Статья
5992 2 июня 2010 0:02

Фурсенко выступил в Госдуме

Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко в ходе «правительственного часа» в Госдуме рассказал депутатам о нововведениях в системе образования. 

Министр остановился на проблеме образовательных стандартов, которые, по его словам, будут приняты до конца текущего года. Он отметил, что в прошлом году был утвержден и зарегистрирован в Минюсте стандарт начального образования. С 1 сентября 2010 года он начнет действовать в школе, передает «Интерфакс».

Проект стандарта для второй школьной ступени в настоящее время находится на общественно-профессиональной экспертизе, завершается подготовка стандарта для третьей ступени школы, сказал министр.

Кроме того, по его словам, на сегодня утверждены более 400 стандартов для начального и среднего профобразования, а также порядка 500 - для высшего (бакалавриат, магистратура, специалитет).

В отношении нового закона о бюджетных учреждениях Андрей Фурсенко сказал, что это позволит очистить систему образования от нелегальных поборов. «Закон закрывает серые схемы и добивается того, чтобы никаких нелегальных поборов не было. В этом плане закон делает очень многое», - сказал министр. Так он прокомментировал существующие опасения, что данный закон приведет к увеличению платности в социальных сферах, в том числе, в образовании.

«Я думаю, что все хорошо знают объем услуг, многие из которых предоставляются противозаконно, в рамках серых схем», - сказал министр, добавив, что новый закон как раз позволит избавиться от таких схем.

Он рассказал, что Минобрнауки РФ готовит законопроект, снимающий многие барьеры для развития альтернативных форм детских садов. Глава Минобрнауки отметил, что в связи с ростом рождаемости в последние годы возникла острая потребность в новых детских садах. На сегодняшний день, по словам министра, дошкольные учреждения посещают 5,3 млн детей, однако порядка четверти малышей старше трех лет не имеют места в детском саду. Поэтому принято решение развивать альтернативные формы детских дошкольных учреждений, например, частные детские сады или семейные, когда родители сами организуют детский сад.

Комментарии экспертов

Предстоит серьезная работа именно в том, чтобы Единый Государственный Экзамен по специальностям гуманитарного цикла сделать таким, чтобы он действительно отражал содержание тех курсов, которые ученики в школе получили, тех уроков, на которых они работали, но, в то же время, чтобы это не сводилось к некоему примитиву – расстановке запятых или к точной формулировке.

Но здесь проблема упирается не в то, что экзамены составлены неудачно, а в то, что тип учебника, который господствует до сих пор по этим дисциплинам, почти не изменился с советских времен. Он так же ориентирован на заучивание. На то, что уже известно, и ученики должны это запомнить, а потом пересказать.

Поэтому я бы ожидал от министра образования постановки вопроса о том, что хотя бы в части социально-гуманитарных дисциплин в школе нужна совершенно революционная какая-то подвижка. То есть надо заново посмотреть на преподавание этих дисциплин в школе, понять, зачем они преподаются. Они преподаются вовсе не для того, чтобы ученики заучивали, как зовут Татьяну Ларину, Евгения Онегина, когда родился Иван Грозный и что такое общество, что это какая-то динамичная изменяющаяся система. Не для этого школьники учат предметы.

Вот если это понимание начнет как-то проникать в управленческие структуры образования, тогда, видимо, и сам экзамен и тип экзамена, тип проверки знаний, который там будет получаться, будет меняться. Потому что, повторяю, если мы не изменим стилистику, методику преподавания этих наук, этих дисциплин, если не превратим их в актуальную современную жизненно важную школу о современном мире, даже о прошлом, но в интересном ключе, важном для сегодняшнего дня, то мы будем биться в этом замкнутом круге.

Формализовать вопросы не удастся – история не математика, а от того, что нужен экзамен, тоже никуда не уйдешь. Я решения
непосредственного не вижу, кроме того, что я предположил – необходимо менять тип преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

На сегодняшний день можно констатировать безусловные успехи национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа». Я рада, что один из пяти приоритетов, которые определил президент РФ в рамках этой программы – здоровье школьников. Сохранить здоровье здоровых людей – вот важная задача современности.

