Голос церкви должен звучать
Сегодня глава российского правительства Владимир Путин в качестве кандидата в президенты провел встречу с представителями различных конфессий в Свято-Даниловом монастыре в Москве.
В ходе предвыборной встречи Путин заявил, что не исключает появления учебной дисциплины «теология» в российских вузах наравне с другими гуманитарными дисциплинами.
«Нужно подумать о том, чтобы эта дисциплина - теология - наравне с другими гуманитарными дисциплинами появилась в наших высших учебных заведениях», - заявил Путин.
Кроме того, кандидат в президенты считает, что вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, должны быть приравнены к государственным, а НКО, созданные при участии церкви, должны иметь доступ к конкурсам на оказание социальных услуг.
«Надо окончательно решить еще один принципиальный, системный вопрос: уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными», - заявил он.
«И в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательные стандарты», - добавил Путин.
По мнению кандидата в президенты, «некоммерческие организации, созданные при участии церкви, должны иметь доступ к конкурсам на государственные и муниципальные задания по оказанию социальных услуг наравне с бюджетными учреждениями».
Премьер-министр также заявил, что «голос церкви» недостаточно звучит на телеэкранах. Он считает необходимым выделить освещению религиозной проблематики больше эфирного времени.
«Голос церкви, церковных авторитетов, мудрых наставников и проповедников должен звучать в полную силу, в том числе, конечно, на федеральных телевизионных каналах», - сказал Путин на встрече с представителями традиционных религий России, передаёт «Интерфакс».
При этом он отметил, что на некоторых каналах религиозным организациям уделяется время. «Но пока этого явно недостаточно, пока дисбаланс между тем, что постоянно вызывает за последнее время раздражение у людей, и истинными ценностями очевиден, истинными моральными, нравственными ценностями», - заявил Путин.
По его словам, государство должно и будет стремиться «к обеспечению адекватного отображения в информационном пространстве интересов граждан, которые связывают свое мировоззрение с ценностями православия и других традиционных конфессий».
Отметим, что для предвыборной встречи с представителями различных конфессий Владимир Путин взял отпуск. «Сегодня премьер находится в однодневном отпуске, и встречу проводит в качестве кандидата в президенты», - рассказал он. По словам пресс-секретаря, завтра премьер вернется к работе.
Глава РПЦ, патриарх Кирилл в ходе встречи, со своей стороны, высказал мнение, что у Путина есть высокие шансы победить на выборах. «Мы хотели бы провести беседу с вами как с премьер-министром, но в первую очередь с кандидатом на пост президента нашей страны, причем с кандидатом, который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность», - сказал патриарх.
Он выразил благодарность Владимиру Путину за вывод страны из кризиса «тяжелых девяностых годов». По мнению предстоятеля, Путин сыграл важную роль в преодолении этого кризиса. «Огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что трудитесь как раб на галерах. С той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача», - сказал патриарх.
Однако глава РПЦ добавил, что «это совсем не означает, что все мы согласны с каждым Вашим действием, со всем тем, что происходит в стране».
«У нас есть критические точки зрения, и я публично об этом говорю, никогда не стесняясь», - заметил он.
В ходе встречи патриарх затронул активно обсуждаемый вопрос о создании в России общественного телевидения. Он уверен, что идея создания общественного телевидения в России должна учитывать позиции всех слоев общества, а не только отдельных деятелей, представляющих интересы меньшинства.
«Сегодня речь идет о создании общественного телевидения. Мы вначале с энтузиазмом восприняли эту идею, а потом призадумались. А призадумались вот почему - у нас чаще всего самые пронзительные голоса, самый большой крик раздается со стороны тех, кто не представляет большинства. И на них с некоторым испугом реагирует власть», - заявил патриарх, принимая участие во встрече премьер-министра, кандидата в президенты России Владимира Путина с представителями российских религиозных конфессий.
Патриарх отметил, что православная церковь в курсе настроений в обществе. «У людей есть потребность в участии церкви в общественно значимых проектах. Поэтому, мне кажется, общественное телевидение должно отражать не количество децибелов в этих общественных заявлениях, а реальное количество людей, которые связаны с той или иной позицией, и должно адекватно представлять разные точки зрения, в том числе и точки зрения тех людей, которые озабочены сегодня нравственным состоянием нашего общества», - сказал предстоятель РПЦ, передаёт «Интерфакс».
