Статья
1867 26 августа 2009 0:04

Годовщина Абхазии и ЮО

Исполнился год с момента признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Признание республик как самостоятельных государств было необходимым шагом для обеспечения безопасности населения и поддержания стабильности в кавказском регионе.

В годовщину признания независимости в Москве состоялась встреча премьер-министра России Владимира Путина и президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты.  Как отметил Владимир Путин в ходе встречи, сегодня  "происходит укрепление югоосетинской государственности, прошли парламентские выборы, причем они прошли в условиях укрепления демократии".

"Сегодня мы подпишем соглашение в области социально-экономического развития, в области поддержания правопорядка. Это дополнительные инструменты, которые создадут возможность не только для сотрудничества в двустороннем плане, но и базу, с которой Южная Осетия может стартовать в своем развитии", - заявил российский премьер.

Владимир Путин поздравил президента Южной Осетии с сегодняшней знаменательной датой, отметив, что это большое событие как в жизни югоосетинского, так и абхазского народов. Премьер подчеркнул, что за прошедший год многое было сделано, особенно в социально-экономической сфере, хотя "сила инерции большая, и многое еще предстоит сделать, многое начать с нуля".

Российская Федерация никогда не просила другие страны признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на совместной с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты пресс-конференции по итогам встречи.

«Мы никогда никого не подталкивали и не просили признать независимость Абхазии и Южной Осетии», - заявил премьер-министр РФ. По словам В.Путина, заявление Никарагуа о признании независимости двух кавказских республик «для нас было полной неожиданностью», передает Интерфакс. "Разговора никогда с руководством Никарагуа об этом не шло. Я лично узнал об этом из СМИ", - сказал В.Путин, отметив, что Россия благодарна Никарагуа за поддержу ее усилий.

«Что касается Белоруссии - это вопрос к белорусскому руководству, вопрос к Абхазии и Южной Осетии. Конечно, наверное, вопрос справедливый, имея ввиду, что Россия и Белоруссия строят союзное государство... Но, повторяю еще раз, это вопрос к руководству Белоруссии», - подчеркнул В.Путин.

Премьер-министр особо отметил, что «с международно-правовой точки зрения международная правосубъектность Южной Осетии и Абхазии наступает с момента признания их независимости хотя бы одним участником международных отношений, и признания со стороны России достаточно».

Ранее президент Южной Осетии Эдуард Кокойты встретился в Москве с представителями партии "Единая Россия". Он заявил, что руководство республики предпринимает усилия, направленные на признание независимости Южной Осетии рядом государств.  "Я думаю, что в ближайшее время будет признание", - заявил Э.Кокойты журналистам по окончании встречи.

Как сообщил президент РЮО, руководство Южной Осетии проводит консультации с руководством ряда стран арабского мира, африканскими государствами, некоторыми странами Латинской Америки.

"Мы сегодня также находим понимание со стороны многих ведущих европейских партий и движений", - сообщил Э.Кокойты. По его словам, "есть такое классическое определение, как "де-факто признание", и оно звучит все чаще и чаще".

По словам Э.Кокойты, Южная Осетия собирается выстраивать с Россией союзнические отношения. "Мы будем стремиться к тому, чтобы создать мощный, надежный союз с Российской Федерацией", - заявил он. По утверждению президента, у Южной Осетии есть ответственность перед Россией, которая протянула югоосетинскому народу руку помощи. Как заметил Э.Кокойты, в свою очередь Цхинвали хочет также оказать помощь Российской Федерации в стабилизации ситуации на Кавказе в целом.

Отношение Запада к процессам, происходящим вокруг Южной Осетии, понятно, и, как заметил Э.Кокойты, видимо, Запад "будет сильно разочарован", поскольку некоторые его представители настойчиво повторяли, что Россия пытается аннексировать Южную Осетию и Абхазию.

Между тем, Цхинвали настроен на восстановление своей республики и развитие самого тесного межгосударственного сотрудничества с Россией, заверил Э.Кокойты.

По его словам, население республики поддерживает именно эту позицию, и потому, например, не удивительно, что в Южной Осетии нет прозападных неправительственных организаций, что, естественно, Западу не нравится.

Э.Кокойты выразил благодарность России и ее представителям как за признание независимости республики, так и за оказание помощи в ее восстановлении. По его словам, "очень многого стоит" то, что в условиях кризиса РФ не стала секвестировать ту финансовую помощь, которая предусмотрена для Южной Осетии.

К памятной дате МИД РФ опубликовал заявление, в котором отмечается важность принятого Россией решения. "Для югоосетинского и абхазского народов этот день стал, безусловно, судьбоносным. Признание Россией независимости этих республик было в сложившихся на тот момент условиях единственно верным решением российского руководства, прочно обеспечившим безопасность населения Южной Осетии и Абхазии, а также мир и стабильность на их границах с Грузией", - уверены в МИД РФ.

