Форум стран - экспортёров газа
В Москве пройдёт форум стран-экспортёров газа. В нём примут участие министры энергетики России, Ирана, Египта, Алжира, Боливии, Катара, Ливии, Норвегии, Тринидада и Тобаго. Планируется принятие устава форума, который преобразует его из совещательного органа в полноценную международную организацию. Россию представляет министр энергетики Сергей Шматко.
Организацию уже провозгласили «газовым ОПЕК», однако участники форума выступают категорически против такого самоназвания. Вместе с тем, они считают существующее ценообразование на газ недостаточно справедливым и выступают за упорядочение ценовой политики при экспорте газа.
ФСЭГ нельзя считать «газовой ОПЕК», потому что системы регулирования нефтяных и газовых цен принципиально различаются. Каким образом можно согласовывать политику в области поставок газа, если большая часть поставок в этой области регулируется долгосрочными соглашениями? Условно говоря, если Катар, Россия и остальные страны, которые входят в организацию экспортёров газа, имеют какие-то собственные соглашения с потребителями по объёмам и ценам поставок, то каким образом участники гипотетического картеля могут на эти объёмы и цены влиять? Никак не могут. Соответственно, здесь о картеле говорить несколько странно. Может быть, по истечению достаточно многих лет, когда истекут сроки основных соглашений, появится смысл говорить об этом. Нефтяная торговля качественно отличается от газовой. Цены достаточно быстро варьируются, кроме того, они определяются свободной брокерской игрой – и там, конечно, достичь соглашения намного проще. На рынке газа, пока действуют долгосрочные соглашения с потребителями (а таким образом функционирует около 45% объёма мирового газового рынка), организовать работоспособный картель не получится. Развитие рынка сжиженного газа ещё недостаточно велико.
По отношению к ФСЭГ России логичнее придерживаться той же логики, которой она придерживается по отношению к ОПЕК. Должны быть обеспечены тщательное и детальное координирование позиций, плотный переговорный процесс, учёт интересов всех участников соглашения. При этом Россия должна сохранить возможность не брать на себя каких-то обязывающих ограничений по поставкам и цене.