Статья
1913 15 августа 2011 15:48

Газ со скидкой

Белоруссия со следующего года будет получать российский газ со скидкой с учетом ее вхождения в Таможенный союз. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин по итогам встречи со своим белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем.

«В России принято решение о следующего года ввести в газовую формулу для Белоруссии интеграционный понижающий коэффициент», - сказал Путин.

Размер этой скидки, по словам российского премьера, будет определен в ходе переговоров компаний двух стран.

«Уровень коэффициента будет определен по соглашению между хозяйствующими субъектами. Мы должны выйти на условия равной конкуренции. Это невозможно сделать одним ударом. Конечные параметры должны быть определены в ходе коммерческих переговоров. Но мы этот подход согласовали», - сказал Путин.

Он напомнил, что переговорный процесс о цене «будет синхронизирован с приобретением второй доли "Газпромом" в "Белтрансгазе"».

Со своей стороны Мясникович сообщил, что стороны договорились, что «в ближайший месяц будут отрегулированы по 2012 году вопросы по закупкам нефти и газа».

Он поблагодарил российского коллегу за "подарок" в виде скидки в цене на газ и выразил надежду, что в следующем году этот коэффициент будет ниже единицы, сообщает «Интерфакс».

В ответ Путин заметил, что скидка в цене на газ - «это прямая помощь и поддержка, но не совсем подарок». «Когда у российских компаний расширяются возможность на белорусском рынке, они готовы пойти на встречу белорусским партнерам», - пояснил российский премьер.

Это общая позиция российского руководства - как президента, так и премьер-министра, подчеркнул Путин.

Подписание газового контракта с Белоруссией обсуждалось также на встрече президента России Дмитрия Медведева с главой Газпрома Алексеем Миллером, которая проходила в Сочи. 

Что же касается переговоров на уровне премьеров России и Украины, то главы правительств собрались в Москве на заседание совмина Союзного государства, на котором речь зашла о координации в экономической сфере.

В начале мероприятия премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович затронул тему санкций США в отношении Белоруссии.
«Это акт агрессии по отношению к белорусскому народу, в отношении экономики нашей страны и к секторам, которые тесно связаны с кооперацией с Российской Федерацией», - сказал Михаил Мясникович.
Он подчеркнул, что «в определенной степени это вызов и нашему Союзному государству, и ЕЭП».
«Те политические решения, которые приняты США, вредят бизнесу, провоцируют торговые войны и ведут к изоляции, вместо того, чтобы открывать экономики и работать в этом глобальном мире», - подчеркнул белорусский премьер.
По его мнению, «здесь много надуманного политического». «Плохо, когда политика начинает влиять на бизнес», - сказал он.
Михаил Мясникович подчеркнул, что Россия «всегда поддерживала Белоруссию, и в "двойке" и в "тройке" всегда можно найти инструменты для совместной реализации соответствующих мер поддержки». «Единая позиция сделает наши интеграционные объединения еще крепче. Как известно, друг познается в беде», - заключил белорусский премьер.
Со своей стороны премьер РФ Владимир Путин отмечает, что в мировой экономике сильна неопределенность и риски, призывает Белоруссию координировать усилия в экономической сфере.
«Сейчас на глобальных финансовых рынках дела складываются непросто. Эти проблемы вызваны понижением кредитного рейтинга США, долговыми проблемами в еврозоне», - сказал Владимир Путин в ходе заседания российско-белорусского Совмина в Москве.
Как отметил он, «в целом сохраняются серьезные неопределенности в мировой экономике и большие риски».
«В такой ситуации нам необходимо максимально координировать наши усилия, эффективно использовать инструменты взаимной поддержки, в том числе для оперативного реагирования на возникновение возможных дополнительных рисков», - отметил Владимир Путин.
 

Основой союзного сотрудничества России и Белоруссии являются подписанные 8 декабря 1999 года Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений. В настоящее время действует порядка 150 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.

По данным пресс-службы правительства РФ, объем взаимного российско-белорусского товарооборота в 2010 году вырос на 18,9% и достиг 27,9 млрд долларов (в 2009 году - 23,4 млрд долл). В российском экспорте в Белоруссию преобладают энергоресурсы и товары сырьевой группы, в импорте из Белоруссии - машиностроительная продукция, оборудование, продовольственные товары.

Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет около 5%, доля России во внешнеторговом обороте Белоруссии - порядка 45%.

Россия закупает более 90% всего объема белорусского экспорта мясной и молочной продукции, телевизоров, металлообрабатывающих станков, дорожной и строительной техники, более 70% обуви, мебели, холодильников, 45% тракторов.

В январе-июне 2011 года объем взаимной торговли возрос на 41,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом российские поставки в Белоруссию увеличились на 40,2%, а белорусские в Россию - на 42,2%. Отрицательное для Минска сальдо в торговле с Россией достигло за этот период 5 млрд долларов.

Для поддержки белорусской экономики и стабилизации социально-экономического положения в Белоруссии в условиях перехода на рыночные принципы Россия предоставляла Минску льготные государственные кредиты (в размере 1,5 млрд долларов в декабре 2007 года, 1 млрд долларов в ноябре 2008 года и 500 млн долларов в марте 2009 года).

В июне 2011 года в силу сложившейся непростой финансово-экономической ситуации Белоруссии предоставлен первый транш стабилизационного кредита в 800 млн долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (всего будет выделено 3 млрд долларов в течение трех лет в увязке с реализацией Минском рыночных реформ).

Комментарии экспертов

В российско-белорусских отношениях пока позитивных сдвигов не наблюдается. В принципе, позитива не наблюдалось на протяжении последних лет трех, как минимум. Фактически, на протяжении всего этого периода те или иные стычки между нашими странами имели место по тем или иным вопросом. То это касалось поставок молочной продукции из Белоруссии, то поставок энергоносителей в Белоруссию, то членства Белоруссии в силах оперативного реагирования и т.д.

После президентских выборов ситуация еще больше осложнилась тем, что в Белоруссии помимо проблем политических появились проблемы экономического характера, остро встал вопрос безопасности в связи с взрывом метро. И в этой связи Минск испытывал то ли растерянность, то ли просто очень остро реагировал на то, что Москва не пошла на полную поддержку Белоруссии по всем фронтам, лично Александра Лукашенко. Ожидания были иного порядка.

Тот факт, что сегодня намечается заседание Совета министров Союзного государства России и Белоруссии, свидетельствует разве что о том, что ни Москва, ни Минск, не намерены окончательно портить отношения друг с другом. Мероприятие это – плановое, будут обсуждаться вопросы общего порядка: и двухстороннего торгового сотрудничества, и энергетического, и политического. Однако из-за стагнирующего состояния между странами, на мой взгляд, ожидать какого-то прорыва не стоит.

Сама тема Союзного государства тоже уже не является приоритетной. Недавно появились слухи, что госсекретарь Союзного государства Павел Бородин может быть отправлен в отставку, так как не справляется со своими обязанностями. Слухи не подтвердились. Однако какого-то прорыва в этом направлении, то есть в работе Союзного государства не наблюдается.

Здесь стоит отметить, если эта тема была очень актуальна в начале 90-х, когда разрабатывался проект Союзного государства, то сейчас уже есть другой интеграционный проект – Таможенный союз, где тоже участвует Белоруссия, а также Казахстан.

И в этом свете совместное двухстороннее Союзное государство уже возложенных на него в 90-е годы функций не выполняет. В частности, это касается сохранения Белоруссии на орбите российского влияния. В некотором смысле эту функцию выполняет Таможенный союз. А Союзному государству не удалось договориться по двум основным вопросам – единой валюте и Конституции.

Я думаю, что в среднесрочной перспективе вряд ли по этим вопросам удастся как-то продвинуться. В частности на предстоящей встрече речь пойдет об утверждении бюджета и плана функционирования совместной группировки войск. Темы, конечно важные, но не касаются принципиальных моментов, о которых шла речь выше. Так что я бы назвала эту встречу просто рабочей и, на мой взгляд, каких-то кардинальных решений ждать не следует.

Сегодняшнее заседание совета министров Союзного государства России и Белоруссии и встреча премьеров, на мой взгляд, - это попытка разрешить тот кризис, который возник в российско-белорусских отношениях, и фактически привел к угрозе распада этого Союзного государства.

Это некий позитивный сигнал в двухсторонних отношениях, который также свидетельствует, что российские и белорусские власти понимают: прямой разрыв, прямая конфронтация не выгодна обеим странам. Именно поэтому они стремятся найти те точки соприкосновения, которые могли бы примерить два правительства, которые в последние месяцы, конечно, находились в отнюдь не неприятельских отношениях.

Думаю, что шансы найти общий язык или хотя бы сохранить видимость партнерства есть. Москва хорошо понимает, что если Белоруссия окончательно отшатнется от России, то там может возникнуть политические режимы, похожие на режимы Саакашвили в Грузии или Ющенко на Украине. Иначе говоря, может появиться еще одно государство с антироссийской риторикой. Москве, разумеется, это невыгодно. Кроме того уход Белоруссии от России сильно ослабил бы и так неважные позиции России на постсоветском пространстве. Думаю, российские власти это понимают и поэтому стремятся все-таки сохранить хорошие отношения с Белоруссией, несмотря на противоречия.

Что касается Союзного государства, оно, конечно, не очень эффективно за последние 15 лет с момента его создания. Однако прок от него, на мой взгляд, есть. Например, граждане Белоруссии имеют на территории России достаточно высокий статус, практически равный гражданам России. Это касается и граждан России в Белоруссии. В общем-то, с точки зрения сотрудничества - это большой плюс для обоих народов.

Поэтому мне кажется, что Союзное государство, несмотря на то, что оно не совсем оправдало надежды и гораздо слабее, нежели могло быть, тем не менее, в его рамках существует ряд механизмов по реальному сотрудничеству и взаимодействию. С этой точки зрения Союзное государство приносит пользу.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".