто был замечен в списывании или заходили на те сайты, где были опубликованы результаты ЕГЭ. А дальше отлаживать процедуры, вычисляя раз за разом нарушителей и ужесточая санкции за нарушения, лишая диплома учителей, которые участвовали в рассылке и т.д.
Безусловно, за публикацией ответов ЕГЭ стоят не только ученики. Надо наказывать и взрослых.