Сейчас для этого многое делается в рамках приоритетных нацпроектов «Образование» и «Здоровье»: проводится лицензирование школ только при наличии медкабинетов, стимулируется создание центров здоровья школьников, строятся бассейны и закупается спортоборудование. Причем это происходит не на добровольных началах, а вменяется в обязанность каждому учебному заведению.

Более того, с 1 сентября 2010 года начнет действовать новый государственный образовательный стандарт, в котором закреплено обязательное преподавание основ здорового образа жизни. Школьники начнут его изучать как отдельный предмет, уже выделена в школах ставка для специалиста. Но вот проблема с кадрами сейчас является основной. Нужны специалисты по общественному здоровью, которые смогут обучать не только детей, но также их родителей и самих педагогов.

Следует отдать должное Министерству образования и науки: введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Общественное здравоохранение». Теперь окончившие этот курс магистры будут получать российские дипломы, а не израильские или европейские – как это происходит сейчас.

Но чтобы общество воспринимало здоровый образ жизни как тренд современности, необходимый атрибут повседневности - следует с самого юного возраста это воспитывать в детях, стимулировать их к заботе о собственном организме. Например, под эгидой партии «Единая Россия» можно провести «Единый государственный экзамен» для школьников по вопросам здорового и безопасного образа жизни. В ходе такого необычного «ЕГЭ» ученики будут сдавать  нормативы по физической подготовке,  выполнять творческие задания,   проходить тестирование на знание основ здорового образа жизни. В соответствии с набранными баллами может производиться награждение обучающихся специальными знаками 3-х степеней (как значки ГТО). То есть каждый школьник ежегодно будет иметь возможность подняться на одну ступень. В результате такой экзамен станет трамплином к  укреплению здоровья нации.

Не меньшую эффективность даст и реализация проекта «Команда нашего двора»  для  детей, подростков и молодежи с целью создания дворовых команд по игровым видам спорта (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и др.). На мой взгляд, необходимо порекомендовать руководителям субъектов Федерации разработать и принять локальные нормативные акты для 2-х процентных отчислений из средств ЖКХ на развитие детско-юношеского спорта на дворовых площадках.

К тому же реализация образовательного госстандарта, особенно в части проведения внеклассных занятий по различным видам спорта и участию команд в соревнованиях потребует создания соответствующих организационных структур – школьных спортивных клубов. Вузы уже имеют опыт создания и деятельности таких клубов, поэтому их опыт может быть использован. Только все вместе – государство, бизнес и гражданское общество сможет обеспечить здоровое будущее сегодняшних школьников.

Не последним является вопрос, связанный со школьным питанием. На этот год на эти цели было выделено 600 миллионов рублей, однако дали всего 300. Может быть, всё-таки нужно было принять более энергичные меры, поскольку питание школьников – это большой вопрос. Как бы они не учились, какие бы не были экзамены, но речь идет об их здоровье, причем в рамках национального проекта «Образование». Вместе с тем, за последние 2 года ни одного комбината школьного питания не было построено. Эта проблема остаётся нерешенной. Деньги на ее реализацию на этот год до сих пор не выделены.

Затем, когда у нас будут оборудовать школы новым оборудованием и школьные столовые? У нас ремонты происходят в сентябре-октябре, в разгаре учебного года. А это запрещено. Почему бы в январе средства не направить в регионы, чтобы они могли сейчас приступить к монтажу оборудования, и с 1 сентября заработали бы новые школьные буфеты. Это общая проблема нашей политики: деньги есть, школы есть, дети есть – всё есть, а проблема решается искажённо и плохо.

И самое главное. Раз мы не можем побороть здесь коррупцию, давайте вообще отменим экзамены, давайте в школе на учительском совете будет собеседование, пусть посидят учителя и побеседуют с выпускниками. Не один день потратят и общую оценку поставят. Получил аттестат – и любой вуз, как за рубежом. В некоторые университеты за рубежом достаточно заявления, из дома направить заявление по электронной почте. Примите его, а если он ошибся, значит он поменяет вуз. Но не исключайте из вуза.

В своё время исключили Ульянова из Казанского университета, что получили? Революцию. Ввели экстерн? Никаких знаний экстерн не даёт. Что получили? Он стал юристом. То же самое Гитлер – не приняли в художественную академию, получили диктатора для Германии.