Много говорили на встрече об образовании и воспитании. Патриарх Кирилл считает жизненно важным для будущего России возродить элементы воспитания в отечественной системе образования. «Нужно вернуть воспитательную функцию в детский сад, школу, университет. У нас должна быть идейная духовная парадигма, в рамках которой бы осуществлялось воспитание личности», - сказал глава РПЦ.
Ведь у нас есть ценности: нравственная ответственность, свобода, честность, достоинство, справедливость, правда, подчеркнул патриарх. По его словам, сегодня государство, общественные институты проигрывают информационному потоку, в котором пропагандируется философия потребления.
«А почему мы потом удивляемся, что выступает какая-то девушка на встрече с президентом на факультете журналистики и с некой гордостью говорит, что я отличница, но главная моя цель - это "отвалить", уехать. А почему уехать? Там выше уровень потребления, больше денег», - отметил патриарх Кирилл.
Он призвал задуматься, что произойдет с российской молодежью через шесть, двенадцать лет.«А если будет массовым ид еал потребления, идеал "отваливать" туда, где можно больше заработать, мы потеряем Россию. Это самый важный стратегический вопрос», - убежден предстоятель.
Глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Таджуддин, со своей стороны, выступил за более широкое участие религиозных организаций в сфере воспитания и образования.
«Нужно, чтобы у нас было право - не просто только помочь в этих детских садах, чтобы от нас люди приходили время от времени и с детьми работу вели, чтобы, как сказал Его Святейшество (патриарх Кирилл - ред.), дети росли не только потребителями, чтобы у них и в душе что-то было», - заявил он на встрече премьер-министра Владимира Путина с представителями традиционных религий России.
Муфтий убежден, что нельзя сухим языком преподавать курс «Основы религиозной культуры и светской этики» в школах.
Кроме того, по его мнению, «нужно и уроки нравственности сделать».
«Сейчас в школах, чтобы урок нравственности дать, священнослужителям очень редко где это позволяется», - отметил Таджуддин.
В ходе встречи глава централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» Александр Борода выразил обеспокоенность тем, что «под видом развития демократии, под видом свободы достаточно активно поднимают голос разные националистические группы, которые участвуют в митингах».
Он также высказал опасения по поводу того, что эти группы могут окрепнуть и стать источником проблем. «И мы боимся, что, воспользуясь какой-то возможностью, они будут крепнуть и будут источником дальнейших проблем. И очень важно, чтобы правоохранительные органы отделяли то, что там люди хотели сказать, то, что кому-то что-то не нравится, и те группы, которые несут радикальные мысли, радикальные идеи и возбуждают толпу», - сказал Борода.
Он также добавил, что во многом это носит антигосударственный и антизаконный характер.
Владимир Путин на это заметил, что подход государства «должен быть именно таким - делать разницу между теми, кто законным образом реализует свои конституционные права, и теми, кто пользуется ситуацией».
В инициативе Путина, связанной с укреплением позиции православия и всех других традиционных конфессий в жизни России, можно уловить и влияние оценки патриархом Кириллом событий на Болотной площади.
Патриарх Кирилл очень правильно сказал, что надо считаться не только с мнением тысяч людей, которые пришли на Болотную площадь и на площадь Сахарова, но и с мнением тех миллионов людей, которые шли поклоняться поясу Богородицы. Патриарх прав, что это - тоже Россия. Это - Россия традиционная, которая уважает православие, которая живет в рамках традиционного русского национального самосознания. И патриарх говорил, что, когда мы определяем судьбы России, называя себя демократами, мы должны считаться и с мнением этих людей. В контексте этого я и воспринимаю нынешнюю инициативу Путина. Почему я поддерживаю такие инициативы? Дело даже не в том, что мы сближаем религию с государством, отказываем принципу секуляризма. Ведь у Путина в последней статье отмечалось, что на самом деле, единственное, что скрепляет современную Россию и с коммунистической, и с дореволюционной, это - не только культура, но и Русская Православная Церковь. Это, кстати, единственная цепь, которая прошла через русскую историю и одновременно через другие конфессии. Да и русская культура формировалась как православная.