"Без признания новых военно-политических и правовых реалий в Закавказье невозможно будет развертывать и расширять какие-либо формы международного присутствия на территориях Южной Осетии и Абхазии", - говорится в заявлении внешнеполитического ведомства.

На Смоленской площади напомнили, что пока независимость Абхазии и Южной Осетии, помимо России, признала только Никарагуа.

"Расширение процесса международного признания независимости Абхазии и Южной Осетии, каким бы отдаленным оно ни было, несомненно, будет способствовать дальнейшему укреплению мира и безопасности в регионе. Давления в таких чувствительных международно-правовых вопросах быть, конечно, не должно. Каждый член международного сообщества самостоятельно определяет свои внешнеполитические приоритеты", - подчеркнули в МИД России. В МИД РФ также отметили важность участия Абхазии и Южной Осетии в Женевских дискуссиях по стабильности и безопасности в Закавказье, а также совместных механизмах по предотвращению и реагированию на инциденты.

В МИД РФ также напомнили, что недавно состоялись визиты президента России Дмитрия Медведева в Южную Осетию и премьер-министра РФ Владимира Путина в Абхазию, что свидетельствует о приоритетном для Москвы значении развития отношений с этими республиками. "Мы продолжим оказывать социально-экономическую помощь братским народам Южной Осетии и Абхазии, развивать с ними полноценное межгосударственное сотрудничество, а также содействовать укреплению их позиций на международной арене", - говорится в заявлении МИД РФ.

Комментарии экспертов

Кавказ – это одна из геостратегических точек Земного шара, о чем свидетельствует весь  предшествующий исторический опыт, включая борьбу нескольких империй за доминирование на Кавказе - Российскую, Персидскую,  Оттоманскую  и Английскую империю, которую сейчас заменили Соединенные Штаты Америки. Но и все прежние существуют, то есть Оттоманская империя – это Турция, Персидская империя – Иран, который наращивает свои силы в последнее время. Весь этот опыт борьбы трех империй показывает, что пока на Кавказе присутствует две или больше одной геополитической силы, там идет война.  Причем, не важно, в какой комбинации эти силы присутствуют. И только когда на Кавказе действует одна великая держава, там наступает спокойствие, развивается экономика,  но главное – воцаряется мир.

Так получилось, что к середине 19 века,  когда в 1868 году закончилась большая Кавказская война, весь Кавказ стал российской территорией. Там победила одна геополитическая сила и одна великая держава. И даже в условиях Первой и Второй Мировых войн регион развивался, увеличивалась численность народов. Таким образом, контроль над Кавказом только одной геополитической силы, только одной великой державы есть фундаментальная и необходимая предпосылка мира в этом регионе.

Поскольку Россия владеет Северным Кавказом – то есть, уже присутствует там, то, естественно, что она не может уйти. Она не может части своей территории сказать «до свидания». Помня об этом историческом опыте, сознательно или бессознательно, Россия, Москва, Кремль всегда будут выступать за то, чтобы никакой второй геополитической силы на Кавказе не было.

Кто стремится привести эту вторую геополитическую силу на Кавказ? В данном случае и в первую очередь это Грузия, и все претензии Москвы к этому самому режиму Саакашвили, а до этого режиму Шеварднадзе, сводятся к следующему:  "Мы Вам жить не мешаем, вы независимое государство, пожалуйста, только не приводите сюда НАТО, США и других военных, потому что это будет война".

Когда Грузия вышла из состава Советского Союза, абхазы и осетины не захотели жить с грузинами в одном государстве. Даже если представить себе фантастическую ситуацию, что Россия предложит им быть в составе грузинского государства, то даже сила русского оружия не сможет заставить осетин и абхазов сделать это. Абхазы и осетины с этим не согласятся. Танками, русскими танками, придется запихивать абхазов и осетин обратно в Грузию. Правда, русские солдаты и русские танки не будут этим заниматься, потому что им придется убивать осетин и абхазов, которые не пойдут в состав Грузии. И это не желание Москвы, и не желание русских, это желание самих абхазов и осетин.

Какие претензии у осетин и абхазов к Грузии, справедливы эти претензии или нет -  можно долго обсуждать, но эти два народа не хотят быть в составе Грузии. Что, собственно, и произошло фактически сразу после того, как грузины провели референдум о выходе их из Советского Союза.

Грузия, которая хочет восстановить свою территориальную целостность в границах, видит эту возможность только с помощью НАТО и американцев.

Но то, что нужно Грузии, прямо противоречит интересам России, потому что приход сюда США и НАТО означает большую кавказскую войну. Не исключено, что в результате этой войны от Грузии вообще ничего не останется и такое государство исчезнет окончательно, но это уже другой вопрос. Нам не нужна большая кавказская война ни в каком виде.

