Статья
1429 28 августа 2012 16:44

Экономическая сила

Во второй половине августа 2012 года Российская Федерация продолжала сохранять повышенное внимание к постсоветскому региону. Выражалось оно не столько в активности представителей внешнеполитического аппарата, сколько в информационных кампаниях. В условиях относительной паузы в политическом сезоне эстафету у дипломатов переняли СМИ. 22 августа в прессе появилась информация о том, что Кремль разрабатывает план участия российского капитала в развитии экономик стран Закавказья. Основной целью данной инициативы должно стать расширение влияния РФ на социально-политические процессы южно-кавказского региона.

«Утечка» в СМИ говорит о том, что Кремль проводит оценку возможностей по использованию экономических ресурсов в рамках «ближнего круга». Официального подтверждения сведения о новой экономической политике России в Закавказье не получили. Но и четкого опровержения также не последовало. Источник же информации (газета «Известия») говорит о том, что она вполне может соответствовать действительности. Другое дело, что пока говорить о какой-либо конкретике преждевременно. Проект расширения экономического присутствия на Южном Кавказе, скорее всего, находится на стадии экспертной разработки. В перспективе он должен дать ответ на вопрос о способностях экономического сегмента постсоветской политики.

Потенциальный выбор Кремля в пользу Закавказья связан с тем, что именно здесь в постсоветском курсе РФ с середины 2000-х годов были допущены наиболее существенные промахи. И использование исключительно политических и военных методов не дает желаемого результата. Наиболее знаковым примером такого положения вещей стало военное вторжение Грузии в Южную Осетию в 2008 году. Несмотря на то, что формально Тбилиси вступил в конфликт с Цхинвалом, на деле грузинская сторона нанесла удар и по Москве. Первыми атаке подверглись подразделения российских миротворческих сил, размещенные на границе между Грузией и Южной Осетией. Этот случай является для особых практик внешней политики исключительным. Весьма редко бывшая зависимая территория нападает на свою прежнюю метрополию. В цепи промахов следует упомянуть и практическую полную переориентацию Грузии с России на США вместе с движением в схожем направлении Азербайджана. Экономическое сотрудничество является чуть ли не единственным доводом Москвы в регионе.

Не исключено, что первым субъектом, в диалоге с которым Кремль попробует апробировать новую технику, может стать Армения. Осенью с.г. в Ереване должен пройти второй армяно-российский межрегиональный форум. К нему будет приурочено и проведение второй межрегиональной выставки. Весьма вероятно, что оба мероприятия будут ориентированы как на политико-гуманитарную, так и на торгово-экономическую тематику. И центральным вопросом экономической повестки может стать расширение практического присутствия российского бизнеса на армянском рынке. Предварительные консультации по вопросу проведения межрегионального форума состоялись в Армении в начале августа с.г.

На этом фоне в отношениях России и Латвии произошел очередной скандал. Также в начале августа латвийский МИД объявил бывшего начальника Управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова персоной нон грата. По мнению официальной Риги, поведение Колерова во время посещения Латвии угрожало территориальному единству и экономической безопасности республики. Ранее Колерову был запрещен въезд на территорию сразу трёх постсоветских стран - Литвы, Эстонии и Грузии.

Одной из вероятных причин преследования Колерова является желание латвийских властей ослабить деятельность на своей территории движения «Интернациональная Россия». До недавнего времени Колеров являлся главой информационного агентства Regnum. Но ещё в мае с.г. он покинул эту позицию, а летом стал председателем политического бюро «Интернациональной России». Данная организация ставит своей целью расширение общественно-политических связей с соотечественниками в бывших республиках СССР. Не исключено, что официальная Рига воспринимает «Интернациональную Россию» как силу, способную обеспечить консолидацию русской общины в Латвии. Для противодействия таким планам было принято решение ослабить позиции организации, посредством выведения из игры на треке одного из её руководителей.

Максим Минаев 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".