Статья
2020 27 января 2011 19:34

Электронные госуслуги навязывать не будут

На заседании президиума Совета по местному самоуправлению  с участием премьера Владимира Путина говорилось о переходе на электронные виды госуслуг.

Владимир Путин пообещал участникам заседания, которое проходило в Оренбурге, что электронный формат не будет навязываться людям, сообщает «Интерфакс». «Хотел бы сразу успокоить пожилых людей и всех тех, кто не всегда может воспользоваться новыми технологиями, либо не готов или не хочет», - сказал премьер. Он подчеркнул, что «переход на электронные услуги - дело добровольное. Любые инновации мы будем вводить максимально аккуратно».

По его словам, людям надо разъяснять «достоинства электронного формата услуг, но ничего не надо никому навязывать». Премьер считает, что «если гражданин предпочитает лично обратиться за государственной или муниципальной услугой, у него должна быть такая возможность». При этом, по его словам, сама процедура такого обращения должна быть удобной и необременительной.

При этом почувствовать действие новой системы граждане должны уже летом.  «С 1 июля 2011 года чиновникам при оказании госуслуги будет прямо запрещено требовать от граждан документы, которые содержатся в базах данных других ведомств», - сказал Владимир Путин.

Он напомнил, что до 1 апреля должна быть отлажена вся система межведомственного электронного взаимодействия. «Почему это так важно? Потому что с 1 июля все необходимые согласования и запросы органы власти будут обязаны осуществлять самостоятельно, и не гонять, как прежде, людей за справками в соседние конторы и учреждения», - сказал глава правительства.
Он подчеркнул, что придя к чиновнику, гражданин «должен получать качественную и окончательную услугу, а не выполнять роль курьера».

Как отметил Владимир Путин, «главная наша задача - настроить работу чиновников таким образом, чтобы она была в интересах общества». «Нужно избавить людей от утомительного, а порой унизительного стояния в очередях, от бесконечной беготни за справками и бумажками, от поборов со стороны разного рода посредников, чтобы посещение так называемых, как говорят в России, "присутственных мест" каждый раз не превращалось в испытания и нервотрепку», - сказал Владимир Путин.
Помочь гражданину собрать документы воедино должны центры по оказанию услуг населению.  Правительство РФ в ближайшее время обяжет органы власти всех уровней сотрудничать с создаваемыми на местах многофункциональными центрами по оказанию государственных и муниципальных услуг населению, сообщил премьер Владимир Путин.

Он также сообщил, что в ближайшее время будет утвержден перечень из почти 80 наиболее массовых услуг, которые в обязательном порядке должны предоставляться в многофункциональных центрах.

Как пояснил Владимир Путин, речь, в частности, идет о таких услугах, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество или дачный участок, выдача общегражданских и заграничных паспортов, регистрация граждан, прием налоговых деклараций.

В ближайшие два года в России будет создано порядка 800 МФЦ, а к концу 2015 года их число должно приблизиться к 2,5 тыс. Он отметил, что более 90% граждан, посетивших эти центры, положительно оценивают их работу: время ожидания в этих центрах уменьшается в два-три раза, время обслуживания - в три-четыре раза. «Процесс создания этих центров необходимо ускорить. В перспективе - очень хотелось бы, чтобы это была неотдаленная перспектива - в каждом муниципалитете граждане должны иметь возможность получать услуги по принципу "одного окна" или хотя бы "одной двери"», - заявил Владимир Путин.

Глава правительства также заявил, что «электронный документ должен быть окончательно приравнен "в правах" к бумажному носителю». Премьер обратился к министерству связи с поручением «урегулировать все технические вопросы использования и подтверждения электронных цифровых подписей».

В ходе совещания премьер-министр отметил, что проблема бюрократии и мздоимства - это исконная проблема России, и проиллюстрировал ее на примере «чекистского» анекдота. «Такие вещи, как мздоимство и произвол, к сожалению, являются хроническими болезнями нашей страны. И в царское время, и в советское время - все одно и то же», - сказал премьер, комментируя ряд выступлений на президиуме.

Как напомнил Владимир Путин, в советское время был анекдот про иностранного шпиона, который пришел сдаваться на Лубянку. «Приходит шпион на Лубянку и говорит: хочу сдаться. Там его спрашивают: вы шпион какой страны? Американский? Тогда в пятую комнату. Там спрашивают: вы американские шпион, а оружие есть? Если есть, то в седьмую комнату. В седьмой спрашивают: а у вас средства спецсвязи есть? Если есть, тогда в 20-ю. А в 20-й спросили: а задание-то у вас есть? Есть. Ну, тогда идите, исполняйте и не мешайте людям работать», - пересказал советский анекдот Владимир Путин.

Он признал, что «это у нас, к сожалению, практика многих десятилетий, если не столетий». «Но сегодня у нас есть все возможности, чтобы эту практику поменять», - сказал Владимир Путин. Он подчеркнул, что проблема госуслуг, которая обсуждается на президиуме, «конечно, не относится к разряду запоминающихся и ярких событий, но от решения проблем такого рода зависит социальное самочувствие сотен людей».

Комментарии экспертов

В том анекдоте, который рассказал Владимир Путин, не хватает одного существенного момента, а именно, чтобы шпиону сказали: «А не хотите ли решить вопрос по-быстрому?». Тогда бы этот анекдот стопроцентно отражал российскую бюрократическую действительность.

Что касается волокиты, то она является основным инструментом извлечения бюрократией прибыли на всех уровнях, причем, больше на низшем и среднем уровне.  Хотя и на высшем уровне бюрократия кормится за счет того, чтобы решать вопрос «по-быстрому». И люди, экономя свое время, готовы платить. Внедрение электронных услуг может существенно подвинуть вопрос бюрократической волокиты. Мы видим, что чиновники сильно сопротивляются. Когда вводили десятилетние загранпаспорта вместо пятилетних, то чиновники, ответственные за это, всячески сопротивлялись. Один чиновник вообще утверждал, что введение новых паспортов вдвое увеличит очереди в отделениях ФМС, хотя, по идее, очереди наоборот должны стать со временем вдвое меньше.

Бюрократия сопротивляется и пытается найти обходной маневр. Т.е. введение электронного государства – это не панацея, но факт его введения означает, что государство становится более публичным и все уловки тоже будут более публичными и их будет легче обнаружить и обезвредить.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".