В своей статье Путин хорошо говорил, что русскую культуру создавали многие нации, но они ее создавали вокруг этого русского православного ядра. И вот в этой ситуации, когда мы наблюдаем противостояние либеральной позиции другой подавляющей части России, надо, учитывая задачи сохранения России, сохранения морали, конечно, уравнять права государственных и религиозных вузов и школ.
Уровень образования в православных академиях куда выше, чем во многих наших гуманитарных вузах. На Западе многие религиозные вузы, которые связаны с католицизмом, где изучают теологию и т.д., приравнены к государственным и высоко котируются. Мы тоже должны пойти по этому пути.
Важно, чтобы религиозные ценности проповедовались с экранов телевизоров. Ценности православия и других традиционных религий должны быть в большей степени представлены на ТВ. На самом деле, на протяжении двадцати лет наша массовая культура убивала понятие о совести, о стыде и т.д. Явно по ТВ нагло проповедуют насилие, герой у нас – преступник. Мы показываем пытки, убийства и т.д. Надо этому противостоять. И никто это не сможет сделать, кроме Церкви и интеллигенции, которая понимает задачу. Поэтому обращение к проблеме православия, усиление роли Православной Церкви в духовной жизни, крайне актуально.
К вопросу о военном духовенстве – оно есть по факту. Помню, еще лет пять назад я присутствовал на съезде военного духовенства в Одинцово. Совершенно фантастическая публика. С точки зрения политической подготовки, не говоря уже о боевой, эта публика, конечно, круче советских политруков. Это очень-очень важная, полезная вещь. На самом деле этот вопрос тормозит проблема статусов, соотношения конфессий. Армия-то у нас многоконфессиональна. Но со стороны ни одной из церквей никаких по этому поводу возражений я не видел. Был вопрос о статусе – священнослужители в армии вроде и военными быть не могут, и не гражданские они. Проблема, что у нас церковь отделена от государства. Тогда еще священники спрашивали: «А как же так? Мы же не можем у солдат брать деньги за требы. А с другой стороны, мы не можем же существовать неизвестно на какие средства. А как же, а если мы будем получать зарплату у государства? А как же мы можем? Мы тогда будем на службе у государства, а это противоречит принципам».
Я сейчас не слежу за деталями этого политеса, полагаю, что там хоть и медленно, но все решится. Военное духовенство - это очень важно, нужно. Кстати, в основном военные священники – это бывшие офицеры.
Как человек православный, я считаю, что религия несет не только объединительную функцию, а просто стержневую. Кроме того, практически священник выполняет, особенно для человека верующего, еще и функции психолога. И выполняет их гораздо лучше политработников.
Поскольку у нас большинство населения причисляет себя не к атеистам, а к разным конфессиям, то молодые люди в армии обладают правом иметь духовников. Тем более, что в боевых условиях это гораздо более актуально, нежели в обычной жизни.
Что касается уроков религии в школе, то они нужны. Правда, наше общество дошло до того, что вводить такие уроки нужно чуть ли не силой. Но речь идет не о преподавании религии, а о религиоведении. С этой точки зрения, логика противников религиоведения абсурдна в принципе. Потому что религия существует, как и история религии. Вся история культуры связана с историей религии. Мягко говоря, как мы преподаем русскую литературу, если люди не знают истории христианства и православия? Вся русская литература XIX века (она самая великая) сплошь религиозная. И вообще вся литература большинства стран в значительной степени религиозна, в христианских – точно. Поэтому препятствовать урокам религии в школе - это обскурантизм. Может, введение православия по отношению к другим религиям не совсем правильно, но думаю, все можно как-то гармонизировать.
Проблема в методиках, в наличии кадров, в установлении количества часов. То есть это проблемы технические. Они очень сложные на самом деле, но они технические. А никаких концептуальных проблем я здесь просто не вижу.
Это же касается равных прав государственных и религиозных вузов и школ. Это вопрос уже стандарта образования. Если они соответствуют этим стандартам, то не вижу никаких проблем. У нас есть масса гражданских, но при этом церковных вузов. Свято-Тихоновский университет, например. На самом деле есть проблемы со стороны религиозного образования. Например, духовные академии не предоставляют возможности учиться несвященникам, нерукоположенным. Но это уже другой вопрос. На Западе религиозное и светское образование стоят на равных. Чтобы учиться в Иезуитском университете в США, совершенно не обязательно было быть ни иезуитом, ни католиком. Это образовательное учреждение, которое гарантирует хорошие знания и диплом. Это очень важно с точки зрения понимания.
