Экономический форум
Проблемы регионов в условиях кризиса стали темой 14-го Российского экономического форума в Екатеринбурге. В центре внимания - ситуация в промышленности, бюджетной и социальной сфере. Среди участников форума - министр регионального развития В.Басаргин, губернатор Свердловской области Э.Россель, представители научных институтов и общественных объединений.
В регионах преодоление кризисных последствий, в том числе по социальным обязательствам, по тем расходам, которые приоритетны, выполняется в основном за счёт помощи федерального центра. Такой вывод можно сделать по данным за первый квартал - это, кстати, показывает мониторинг, который проводит Минрегионразвития. В этой ситуации региональные администрации действуют не так оперативно, как хотелось бы.
И многие регионы (таких я насчитала 20) даже не смогли принять скорректированные бюджеты, то есть фактически они живут по бюджетам прошлого года. При этом их расходы никак не адекватны сегодняшней ситуации, потому что ключевая тенденция – это сокращение доходов. И эта тенденция была, в общем-то, ожидаемой. Мы не можем прогнозировать точный масштаб. Это тоже понятно, потому что как развивается кризис и как это будет происходить, сейчас очень трудно сказать. Поэтому трудно прогнозируемое снижение расходов имеет место.
За счёт налогов, конечно же, сокращаются поступления, потому что падает производство во всех регионах, и в промышленных особенно. Свердловская область – характерный пример. Но в Свердловской области, в отличие от многих других регионов, всё-таки были превентивные меры. Там была принята антикризисная программа ещё до Нового года, и там были мероприятия по максимальному сокращению расходов. А это тоже очень важный момент, потому что многие регионы надеются на то, что центр будет обеспечивать их и дальше, и расходы сокращать не стремятся.
В результате многие регионы (по-моему, уже больше половины) за первый квартал получили где-то треть запланированных на год субсидий. Возникает вопрос, а не многовато ли это. Астраханская область уже стопроцентно получила за год, Волгоградская - тоже довольно много.То есть многие получили уже больше половины запланированного на год. На сегодняшний день это позволило им лучше выглядеть в сравнении с некоторыми соседями. Возникает вопрос, что они будут делать дальше.
Мне пока представляется, что преобладает стратегия ожидания дальнейшей помощи от центра при том, что самостоятельно искать пути повышения доходности сейчас действительно трудно. Трудно ожидать рост доходов. Кстати, дополнительную помощь, кроме заявленных масштабов, центр сможет оказать только, если его собственный доход вырастет, что тоже пока проблематично прогнозировать.
Поэтому главной стратегией должно быть всё-таки сокращение расходов. Не поиск дополнительных источников заработка, а сокращение расходов. Уже урезаны все инвестпрограммы, но по региональным программам в субъектах федерации тоже, наверное, сокращения ещё пойдут. Вторая волна секвестров бюджетов неизбежна для большинства регионов. Рассчитывать только на центр – это непродуктивный путь. И так федеральный центр свои обязательства исполняет полностью. Социальные расходы приоритетны, и будут дальше компенсироваться центром по возможности. Тут региональные администрации должны со своей стороны тоже проявить активность.
Я думаю, что вопрос грамотной бюджетной политики – это очень актуальный вопрос. Для многих регионов сегодня это вопрос первостепенной необходимости.
Экономический форум – это не то место, где принимаются решения, но совершенно очевидно, что это площадка, на которой обсуждаются возможные решения и актуализируются проблемы, которые, может быть, были не вполне видны тем, кто их принимает в Москве.
Невозможно вычислить КПД конкретного экспертного обсуждения. Но абсолютно точно, что если отменить экспертные обсуждения, КПД деятельности органов, принимающих различные решения, например, министерства экономического развития, станет сильно ниже.
В целом, без экспертных обсуждений никакое развитие сегодня невозможно, потому что российская экономика, как, может быть, и все экономики мира, очень сильно зависит от объёмов и направления государственных инвестиций. Коль это так, объём и направление государственных инвестиций должен экспертно обсуждаться, много и разнообразно.
Россия состоит из регионов, поэтому на местах проблемы те же, что и на федеральном уровне. Вопрос в том, что в каких-то регионах больше промышленности, в каких-то регионах больше услуг, и, соответственно, регионы страдают пропорциональному тому, что у них больше развито.
У нас достаточно много моногородов, и предприятия, которые испытывают проблемы в ходе текущего кризиса, не справляются. Для такого региона и будет актуальна проблема, связанная с потенциальной социальной нестабильностью, с трудоустройством населения в моногородах, возможно, с переселением, переквалификацией. А если это Москва, где развит банковский сектор, то идет сокращение сотрудников банков. Здесь нужно искать альтернативные виды занятости.
Безусловно, для каждой власти, построенной по демократическому или неважно какому принципу, задача, чтобы население было более-менее спокойно, актуальна. И сейчас это актуально для всех. А дальше можно говорить о том, что промышленные регионы страдают от спада промышленности, от отсутствия заказов, от того, что простаивают предприятия. Некоторое время назад были очень большие проблемы у регионов, где была нефтяная промышленность, потому что там сильно упали доходы. Там были колоссальные проблемы - сейчас они уже попроще.
Россия достаточно разнородная страна. Здесь очень по-разному чувствуют себя регионы. Я думаю, что у всех регионов проблемы с доходами. У всех регионов проблемы с выполнением своих расходных обязательств. Я думаю, сейчас практически нет исключений. Проблемы социального характера тоже у всех, потому что на этот год довольно существенные социальные обязательства взяты на себя и федеральным бюджетом, и региональные бюджеты к этому тоже подталкивали. Это в контексте расходов и доходов с точки зрения экономики, с точки зрения политики – это проблема социальная.