Госдума интересуется здоровьем
На правительственном часе в Госдуме выступила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Министр ознакомила депутатов с реализацией нацпроекта «Здоровье».
По ее словам, объем финансирования национального проекта «Здоровье» в 2010 году составит 144,4 млрд рублей. «Все направления нацпроекта «Здоровье» будут сохранены в полном объеме», - сказал Татьяна Голикова.
В России растет рождаемость, а смертность снижается, заявила глава Минздравсоцразвития. «За 10 месяцев этого года наблюдается рост рождаемости по всем федеральным округам и по всем федеральным округам идет снижение показателей смертности», - сказала министр.
Также Татьяна Голикова информировала, что государство будет ограничивать цены на жизненно важные лекарства. «Препараты, которые с 1 января 2010 года будут входить в список жизненно важных и необходимых лекарственных средств, - по ним цены будут регулироваться государством», - сказала она.
Идея выделения приоритетов абсолютно здравая и единственно эффективная с точки зрения действий государства по стратегическому развитию страны.Но здесь следует различать то, что именуется проектами и то, что традиционно называется программами. Честно говоря, то, что у нас названо национальными проектами, никакими проектами не является, поскольку речь идёт о стандартных государственных программах развития крупных отраслей. Проекты всегда имеют проектную составляющую. Должна выделяться головная организация, ответственная за осуществления этого проекта, и она должна координировать действия всех участников, в том числе иметь полномочия по уровне закона. Таких проектов, к сожалению, мы практически не видим в России. А они показывают свою чрезвычайную эффективность.
Безусловно, нацпроект «Здоровье» позволил решить множество заскорузлых проблем медицинского обслуживания и медперсонала первичного звена. Благодаря именно реализации данного приоритетного проекта удалось снизить общую смертность населения на 9%, повысить рождаемость – на 18,7%. В целом, убыль населения страны сократилась более чем в 2 раза, а продолжительность жизни увеличилась на 2,5 года. Успешно реализуется программа «Родовый сертификат», которая охватила более 92% рожениц. Кроме того, введение «Родового сертификата» позволило поднять заработную плату врачам в среднем по России на 22%.
Однако, к сожалению, на сегодняшний день за реализацию этого грандиозного федерального проекта нельзя поставить «пятерку с плюсом». Загубить отличную идею может небрежное исполнение. Что мы, к сожалению, и имеем на сегодняшний день.
Благодаря нацпроекту на сегодняшний день потребность высокотехнологичной медицинской помощи обеспечивается на 57%, а было – лишь 10%. Однако нередко оборудование, переданное по государственному контракту центрам высокотехнологичной медицинской помощи, попросту не используется, либо не соответствуют современным требованиям. Имеются даже случаи поставки уже неработоспособного диагностического оборудования. Налицо вопиющая бесхозяйственность в решении важнейших вопросов, связанных со здоровью и жизнью людей.
За 10 месяцев текущего года Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по контролю использования диагностического оборудования, поставленного по нацпроекту «Здоровье», проверено более 1250 лечебно-профилактических учреждений. Были зафиксированы случаи простоя медицинского оборудования (1007 случаев – то есть 81% от общего числа проверенных больниц и поликлиник). Причины постоя банальны – отсутствие подготовленных специалистов (26%) и неисправность оборудования (33%).
Важнейшим элементом нацпроекта «Здоровье» является сокращение ожидания скорой медицинской помощи. Для этого был значительно увеличен парк карет «Скорой». И что же мы имеем на сегодняшний день?! Простой автомобилей свыше 1 месяца (по причине технической неисправности) - в 49 медучреждениях (7%). В 56 больницах выявлены факты нецелевого использования карет «Скорой помощи». 9,4% поверенных поликлиник попросту не смогли организовать постгарантийное техническое обслуживание машин.
На мой взгляд, нацпроект «Здоровье» не возможен без внимания к системе государственной политики в фармацевтической отрасли. Поддержка и развитие отечественной фармпромышленности – национальная безопасность страны.
Ощущение складывается двоякое: с одной стороны можно смело говорить об успехах реализации нацпроекта «Здоровье» в части профилактики и диагностики, доступности качественной медпомощи, повышения уровня квалификации врачей первичного звена, материального стимулирования медиков, с другой стороны – тревожные симптомы не могут не беспокоить. И здесь важную роль должно выполнять именно Министерство здравоохранения и социального развития. Необходимо в каждом регионе не только осуществлять мониторинг, но и четко контролировать ход реализации нацпроекта «Здоровье» на всех уровнях, во всех населенных пунктах (несмотря на 131-ый закон о перераспределении полномочий между регионами и федеральным Центром). Только тотальный контроль сможет победить бесхозяйственность и даже коррупцию. Во главе угла забота о самом дорогом – здоровье нации.
Основные приоритетные направления в развитии здравоохранения выбраны правильно, но хочу сказать, что в целом реализация проекта кардинально ситуацию не изменила. Смена социально-экономического уклада нашей страны 20 лет назад самым пагубным образом повлияла на качество жизни, условия труда и быта, социально-психологическое самочувствие жителей России. Цена шоковой терапии и либеральных реформ чрезвычайно высока. Людские потери от увеличения смертности составили порядка 11 миллионов человек, и не родившихся детей было по оценкам демографов, около 16 миллионов. система здравоохранения разрушалась. Расходы на здравоохранение достигли уровня 90-го года только в 2006-м году. Сложилось значительное неравенство в показателях здоровья между социальными группами граждан с различными доходами, и населением, проживающим в различных субъектах Федерации, а также между городом и деревней. Разброс подушевых расходов на здравоохранение составляет между регионами до пяти раз, на селе количество врачей на сто тысяч населения в четыре раза меньше, чем в деревне. Естественно, доступность медпомощи значительно ниже. Российское здравоохранение само больно, и диагноз – хроническое недофинансирование. Оно примерно в 5-6 раз на человека ниже, чем в старых странах Европейского Союза. А где ниже финансирование, там ниже продолжительность жизни, выше смертность. По продолжительности жизни РФ занимает последнее место в Европе, а если в мире, то можно сравнить только с ЮАР. В то время, как государство выделяет триллионы рублей на поддержку неэффективных собственников, госкорпораций и банков, финансирование здравоохранения – вопрос национальной безопасности и эффективной социальной политики – явно недостаточен. Достижение целей по улучшению здоровья населения к 2020 году, а продолжительность жизни у нас 73-75 лет, снижение общего коэффициента смертности и детской смертности в два раза, увеличение роста населения страны до 145 миллионов возможно только при увеличении государственного финансирования здравоохранения как минимум до 6-7 % от ВВП, то есть больше чем в 2,3 раза. Это является и итогом и уроком реализации нацпроекта «Здоровье» за последние три года. Надо понимать, что расходы на здравоохранение – это не траты, а инвестиции. Рентабельность этих расходов – 200%.
Известен тезис «кадры решают все». Но что мы сейчас имеем, - 50% врачей предпенсионного возраста, 20% пенсионного, 45% выпускников медвузов не идут в систему здравоохранения. Престиж и статус работника здравоохранения низок, как никогда. Надо кардинально менять эту ситуацию. Один из рецептов – увеличение зарплаты. Нужна адаптация существующей системы организации к современным условиям, восстановление производственной и школьной медицины, всеобщей диспансеризации работающего населения.