Электронная демократия
Либеральный клуб партии «Единая Россия» подготовил доклад на тему развития электронной демократии. Авторы документа намерены передать его на рассмотрение президенту Дмитрию Медведеву. Текст доклада оказался в распоряжении «Независимой газеты».
Напомним, что во время общения с российскими и зарубежными политологами на Мировом политическом форуме в Ярославле глава российского государства заявил, что в какой-то момент «эпоха представительной демократии может уступить место непосредственной демократии». Такая демократия будет осуществляться «путем непосредственного голосования через Сеть не только по вопросам политическим, но по самым разным вопросам». Слова президента, судя по всему, нашли отклик в сердцах представителей российской политической элиты.
На взгляд единороссов, главная проблема существующих моделей электронной демократии состоит в том, что они пытаются исключить классические политические институты, считая, что они безвозвратно утрачены для демократии. К примеру, зачем нужны партии, заседающие в парламенте, если люди посредством Интернета могут сами голосовать за те или иные законы. Либеральные единороссы считают, что классические институты – те же партии – могут быть вполне жизнеспособны даже в условиях электронной демократии. Правда, для этого им нужно модернизироваться на базе механизмов цифровых и сетевых политических коммуникаций.
Авторы доклада считают, что это приведет к формированию новой партийной системы, основанной на электронной демократии, опирающейся на Интернет как на инструмент консолидации гражданской активности. «Именно партии, пользующиеся новыми коммуникативными технологиями для возврата к своим классическим задачам и реальной политической борьбы, способны оживить политическое пространство, а также снять противоречие между представительной и прямой электронной демократией», – утверждают авторы. И вот главная цель: «Партия не будет уже выступать в качестве посредника между народом и властью, а выступит в качестве аппарата консолидации, дисциплинирования, просвещения и координации тех "нечетких" групп интересов и сообществ, которые в актуальной сетевой форме не способны к долгосрочному и ответственному политическому участию».
Для решения этой задачи, а также включения в политику прогрессивно мыслящего слоя граждан единороссы разработали следующие меры. Прежде всего, они предлагают внедрить альтернативный вид интернет-голосования. «Граждане должны иметь право выбора: пойти ли голосовать на избирательный участок (так и сделает тот, кто всегда это делал и привык не доверять Интернету) или проголосовать по Интернету», – убеждены авторы инициатив. Они отмечают, что «технологически обеспечить полноценное голосование по Интернету с соблюдением всех стандартов голосования на избирательном участке не является неразрешимой задачей». «Это гораздо дешевле оборудования всей страны электронными КОИБами и системой слежения за "голосами избирателей" через ГЛОНАСС, что сейчас реализует Центризбирком», – объясняют единороссы. При этом они говорят, что обеспечить законодательное сопровождение данной инициативы для партии власти - вовсе не проблема.
Второе предложение единороссов – внедрение системы публичной оценки деятельности представителя исполнительной власти. Все пользователи Интернета смогут оценивать действия чиновников по специально разработанной шкале. Авторы доклада также предлагают организовать публичное интернет-сопровождение документооборота аппарата исполнительной власти. «Принимаемые решения, подписанные документы и т.п. – все это, кроме случаев, оговариваемых законами, вполне может и должно быть опубличено», – утверждают они. Единороссы обещают обеспечить партийный патронаж над теми компаниями, которые займутся реализацией данных проектов.
Также, на взгляд авторов послания, необходимо ввести систему государственных экзаменов и аттестации чиновников на знание интернет-технологий и компьютерной грамотности.
Еще одно условие развития электронной демократии – устранение цифрового неравенства. Единороссы предлагают либерализовать рынок связи и доступа к Интернету.
Многие профильные ведомства также заинтересованы в придании своей деятельности элементов интерактивности. В частности, глава Центризбиркома Владимир Чуров считает целесообразным вести голосование с помощью Интернета. Он считает, что «если мы расширим возможность для голосования путем голосования через Интернет, мобильные телефоны, то это даст увеличение количества избирателей и будет способствовать снижению расходов на избирательную кампанию».
В свою очередь, правительство РФ вчера утвердило государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Цель госпрограммы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе, говорится в материалах.
Госпрограмма включает шесть подпрограмм: «Качество жизни граждан и условия развития бизнеса», «Электронное государство и эффективность государственного управления», «Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий», «Базовая инфраструктура информационного общества», «Безопасность в информационном обществе» и «Цифровой контент и культурное наследие».
