Статья
798 19 сентября 2008 0:13

Госдума в I чтении приняла бюджет страны до 2011 года

*

Комментарии экспертов

Бюджет на следующий год будет рассматриваться в условиях падения цен на нефть, и это обстоятельство может несколько дезориентировать тех, кто принимает решения. Распространяются опасения, что нынешнее снижение цен является началом длительной тенденции. Возможен некоторый испуг как депутатского корпуса, так и экономического блока правительства. Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «цена отсечения» нефти, цена, после которой бюджет уже станет дефицитным, составляет порядка 80 долларов за баррель. Не исключено, что к моменту рассмотрения в Думе если не в первом, то во втором чтении цена как раз подойдет к этой отметке. Но я думаю, что мнение о существовании длительной тенденции удешевления нефти – ошибка. Мне кажется, что во всем этом есть и немалая доля предвыборного фактора, когда перед выборами 4 ноября в США, республиканцам важно показать избирателю, что они контролируют ситуацию, а бензин является не таким уж и дорогим. И действительно, мы видим, что буквально за последние несколько недель цена галлона бензина в США отыграла где-то полтора доллара вниз, составив около 3,5 долларов за галлон (3,8 литра). Маккейн набирает дополнительные очки за счет дешевеющего бензина. Но США не заинтересованы в длительном падении нефтяных цен, поскольку в наибольшей степени высокие цены на нефть ударяют по экономике Китая, являющегося для США основным геополитическим соперником. Что касается стратегических перспектив – нет оснований думать, что мы находимся в начале длительного обвала. Почему? Прежде всего потому, что не отменены предполсылки для дорогой нефти. В мире становится всё меньше легкоизвлекаемой нефти, поэтому себестоимость добычи нефти давно уже не составляет 3-5 долларов за баррель. Приходится добывать нефть во всё более сложных условиях, смещаться на шельф, России приходится смещаться на восток – в итоге себестоимость добычи растет.

Кроме того, нефтяные компании должны иметь гарантии, что в течение 5-7 лет цена не будет низкой, иначе бессмысленно начинать проект. Это означает, что если нефть действительно будет дешеветь, компании будут прекращать добычу в сложных регионах –на шельфе, в восточных регионах России. А это уже путь к серьёзному сокращению предложения нефти. Кроме того, отрасль испытывает колоссальную нехватку кадров, а при ведении добычи в сложных регионах кадры просто необходимы. Таким образом, все основные предпосылки для того, чтобы нефть не была сверхдешевой, сохраняются. Принимая решения по бюджету следующего года депутаты должны понимать, что они голосуют в одной реальности, а после 4 ноября реальность вполне может вернуться на состояние начала года, когда нефть стоила 120-150 долларов за баррель.

По сравнению с бюджетом на 2008 год, расходы бюджета были увеличены на 28,5 процентов. Основные статьи, по котором произошло увеличение расходов бюджета – образование, здравоохранение и спорт, пенсионное обеспечение, но самая большая часть увеличения расходов, конечно, пришлась на национальную оборону и безопасность. Причем на эти сферы увеличение составило около 27% от 2008 года, что составило около 26% от общих расходов бюджета. На что будут направлены дополнительные средства?

Если говорить об обороне, то приоритетными направлениями являются развитие новых наступательных, и оборонительных систем вооружения. Во многом этот процесс был запущен событиями в Южной Осетии. Особое внимание уделено и судостроению: будет поддержан завод «Севмаш». «Севмаш» занимается производством для стратегических военно-морских сил РФ, так, например, именно это предприятие занимается производством авианосцев. Увеличен и бюджет системы ГЛОНАСС. Проблемы с системой позиционирования также вскрылись в в ходе югоосетинского конфликта - отсутствие эффективной системы связи и позиционирования в югоосетинском конфликте отмечали как представители генштаба, так и представители минобороны. Курировать работу по созданию сети спутников и в целом по оборонному заказу будет вице-премьер Сергей Иванов.

Что касается других сфер, следует отметить увеличение финансирования сельхозпроизводителей – это в первую очередь относится к средствам для выплаты ставок по кредиту, и программам прямой поддержки сельскохозяйственных производств. Также значительная часть расходов пойдет на ФЦП в рамках министерства по делам молодежи и спорта. Здесь следует отметить ФЦП по строительству новых спортивных объектов. По сравнению с планом на 2008 год по данному направлению рост составит около 60%. Запланирован рост расходов на пенсионное обеспечение – планируется увеличить расходы по этому направлению на 2,9 трлн рублей

Но увеличение бюджетных расходов, запланированное Правительством, не окончательно. Расходы будут увеличены Госдумой – представители ЕР объявили о намерении внести поправки по увеличению оборонной составляющей и некоторых социальных статей во время рассмотрения бюджета-2009 в первом чтении . В целом по окончании прохождения основного финансового плана через Государственную Думу увеличение расходов составит примерно 10-15%.

В целом, бюджет-2009 можно считать реакцией на ряд проблем, проявившихся в 2008 году - дефицит пенсионной системы, проблемы со связью и системами позиционирования во время конфликта в Южной Осетии, некоторые сложности в работе образования, а также на подготовку к Олимпиаде-2014 в Сочи.

С одной стороны, бюджет существенно увеличивает расходы на науку и на поддержку НИОКР. С другой стороны (и это не проблема бюджета, это, скорее, проблема общего подхода к поддержке инновационной экономики) – нет понимания специфики инновационной экономики в России. Отсюда - бюджет как бы тратит денег много, но попадает в ситуацию, на мой взгляд, не совсем точно. Что я имею ввиду? В бюджете опять речь идет о поддержке технопарков. Но технопарки, как уже показала практика, оказываются недостаточно эффективными в российской ситуации. Было бы лучше выделить приоритеты научно-технического развития и поддерживать эти направления. Вместо этого бюджет построен как бы «по площадям» - поддерживают биотехнологии, нанотехнологии, а это в некотором смысле бессодержательно, потому что это слишком общие понятия. Было бы яснее, если бы речь шла о конкретных проектах. Не создано механизмов выделения проектов, всё ещё нет механизмов выделения настоящих приоритетов и их поддержки. В этом смысле мне представляется, что денег тратится довольно много, но эффективность использования этих средств далеко не гарантирована. Речь формально идет о существенной поддержке инновационного развития экономики, но поскольку механизмы реализации этой поддержки достаточно анахроничны и не учитывают специфику, есть серьёзные сомнения, что бюджетные расходы будут эффективно использованы.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".