Экономика - перезагрузка
30 июня 2009 в Москве начал свою работу традиционный V Ежегодный Бизнес-Форум предприятий реального сектора экономики России. В этом году Форум проходит в особых условиях и носит название «Кризис: от выживания к обновлению».
Организаторами форума выступает "Деловая Россия", Институт современного развития, Внешэкономбанк.
Работа форума началась с пленарного заседания "Экономика России - перезагрузка", модератором которого выступает помощник президента России Аркадий Дворкович.
По формулировке организаторов, мировой кризис поставил страну перед необходимостью смены экономической модели развития, перехода от сырьевой экспортоориентированной экономики, к «рыночной» модели, базирующейся на стимулируемом внутренним спросом отечественном диверсифицированном производстве.
У новой экономики должны быть новые лидеры: не десяток крупных, прежде всего сырьевых компаний, а тысячи малых, средних и крупных компаний реального сектора экономики, которые, проявляя предпринимательскую инициативу, внедряя инновации, в жёсткой конкурентной борьбе, должны стать, как это уже было в 1998 году, на первом этапе локомотивами выхода страны из кризиса, а затем и главными субъектами новой инновационной экономики России.
Дляя того, чтобы этот переход осуществился быстро и эффективно, правительство должно перейти к реализации новой экономической политики, от приоритета «управления расходами» к приоритету развития новых источников доходов, от политики «ручного управления», характерной для сырьевой модели, осуществить переход к «экономике стимулов», политике тонкой настройки конкурентного рынка, считают организаторы мероприятия.
В мероприятиях V Форума принимают участие: представители администрации президента РФ, правительства РФ, органов законодательной власти, главы субъектов РФ, руководители министерств и ведомств экономического блока, топ-менеджеры российских и зарубежных компаний, лидеры крупнейших бизнес-объединений и союзов, ведущие эксперты, экономисты, аналитики, известные политологи.
Что касается предложений форума снижать госрасходы, то здесь ораганизаторы занимают, скорее, очень либеральную позицию. Госрасходы - это в том числе госзаказы, большие проекты, как например строительство крупных объектов. Делается это и в интересах бизнеса в том числе. Всюду в мире бизнес выступает за рост госрасходов с тем, чтобы обеспечить загрузку предприятий. Даже готовы согласиться с временным увеличением дефицита бюджета, лишь бы только поддержать экономику. Поэтому, с моей точки зрения, это довольно странное требование.
По поводу наращивания кредитов. Безусловно, здесь есть доля правды, и об этом премьер говорит неустанно. Но при этом необходимо и в зеркало посмотреть. Сегодня в банки приходят предприятия, во-первых, перекредитованные и, во-вторых, не приносящие реальной программы мер по структуризации бизнеса, по выпуску новой продукции, то есть не гарантирующие банкам возвратность кредитов. Если бизнес не повысит качество деятельности с тем, чтобы снизить риски, то увеличение кредитования без этого является увеличением рисков в экономической системе.
В чём ещё проблема? Почему правительство сегодня не готово увеличивать инфраструктурные проекты? Прямо указывают, что сегодня это означает финансировать откаты и разворовывание, поскольку стоимость инфраструктурных проектов в России в 3-4 раза больше, чем аналогичных проектов в странах с тем же климатом, например. И если бизнес вел бы не разговоры о том, что пусть правительство начнёт борьбу с коррупцией, а начал бы реальное сотрудничество с правоохранительными органами в борьбе с коррупцией, это был бы факт, который бы позволил снизить уровень отката и разворовывания, и при этом стимулировал бы руководство страны к росту инфраструктурных проектов. Но бизнес не хочет принимать на себя активную роль в борьбе с коррупцией. Он рассчитывает, что это будут делать без него и за него. Это невозможно.
Бизнес должен и по горизонтали выступать с инициативой борьбы с коррупцией и отказаться от откатов, отказаться от использования этого инструмента получения заказов, а если откаты вымогают, то обращаться к правоохранительным органам. Это к вопросу о монополизме. Как они хотят, чтобы государство боролось с монополизмом без сотрудничества с бизнесом?
Форум пятый по счёту, то есть он проводится ежегодно в течение пяти лет. И сегодня это впервый форум, который проходит в условиях кризиса. Сегодня кризис привёл к резкому падению промышленного производства, и сырьевая модель экономики, в которой страна развивалась с 2002 года, с падением цен на нефть себя исчерпала. Россия должна научиться зарабатывать по-новому, нужна диверсификация, а она может быть достигнута только при переходе к новой конкурентной модели развития.
Мы сегодня выступаем с 4 главными предложениями к правительству. Во-первых, установить мораторий в налоговой сфере, не повышать и не понижать налоги, то есть не менять налоги. Во-вторых, упростить выдачу инвестиционных кредитов в банках, потому что понятно, что бизнес напрямую зависит от инвестиционных кредитов, а сегодня их получить достаточно сложно, если не невозможно. В-третьих, сократить излишние госрасходы, то есть сократить дефицит бюджета. Если бизнес сегодня получит доступ к кредитам, финансовая помощь государства уже и не понадобится. И последнее - постараться уменьшить уровень монополизма в российской экономике. Даже президент на встрече с партиями сказал, что государства у нас сегодня слишком много там, где его вообще не должно быть. Действительно, оно присутствует во всех отраслях.
Основными драйверами экономики сегодня должны стать не крупные сырьевые компании, а частная инициатива миллионов предпринимателей, которые сами, развиваясь в конкурентной борьбе, будут обеспечивать развитие экономики и вытащат Россию из кризиса.
Дискуссионная площадка для бизнеса и власти, сегодня, безусловно, есть. Подход вроде бы близкий, потому что правительство постоянно говорит о том, что будет поддержка. Бизнес её ждёт, но в итоге пока ничего серьезного не сделано. Мы ожидаем, что на форуме будет большая открытая дискуссия, на которой что-то прозвучит в пользу экономических субъектов.