Да пускай учатся все, кто хотят. Исключать не надо, обижать не надо, и дайте выбор. Любые предметы, любые вопросы, любые ответы. И не мешайте им войти в учебный процесс. Нужны годы и годы, чтобы определить, чего достоин человек. А учиться достойны все.

В текущем созыве фракция поддержала все 8 внесённых правительством и непосредственно относящихся к сфере образования и науки, законопроектов. Благодаря этому создана законодательная база для формирования федеральных, национальных и сельских университетов. Установлено право родителей на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, которые реализуют программу дошкольного образования. Получили ясный правовой статус студенческие отряды. Уточнены вопросы государственной поддержки наукоградов. Стали более совершенными правовые отношения в области деятельности государственных научных центров. Наконец, только что в мае внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений, которые касаются всех государственных и муниципальных образовательных  учреждений.

В свою очередь, 6 законопроектов по вопросам образования, которые были подготовлены депутатами фракций, стали федеральными законами. Они органично дополнили законодательные инициативы президента и правительства, устранили существующие пробелы действующего законодательства и дали возможность учреждениям профессионального и религиозного образования проходить лицензирование и аккредитацию, учреждениям здравоохранения на безвозмездной основе пользоваться имуществом образовательных учреждений для осуществления бесплатного медицинского обслуживания обучающихся и работников.

К сожалению, такая слаженная работа с министерством и правительством получается не всегда. В соответствии с принятыми федеральными законами сейчас полным ходом идёт формирование сети федеральных, национальных и сельских университетов. Из федерального бюджета им выделяются значительные средства. Возникает вопрос у образовательной общественности: а что будет происходить с остальными университетами, многие из которых играют в своих регионах системообразующую роль? Пока целостной программы оптимизации сети высших учебных заведений ни вузы, не регионы ни видят.

О поддержке студентов. При принятии федерального закона о федеральном бюджете на 2010 год на плановый период 2011-1012 годов Государственная Дума рекомендовала правительству рассмотреть с 1 сентября 2010 года возможность увеличения стипендий учащимся федеральных государственных образовательных учреждений с учётом результатов исполнения федерального бюджета в первом полугодии 2010 года. О необходимости решения этой задачи недавно говорил депутатам Государственной Думы и председатель правительства, представляя отчёт правительства в Государственную Думу. Студенты вузов и техникумов ждут со стороны министерства активных действий по этому поводу.

Федеральный закон о новой структуре образовательных стандартов был принят в декабре 2007 года, но работа по их дальнейшей разработке так затянулась, что Государственной Думе уже дважды пришлось переносить сроки вступления в силу. Не придётся ли депутатам делать это ещё раз, следуя известной поговорке «бог троицу любит»? А как в этих условиях повышать качество учреждений профессионального образования? Неоправданно затянулось оформление законодательных инициатив по совершенствованию проведения ЕГЭ, подготовленных и созданных президентом РФ, комиссией по ЕГЭ.

Комитет по образованию при поддержке фракции в 2008-2009 годах провёл почти два десятка парламентских слушаний и круглых столов по наиболее актуальным проблемам, которые волнуют образовательные учреждения, профессиональное сообщество, в том числе они были проведены в режиме видео-трансляций во все субъекты РФ.

В адрес правительства и министерства были приняты и разосланы десятки рекомендаций, которые учитывали мнение широкой образовательной общественности. Однако и мы, и регионы не почувствовали и не чувствуем, что эти рекомендации в должной степени учитываются при формировании и реализации государственной образовательной политики.

В послании Федеральному собранию президент дважды говорил о необходимости совершенствования школьного образования, создания «новой школы», но в регионах пока не ощущают, как реально происходит реализация утверждённых президентом инициатив.

При подготовке депутатами нашей фракции законодательных инициатив в сфере образования мы всегда проводим их предварительное согласование со специалистами министерства в режиме нулевого чтения. И что? На законопроект о расширении возможности выбора языка обучения при получении общего образования мы получаем отрицательный отзыв правительства.

У нас впереди большая и сложная работа. Необходимо законодательно обеспечивать многие задачи, поставленные в концепции долгосрочного развития. Однако, к сожалению, у нас возникают такие недоработки. Мы с вами находимся в одной лодке, и я думаю, что всем надо грести вместе и в одну сторону.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".