Как уже сообщали ранее «Актуальные комментарии», процесс внедрения информационных технологий в госуправление уже запущен. Так, например, мэр Москвы Сергей Собянин заявил намерении выстроить в столице систему интерактивного общения граждан и бизнеса с городскими властями. Для этого он потребовал переработать программу «Электронная Москва».
«Мы должны выстроить, создать интерактивное общение с гражданами и бизнесом через систему информационных коммуникаций таким образом, чтобы самим быть доступными, а с другой стороны - знать, что хочет бизнес от города, чтобы бизнес и граждане участвовали в управлении городом», - заявил Собянин.
Отметим, что Сергей Собянин был идеологом и куратором проекта «Электронное правительство» в то время, когда он был вице-премьером и руководителем аппарата правительства РФ. Данный проект предусматривает создание централизованной инфраструктуры для формирования единой информационной среды правительства РФ и организации удобного доступа граждан и организаций к информации и услугам государственных органов власти и местного самоуправления. Фактически, новый столичный градоначальник планирует создать в Москве похожую модель.
Отметим, что Сергей Собянин был идеологом и куратором проекта «Электронное правительство» в то время, когда занимал пост вице-премьера и руководителя аппарата правительства РФ. Данный проект предусматривает создание централизованной инфраструктуры для формирования единой информационной среды правительства РФ и организации удобного доступа граждан и организаций к информации и услугам государственных органов власти и местного самоуправления.
Будучи вице-премьером, Сергей Собянин отмечал важность того, «чтобы человек мог получать универсальные услуги не только в конкретной области, но и в любом другом регионе страны, даже при смене жительства, командировках и поездках в отпуск».
По его словам, «граждане России в год обращаются более 3 млрд раз в различные органы государственной власти, бюджетные учреждения, органы местного самоуправления».
«Это значит: они куда-то поехали, пошли, затратили время. И потому неудивительно, что у нас численность чиновников в бюджетных учреждениях в последние годны выросла до 17 млн человек, а количество времени, которое граждане тратят на общение с ними, достигает миллиарда часов», - отмечал Собянин.
Также он подчеркивал, что переход на оказание услуг в электронном виде потребует реформирования правительственных структур.
«Легких решений здесь не бывает. Для того, чтобы предоставить электронные услуги, например, в области здравоохранения, нужно реформировать здравоохранение. Для того, чтобы обеспечить в электронной форме услуги в области ЖКХ, надо реформировать ЖКХ», - отмечал Сергей Собянин.
«Поэтому просто так - упростить госуслуги и предоставить их в электронной удобной форме – невозможно», - подчеркивал он.
Для Сергея Собянина перевод государственных услуг в электронный вид является «приоритетной задачей деятельности органов госвласти». «Дело не в деньгах, дело в желании и в организации работы», - подчеркивал при этом он.
По-моему, это очень правильное и своевременное движение, связанное с тем, что традиционная демократия последних двух веков (а именно представительная демократия) явно уже подходит к своим пределам. Сама форма представительная демократия была вынужденной. Переход от античной формы демократии, где она была прямой, где все жители маленьких городов знали друг друга, поэтому всегда принимали все решения сообща все взрослым населением, и только уже в Новое Время, когда появились крупные города, огромные государства, пришлось перейти к этой форме, а именно избирать представителей которые и будут осуществлять власть от имени народа, в интересах народа, и для народа.
Но понятно, что ситуация меняется. И она меняется, в первую очередь, за счет того, что появляются новейшие информационные технологии, которые позволяют считывать информацию в режиме он-лайн. И собственно жизнь, политическая практика должна приближаться к этим реалиям – нельзя больше делать вид, что мы живем в середине XIX или даже XX века? и что мы должны доверять каким-то представителям, поскольку мы сами не можем непосредственно участвовать в управлении.
Информационные технологии, их суть основная, их политический смысл в том, что они дают возможность практически каждому гражданину при желании практически полностью контролировать политический процесс, участвовать в нем от и до. Поэтому инициатива Либерального клуба единороссов очень своевременная и очень правильная. Надо только теперь поставить себе конкретную задачу – совершенно по-новому теперь форматировать политический процесс, обеспечивать людям возможность отслеживания всех политических событий в режиме он-лайн, информировать и открывать новые доступы к политической информации, таким образом позволять людям все время быть в курсе событий. И таким образом можно мечтать о том, чтобы возвратиться к прямой демократии античных времен, но уже на суперсовременной технологической основе.
