Экономика МАКСа
Одним из основных экономических событий недели стало продвижение продуктов отечественного авиастроения на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС). Очередной этап поддержки российских производителей стартовал с обеспечения финансового ресурса. Полтора месяца назад Внешэкономбанк (ВЭБ) и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) заключили соглашение о сотрудничестве в области финансирования экспорта и инфраструктурных проектов в авиационной промышленности. Целью соглашения стало установление партнерства и развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в рамках участия Внешэкономбанка в финансировании внешнеторговых контрактов по поставке самолетов, структурирования схем их реализации, финансирования их производства и продаж как на территории РФ, так и на территории иностранных государств. В соответствии с соглашением, в модельный ряд самолетов, разработку, организацию серийного производства и создание системы финансирования которых планируется осуществлять, вошли представители семейств Ту-204СМ, SSJ-100, Ан-148 и МС-21.
Кроме того, документ предусматривал участие ВЭБа в финансировании инвестиционных программ. Последние будут направлены на создание центров технической поддержки самолетов с целью их последующего технического обслуживания. Госбанк также обязался организовать финансирование серийного производства гражданских, транспортных и военно-транспортных самолетов для последующих поставок на экспорт и внутренний рынок, а также поддержать перспективные инвестиционные программы ОАК и ее дочерних обществ.
Контракт в ВЭБом расширил финансирование стратегических проектов ОАК под обновленную команду менеджеров госкомпании во главе с Михаилом Погосяном. Ранее в авиастроительной корпорации прошла серьезная ротация кадров, которая окончательно завершилась несколько месяцев назад.
Кадровые перестановки в ОАК активизировались полгода назад. Должность главы госкомпании, после ожесточенного противостояния, досталась Михаилу Погосяну. Причиной увольнения предыдущего главы компании Алексея Федорова стали финансовые проблемы ОАК. Причем, финансовые трудности уже сказались на реализации целого ряда стратегических проектов. Собственно для того, чтобы поддержать гражданское и боевое авиастроение, правительство и открыло госфинансирование стратегической бизнес-структуре. Однако на этот раз денежные средства шли не напрямую, а под жестким контролем профильных ведомств – Минобороны, Минпромторговли и Минфина.
В гражданской авиации правительство поддерживало основные проекты ОАК – SSJ и МС-21. Серьезно укрепив позиции в средней и ближней магистрали, ОАК традиционно отказалась от конкуренции в дальней авиации. Здесь большую часть рынка поделили Airbus и Boeing. Причем, в противостоянии двух авиагигантов американцы, благодаря продвижению новой модели Dreamliner, продолжили наращивать объемы «твердых» заказов в широком фюзеляже, а европейцы закрепили триумф Airbus 320 Neo на Ле Бурже в узком формате.
Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры