Герои. Путь на Итаку
публицистМихаил БударагинСовременная массовая культура полностью игнорирует несколько принципиально важных для общества образов, которым теперь фактически неоткуда взяться. Они появляются то здесь, то там, протащенные как контрабанда, и складываются в сундуки до лучших времен.
Один из таких образов - Одиссей во всем диапазоне его сложности: от героя Гомера до персонажа Джеймса Джойса.
Одиссей - один из ключевых персонажей греческой и в целом западной мифологии, посвященной не только богам и героям, но и месту мужчины в мире, его предназначению. Мифологии не обязательно героической, но вполне бытовой в том смысле, в каком быт человека тоже является культурой.
Одиссей - не положительный персонаж. В нем нет стандартной для эпоса героики, но он, тем не менее, - мужчина, царь, отец, муж, командир и воин, выполняющий каждое из своих предназначений по мере сил и разумения. Одиссей, кроме всего прочего, учитель - не стандартный, замученный жизнью, немного смешной, немного трогательный педагог, а учитель, который рассказывает не правила из учебника и не примеры из хрестоматии, а собственную жизнь, в которой много ошибок, но еще больше - смелости и ума.
Современная массовая культура порождает совсем иной тип мужчины: эдакий с большим трудом облагороженный герой "Мещанина во дворянстве", жалкий позер, который привязан только к вещам, к своим собственным привычкам, к своему глупому образу жизни - все это с умным видом выдается за надежность и последовательность. В качестве дешевого экстремального приключения подается пьянство, в качестве дорогого - сафари. Мужчина неотрывно сидит на месте и изображает при этом так смешно выглядящую независимость.
Одиссей в этом смысле - наша общая не сбывшаяся мечта. Мечта не о подвигах, славе, путешествиях или приключениях, а о свободе следования долгу безо всякой спешки и дотошности, без плана и контроля. Путешествие на Итаку завершается на Итаке - важно только это. Все остальное - цепь отдельных сюжетов, которые могут быть обязательными, но могут и не быть, в чем нет ничего страшного.
Путешествие Одиссея необходимо лишь для того, чтобы учиться терять малое ради исполнения большего. Опыт потерь, расставаний и бегства, совершенно для современного мужчины непереносимый, - это и есть неформальная гендерная идентификация. То есть ты - мужчина не потому, что умеешь что-то, а потому, что чего-то в тебе не хватает.
Изобильный мир вещей вещей и привязанностей никогда не будет мужским. И Одиссея - попытка объяснить, не впадая в самоуверенную пошлость и штампованную маскулинность, как оно вообще может быть - по-другому
А по-другому действительно может быть, хотя в это уже мало кто верит всерьез.
Михаил БУДАРАГИН