Я имею ввиду, что если каждый гражданин будет оснащен возможностью непосредственного голосования, участия в решении политических проблем с помощью самых различных технических средств, то тогда такой институт как «представительство» может просто не понадобиться больше. Не надо будет выбирать специальных людей на определенный срок, которые будут от нашего имени что-то делать. Мы сможем вполне организоваться в общество, которое в любой момент может собраться в едином виртуальном пространстве и решить тот или иной общезначимый вопрос. Разумеется, проблема эффективного государственного управления здесь стоит несколько иначе – нельзя себе представить, что все население России будет конкретно управлять теми или иными процессами. Но здесь ведь задача одновременно еще и другая – нужно как можно больше стараться сокращать сферу правительственного вмешательства в жизнь граждан. Так что это параллельные процессы – переход к электронной демократии и сокращение функций государственных чиновников.
Идея о развитии демократии с использованием Интернета весьма любопытна. Несмотря на всю смелость идеи, она весьма перспективна не только в общероссийском, но и мировом формате. Представительная форма демократии считается эталоном уже более двух тысяч лет (со времен Древнего Рима).
Если Россия сможет почувствовать назревающие фундаментальные перемены и донести их до своих партнеров, а также создать теоретическую (а не только технологическую) базу для усовершенствованной формы демократии, это сможет кардинально изменить ее роль на мировой арене, которая в последние столетия так или иначе заключалась в том, чтобы «догонять» путем копирования «развитые» западные демократии. Во-первых, появление новых информационных технологий создает возможность вдохнуть новую жизнь в прямую демократию и дополнить представительную демократию (которая безальтернативна как базовая форма в сложных обществах) новыми формами прямой демократии. Во-вторых, использование новой политической технологии открывает возможность прямого общения между президентом и представителями социально активных групп общества, которые активно используют интернет. Новейшие технологии прямой демократии помогают президенту получить доступ к группам, которые являются важным социальным ресурсом модернизации.
Выход государства в Интернет есть попытка власти ответить на уже существующий посыл общества к диалогу. Но, другое дело, что власть всегда хочет разговаривать на своем языке, на своих условиях и в каком-то своем специальном месте.
На самом же деле все требования и пожелания людей в Сети уже проявлены и доступны для ознакомления. Здесь работает индустрия так называемых социальных медиа, которые с помощью вирусного редактора или социального фильтра делают выборку из мнений, благодаря чему они становятся очевидными. И «Частный корреспондент», и F5, и другие СМИ публикуют подборки из блогов. Существуют рейтинги и статьи, которых на эти блоги ссылаются. Можно зайти в Facebook или посмотреть, что творится ВКонтакте.
Тот, кто работает с информационным сетевым полем, должен обладать определенными характеристиками. Это, прежде всего, доступность, открытость, и интерес к тому, что думают другие. Это первичные мотивации. У власти есть проблема, что даже в таком благом деле как в налаживание связи в Интернете, все равно начинается все с того, что это все формулируется в какие-то собственные задачи и собственные проекты. Хотя достаточно было отметить, что именно беспокоит людей и сделать это частью политической повестки дня.
Говорят, что люди сейчас аполитичны, но это совсем не так. Просто политическая повестка сильно ушла от традиционного политического дискурса, от обсуждения национальной идеи в сторону каких-то совершенно простых требований, связанных с экологией, социальной политикой, трудовыми отношениями, пенсионными накоплениями, страхованием, налогами.
Все эти вопросы людям действительно интересно обсуждать, и у них есть здесь свои требования и пожелания.
Например, есть мнение, что нужно убрать НДС, сделать подоходный налог прогрессивным, а «упрощенка» вообще приведет к экономическому росту. Все эти вещи можно обсуждать. Что касается борьбы с коррупцией, люди охотно подключатся, если власть начнет действительно собирать информацию о «кривых» сделках - обязательно кто-нибудь «настучит». То есть, было бы желание, сотрудничать люди давно готовы.
Но пока что принципиальных характеристик для коммуникации в информационном поле у власти еще нет. Государственная машина пока не готова к такому уровню открытости. В этом я вижу причину поражения программы «Электронная Россия». Внедрение электронного режима работы требует перестройки самой логики работы госмашины: из насаждающе-доминирующей в такую сервисно-обслуживающую. Здесь и кроется главное противоречие. Т.е. готовность идти навстречу есть, а понимание своей роли отличается от того, что требует работа в информационном пространстве.
Говоря о демократии, стоит вспомнить, как она возникла и формировалась. Демократия появилась в греческих полисах, где люди могли собраться, прийти на какую-то большую площадь. Но когда стали расти города, возникать страны, то это стало невозможно. То есть, представительная демократия возникла не от хорошей жизни, она появилась средство преодолевать расстояния, чтобы каждый человек мог участвовать в принятии решения, не присутствуя физически. Когда не было возможности установить связь между всеми людьми, прямая демократия погибла на много столетий. А сейчас она возникла благодаря Интернету.
При этом парламентаризм должен существовать все равно, потому что Интернетом охвачено не 100% граждан. Есть электронное неравенство – не все имеют равный доступ к Сети, не всегда это дешевая услуга, для многих она недоступна. Поэтому полностью перейти на прямую демократию сейчас совершенно невозможно, и этот процесс еще в самом начале, необходимо еще обдумать все механизмы. Поэтому для управления страной представительная демократия остается основным инструментом.
В парламенте задействованы не только депутаты, которые представляют какое-то количество людей, это еще и экспертное сообщество. При каждом комитете Госдумы созданы советы, которые консультируют депутатов, готовят законопроекты, редактируют их и так далее. Поэтому такая система будет продолжать существовать, и ее надо совершенствовать.
Но поскольку возникла возможность прямого участия граждан благодаря Интернету , не обращать на это обстоятельство внимание и не заниматься этим вопросом глупо и недопустимо. Во всем мире идет этот процесс – особенно в развитых странах. Например в США на выборах президента впервые возникли виртуальные партии TEA-party и Coffee-party movement – партия движения чаепития и кофе-пития. У Обамы были консультанты, которые придумывали новые технологии ведения избирательной кампании в Интернете. Считается, что именно благодаря этому Обама победил – настолько великолепны были находки - интересно сделанные, забавные, что людей как-то это покорило.
И мы можем не ждать еще 100-200 лет, пока у нас парламентаризм достигнет того уровня, как в Великобритании. Мы ведь плетемся в хвосте в области развития парламентских вещей. Но, развивая прямую демократию, мы можем сразу войти в мировой тренд, работать над абсолютно новыми вещами и технологиями.
Первым использовать эти технологии начал, наверное, Владимир Путин, общаясь с населением, когда именно из Интернета была большая часть вопросов. Потом Дмитрий Медведев завел свой блог, потом Грызлов стал делать онлайн конференции, что было просто немыслимо какое-то время назад. Когда ясно стало, что Лужков уйдет в отставку, то в Интернете провели онлайн голосование, кого москвичи хотят видеть мэром Москвы. Был также опрос, кого хотят видеть президентом страны. Речь идет, конечно, не о том, что лидеры голосования непременно займут эти посты, здесь есть и элемент шутки, и элемент протеста, это и игра, но за всем этим скрываются и реальные проблемы.
«Голосовалок» сейчас очень много. В социальных сетях создаются специальные технологии, когда любой пост превращается в голосование. Короче говоря, речь идет о том, чтобы люди сами напрямую могли формировать повестку дня. Если они считают, что пробки – это главная проблема Москвы, то власть уже на это реагирует, и не надо никакого референдума. Не надо тратить огромных денег. Люди сами сообщают, что им на самом деле важно, и везде и всюду мы видим, что власть стала на это реагировать. Вот этот процесс я называю вики-политикой, когда образуется связка между мнением людей и властью, причем практически без всяких посредников. Хотя, я полагаю, что посредник здесь все-таки нужен и эту роль могли бы взять на себя партии.
Возьмем в пример «закон о полиции». Почему власть просто не может внести его в Думу, чтобы там проголосовали, и на это все. Нет, они устраивают обсуждения, нулевые чтения для того, чтобы люди могли высказаться, могли заметить какие-то недоработки законопроекта. То есть, каждый, кто хочет, может стать участником подготовки политического решения.