Статья
1371 18 июня 2013 16:58

Гордость за «Обиду»

На прошлой неделе во французском городке Анси завершился крупнейший в мире анимационный фестиваль. Награды Анси для мультипликаторов – это как покорение Эвереста для альпинистов. Победитель получает всемирное признание и уважение коллег по цеху. Зачастую к этому прилагаются заманчивые предложения со стороны продюсеров и возможность реализации задуманных проектов.

Удивительно смотреть, как активно многие страны продвигают свою анимацию. Это касается отнюдь не только США и стран Евросоюза, но и Японии, Южной Кореи и Канады, в которых искусство мультипликации поддерживается и усиленно развивается. К ним присоединяются и новые игроки. Статус «анимационных держав» завоевывают Индия, Южная Африка и Китай. Фильмы, созданные на новых территориях, получают широкое распространение во всем мире, при этом не теряя национального колорита и особого обаяния.

Во многом за спецэффектами и анимационными технологиями – будущее всей мировой кинематографии. Уже сейчас видно, как игровое и «рисованное» кино взаимопроникают друг в друга. Диффузия приводит к неотличимости одного от другого.

Может быть, и с этим связана активность многих стран по поддержке своей анимации. Не хочется упустить время.

Россия в бурлящем анимационном море долгое время олицетворяла «башню из слоновьей кости». Когда в начале девяностых годов ко всему российскому во всем мире был особый интерес, досталось внимания и анимации. В Америке и Европе вышли подборки сильнейших творений советских мультипликаторов, а на крупнейших фестивальных площадках наши режиссеры завоевывали престижные призы. Затем былой интерес схлынул. Наша анимация стала олицетворять какие-то старые устои и патриархальные традиции. Причем, обычно такое отношение строилось не на реальном знании фильмов, а на уровне мифа. Российские фильмы практически не достигали зарубежных экранов, что было связано это как с общей нацеленностью нашего кино на отечественного зрителя, так и с неактивностью продюсеров.

Но в последние годы ситуация стала постепенно меняться.

Полтора года назад российские анимационные студии объединились в Ассоциацию анимационного кино. Несмотря на то, что ассоциация возникла фактически с подачи Владимира Путина, который на очередной встрече с мультипликаторами пожурил их за неактивность, сейчас мы имеем вполне активную отраслевую саморегулируемую организацию, отстаивающую интересы всей отрасли и внутри страны, и за рубежом.

К аниматорам начали прислушиваться в Министерстве культуры России, позиция которого сильно влияет на самочувствие создателей мультфильмов. Ведь пока подавляющее большинство произведений создается за государственный счет.

Аниматоры стали приглашаться на заседания, посвященные образованию в киноиндустрии и миру детства. Раньше этого невозможно было себе представить.

Также появилось зарубежное присутствие России на профильных мероприятиях. В том же Анси параллельно с фестивалем проходит кинорынок, на котором достигаются договоренности о копродукции и прокате в разных странах. Долгое время на кинорынке можно было увидеть кого угодно, но только не Россию. Теперь все поменялось: уже второй год подряд многих иностранцев заманивает на свои стенды российский павильон, организованный Ассоциацией анимационного кино. И хотя серьезной пользы от него пока не видно, начало российского присутствия в международном мире анимации положено.

Когда Россия хочет доказать свои успехи на культурном поприще, она выпячивает балет и литературу. Анимация также могла бы стать предметом национальной гордости, но она воспринимается чиновниками и обществом как исключительно «детское» прикладное искусство. Между тем, в России творят настоящие профессионалы своего дела, многих из которых с радостью увидели бы у себя зарубежные студии.

Анимационная молодежь, кстати, уже активно эмигрирует из России в поисках лучшего места применения своих талантов. Слишком много нерешенных проблем еще таит в себе российская реальность.

Хотя постепенно что-то меняется в лучшую сторону. К примеру, анимационные студии ожидает снижение налогового бремени, исполнительная власть пытается решить проблему проката и продвижения российского кино. Надеюсь, что эти инициативы не будут откладываться на будущее, а уже скоро помогут развитию анимационной индустрии.

Возможно, что внимание к мультипликаторам со стороны высоких инстанций повлечет за собой всплеск интереса к теме со стороны журналистов. Пока же тот факт, что вторую по значимости награду фестиваля в Анси – спецприз жюри – завоевала работа Анны Будановой «Обида», остался практически незамеченным на родине.

А ведь это - причина для гордости.

Павел ШВЕДОВ

31 мая 2023 Новости  Развитие анимации и киберспорта: итоги встречи Путина с представителями креативных индустрий Российские креативные индустрии получат нишу для развития после ухода иностранных компаний. Об этом заявил президент В. Путин в ходе встречи с представителями этих индустрий. Также он поручил развивать российскую анимацию, обеспечить выход российских видеоигр на международный рынок и рассказал о пользе санкций для российских модельеров. 18 марта 2016 Общество  Лимонов был в реанимации Писатель, оппозиционер, председатель незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов попал в реанимацию. Об этом он сообщил в своём «Живом журнале» 18 марта в 8.44. Он добавил: «Подробности только для близких, закрытая информация». 21 марта 2015 Человек дня
Умер зампред Союза кинематографистов Сергей Лазарук
 Умер зампред Союза кинематографистов Сергей Лазарук Первый заместитель главы Союза кинематографистов (СК) РФ Сергей Лазарук умер в Москве на 53-ем году жизни. Он возглавлял оргкомитет Открытого фестиваля анимационного кино, проходящего в эти дни в Суздале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".