Встреча Владимира Путина с лидерами Русской православной церкви и других традиционных религий происходила на фоне истерики, устроенной «болотными» оппозиционерами по поводу включения в список доверенных лиц Владимира Путина антицерковника Александра Невзорова. Я считаю это ошибкой, однако я и обвиняю Болотную в двойных стандартах, потому что в числе их организаторов, «лидеров Болота», мы видим отъявленных врагов Русской православной церкви. А на Болоте участвовала даже такая одиозная фигура, как депутат блока Ющенко Верховной Рады Украины, который является адептом раскольнического патриархата.
Я считаю, что ошибкой была эта мягкость в отношении организаторов Болота, которые, по выражению Владимира Путина, шакалят по посольствам по иностранным. Однако, к чести Владимира Путина, я считаю, что логичным выходом из казуса Невзорова является то, что если бы Владимир Глебович нашел в себе силы сказать, что ради России, ради Владимира Путина он прекращает свою борьбу с церковью. Покаяние – это духовный вопрос, и я могу об этом молиться. Но прекращение во имя России борьбы с церковью я имею полное право потребовать, потому что мы, Ассоциация православных экспертов, однозначно поддерживаем Владимира Путина, поэтому считаем себя вправе выносить суждения о доверенных лицах нашего кандидата.
При этом я отмечаю, что Владимир Путин очень быстро отреагировал на казус Невзорова. Выходом из этого казуса являются дальнейшие шаги Владимира Путина по укреплению связи с Русской православной Церковью. Я повторяю, лозунг «Союз патриарха Кирилла и Владимира Путина спасет Россию» от Болотной и какой угодно другой революции и от других невзгод. И я считаю, что Ассоциация православных экспертов была услышана Владимиром Путиным, и отсюда его заявление о том, что традиционные религии должны быть в большей мере представлены в средствах массовой информации и, в первую очередь, на телевидении. Мы об этом писали буквально вчера и даже сегодня утром до встречи. Нет сомнения, что убедительное слово патриарха Кирилла способно остановить смуту в нашей стране и опровергнуть революционную «болотную пропаганду». То же касается и преподавания основ православной культуры в школах.
Вспомним лозунг большевиков: «Долой стыд». И вот: либо в наших школах будет учительница, танцующая порно, либо учительница, преподающая основы православной культуры. И в этом смысле введение основ православной культуры и основ культур других традиционных религий России – это спасение нашей школы и нашей молодежи. И в этом контексте следует еще одно важное заявление Владимира Путина, сделанное на встрече с лидерами традиционных религий о том, что церковная школа должна быть уравнена в правах с государственными школами. Это – мощнейший шаг вперед на пути реализации прав и свобод православных граждан России. Также очень важными являются шаги навстречу религиозному образованию в армейских учебных заведениях.
Вообще момент военного духовенства – это ключевой момент преодоления кризиса армии, преодоления уголовной субкультуры, вернее, так называемой дедовщины. Я считаю, что военные священники и кафедра богословия и православной культуры должна появиться не только в армии, но и во всех силовых структурах России: ФСБ, СВР, ГРУ, и домовые храмы должны быть открыты как в светских вузах, так и в военных вузах и вузах спецслужб. Потому что церковь способна очень сильно поднять моральный дух наших силовых структур – больше храмов, меньше предателей. Это особенно актуально в контексте предательства служб внешней разведки, которые имели место быть в последние годы.
Что еще очень важно, что Владимир Путин, говоря о многоконфессиональности, дал понять, что доминирует традиционная религия и Русская православная церковь, русский язык и культура. Они являются основным хребтом нашей государственности, общественности и культуры.
Уверен, что есть понимание, что для национальных меньшинств в нашей стране угрозой является не возрождение православия. Будет хорошо православному большинству, будет комфортно всем представителям традиционных религий. Главной угрозой национальным религиозным меньшинствам является «болотное покушение» на Россию, которое чревато межнациональными конфликтами. А православие – это еще и лекарство от любого экстремизма. И не нужно бояться человека в рясе, а нужно бояться «болотного революционера».