В этом состоит фундаментальная предпосылка того, что нежелание абхазского и осетинского народов подчиниться Тбилиси совпало с геополитическими  интересами России в этом регионе.

Абхазия в свое время самостоятельно вступила в состав Российской империи без всякой Грузии. Поэтому, формально признавая территориальную целостность Грузии в границах грузинской республики,  Россия не могла заставить осетин и абхазов признать власть Тбилиси.

Если бы Грузия старалась самостоятельно десятилетиями и столетиями решить эту проблему, но без призыва второй силы, то не было бы никакого признания Россией независимости этих двух территорий. Но поскольку Саакашвили решил военным путем восстановить целостность Грузии  в советских границах, то Россия не могла на это не ответить.  Тем более, что Грузии помогали, как известно, американские советники и всякого рода наемники, в том числе из Украины. Оттуда поставлялось оружие – не Грузия производит оружие, которым она воевала. Вот и все объяснение.

То есть, решение прошлого года было естественным геополитическим решением России, которое актуализировалось в связи с нападением Грузии на Южную Осетию.

Ситуация с Южной Осетией и Абхазией складывается следующим образом. Абхазия в несколько меньшей степени, чем Южная Осетия, зависит от экономической помощи и политической поддержки Российской Федерации. Южная Осетия, я думаю, зависит практически на 100 процентов. Соответственно, у Абхазии гораздо больше маневра, в том числе, и международного, и в экономической и политической сфере. Я считаю, что для общей политики России на Кавказе крайне полезно иметь Абхазию - свободную и самостоятельную в принятии каких-то решений, но при этом дружественную по отношению к России.

Что же касается внутренней ситуации, она несколько различается в Абхазии и Южной Осетии. В Южной Осетии объявленная в прошлом году экономическая помощь на самом деле обернулась огромным воровством, казнокрадством, мошенничеством, и чуть было не довела население Южной Осетии до конфликта с Россией. Хорошо, что люди понимают, что все то безобразие, с которым им пришлось столкнуться в прошлом году, ложится виной не на Россию, и не на российский народ, а на отдельных подрядчиков и связанных с ними государственных коррупционеров, которые, я надеюсь, будут жестоко наказаны.

Достаточно было посмотреть на Цхинвал в мае этого года, когда с домов за зиму посрывало крыши, хотя объекты с помпой были сданы в прошлом году. Тем не менее, город абсолютно не восстановлен. Сдавали дома без водостоков, поэтому стены начинали гнить - люди были очень недовольны. Но некоторые подрядчики честно и с достоинством выполнили свои обязательства по отношению к народу Южной Осетии.

Что касается помощи, то я слышал разные версии, где эта помощь разворовывалась. Кто-то говорил - во Владикавказе, кто-то говорил - на дистанции между Владикавказом и Цхинвалом, кто-то говорил - в Москве, но очевидно было одно - до народа доходило 5-10 процентов выделенных средств.
Где-то, наверное, на эти деньги, которые выделялись для строительства домов, дома были построены, боюсь, только не в Южной Осетии - и в этом проблема.

Есть уверенность, что после визита президента ситуация изменилась. Но такова была картина в Южной Осетии до недавнего времени. Что делалось безукоризненно, так это газопровод, который тянулся вдоль дороги Владикавказ-Цхинвал через очень трудные перевалы. Он строился очень упорно, и было видно, что и в трудную зиму, и в достаточно тяжелых условиях строители все равно тянут газопровод. Газпром и его подрядчики исполняли честно свои обещания, и эту зиму, скорее всего, Южная Осетия будет уже зимовать с газом, когда он будет идти не через Грузию, где им специально роняли напряжение, а напрямую из России.

В Абхазии же ситуация следующая - существует проблема обустройства российско-абхазской границы и пунктов пропуска. Люди стоят в огромных очередях по восемь часов на дикой жаре. В выходные из Сочи многие хотят поехать в Гагры. Чтобы пересечь границу необходимо приложить огромные усилия. Все это оправдано тем, что якобы не оформлена внешняя граница с Грузией. Я думаю, что здесь огромную роль играет коррупционная составляющая, потому что на этой границе кормится невероятное количество местных людей. Получается, что грузинскую границу абхазам проще перейти, чем российскую.

В этом выражается природа нашего государства, которое живет в нескольких измерениях. В одном измерении - это историческая Россия, объединяющая много народов, в другом измерении  - это основная масса народа, которая как-то выстраивает свою жизнь, а в третьем измерении - это клан чиновников и разного рода служащих, которые зарабатывают на своей принадлежности, причастности к государству. Это и называется коррупцией.

Мне кажется, что руководство России последними заявлениями показало, что хочет ломать эту всю систему, потому что, если этого не сделать,  все будет достаточно катастрофично.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".