Статья
4387 11 февраля 2022 16:37

Грандиозная сделка: как Макфол предлагает бороться с Россией

США и их партнеры должны заключить всестороннюю грандиозную сделку по укреплению европейской безопасности, а не просто предлагать минимальные уступки в обороне, чтобы заморозить кризис. Об этом пишет советник Джо Байдена, который раньше был послом в Москве, Майкл Макфол на страницах Foreign Affairs. Отметим, что он считается русофобом, и его подозревают в работе со спецслужбами США. Поскольку Макфол является советником американского президента по РФ, его слова имеют политический вес.

«Назовем сделку „Хельсинки 2.0“. Это соглашение могло бы освежить и модернизировать Хельсинкские соглашения, подписанные во время „холодной войны“, которые стабилизировали континент даже тогда, когда американо-советское соперничество в других частях мира росло. Это могло бы реанимировать и внести поправки в недействующие соглашения о контроле над вооружениями и обеспечить более широкую основу для европейской безопасности, а в процессе помочь решить проблемы, связанные с Украиной», — пишет Макфол. 

По его словам, созыв крупного саммита для пересмотра вопросов европейской безопасности предоставит России международную платформу, которую Москва не заслуживает. Однако, как пишет Макфол, Запад должен быть готов предложить такое зрелище не только для предотвращения нового российского вторжения в Украину, но и для восстановления сломанной архитектуры безопасности Европы. 

«Соединенные Штаты и Европа должны иметь мужество, чтобы выйти за рамки оборонительных лоскутных решений и вместо этого развернуться к смелым, агрессивным инициативам, чтобы сделать континент более безопасным», — говорит он. 

Экс-посол отмечает, что в первые два десятилетия после подписания в 1975 году Хельсинкского заключительного акта, в Европе произошел бум новых соглашений и договоров в области безопасности, особенно после прихода к власти Михаила Горбачева. 

«В 1987 году он подписал Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), ликвидировавший целый класс весьма дестабилизирующих вооружений. В 1990 году вступил в силу Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), существенно сокративший численность вооруженных сил, развернутых на континенте. Венский документ 1990 года, подписанный Канадой, СССР, США и большей частью Европы и Центральной Азии, расширил прозрачность в отношении вооружений и военных учений», — поясняет он. 

Как пишет Макфол, европейские соглашения о безопасности предыдущих двух десятилетий начали разрушаться. В частности, Соединенные Штаты перестали выполнять свои обязательства по ДОВСЕ в 2011 году, а при бывшем президенте Дональде Трампе также вышли из договоров о РСМД и по открытому небу. 

«После десятилетий разногласий России и Западу будет трудно, а может быть, и невозможно заключить какие-либо сделки в сфере безопасности в Европе. Они мало верят друг в друга, а поводов для подозрений предостаточно. Но, учитывая ставки, мир должен попытаться. Если Путин сигнализирует о готовности к переговорам, Байден и его европейские партнеры должны играть по-крупному. В конце концов, европейская архитектура безопасности нуждается в подлинной реконструкции и творческом обновлении», — подчеркивается в публикации.

По мнению бывшего посла, стороны должны начать переговоры с шагов по обновлению прозрачности в отношениях, что позволит каждой стране следить за деятельностью другой и лучше предсказывать действия друг друга.

«Прямо сейчас у России, США и Европы меньше информации о развертывании войск и вооружений, чем когда-либо после окончания „холодной войны“. Новая грандиозная сделка по европейской безопасности может обязать всех участников чаще следить за развертыванием войск, размещением вооружений и военными учениями. Договор СНВ-3 — один из немногих американо-российских договоров, которые все еще действуют, и в рамках более широкого соглашения можно было бы также прописать обязательства о срочных инспекциях и тщательном изучении систем вооружений», — считает он. 

Макфол отмечает, что «Хельсинки 2.0» позволят российским инспекторам посещать объекты ПРО США в Польше и Румынии, а наблюдатели НАТО могут иметь аналогичный доступ к российским ракетам «Искандер» в Калининграде.

«Москва и Вашингтон могли бы еще больше повысить прозрачность путем внесения поправок и модернизации ранее действующих соглашений, таких как Договор по открытому небу и ДОВСЕ. Государствам необходимо также работать над возрождением Венских документов. Это означает, что Россия и каждая страна НАТО должны предоставлять конкретные уведомления об учениях и вводить новые ограничения на масштабы и места их проведения, особенно потому, что подготовка к учениям может показаться очень похожей на планирование фактического нападения», — следует из статьи. 

По словам Макфола, дипломаты также должны модернизировать старые идеи, которые так и не были реализованы. 

«Россия и Соединенные Штаты не смогли реализовать меморандум о соглашении 2000 года об обмене данными о пусках ракет, известный как Объединенный центр обмена данными (ОЦОД), из-за технических проблем и нарастания напряженности в американо-российских отношениях. Но подобная инициатива между Москвой и НАТО или между всеми членами ОБСЕ повысит безопасность всей Европы (включая Россию) и может иметь больше шансов на успех», — говорит бывший посол. 

Автор публикации считает, что администрация Байдена также могла бы предложить некоторые ограничения на противоракетную оборону в Европе. В частности, Вашингтон мог бы согласиться воздержаться от размещения на континенте систем обороны, способных противостоять российским межконтинентальным баллистическим ракетам, в обмен на ограничение российской ПРО на европейском театре военных действий. 

«Участники переговоров также должны попытаться сократить общее количество ракет, особенно ядерных. В идеале и Россия, и Соединенные Штаты должны были бы присоединиться к договору о ракетах средней и меньшей дальности и надежно имплементировать его. Для этого Россия должна согласиться включить в соглашение свою ракету 9М729. Хотя выполнение этого требования будет трудно проверить, участники переговоров также должны попытаться ограничить или запретить размещение тактического ядерного оружия в Европе (включая территорию России к западу от Уральских гор)», — говорится в журнале.

По мнению бывшего посла, зацикленность на требовании Путина ввести мораторий на расширение НАТО или на требовании Запада, чтобы Россия ушла из Крыма, сделает невозможным достижение нового соглашения о безопасности. 

«Участники переговоров могли бы добиться прогресса, сосредоточившись на других вопросах, а затем включив трудноразрешимые проблемы в более крупную сделку. Расширение апертуры переговоров может создать возможности для сделок, которые в настоящее время недоступны», — поясняет Макфол.

Он добавляет, что для начала подобных амбициозных переговоров, все лидеры ОБСЕ, включая Байдена и Путина, могли бы встретиться в Хельсинки в этом году.

«Затем страны могли бы разместить там специальных посланников для выработки нового соглашения. Их работу могли бы дополнить переговоры в штаб-квартире ОБСЕ в Вене, Совете Россия-НАТО в Брюсселе и по двусторонним американо-российским каналам. Дипломаты могут стремиться завершить свой окончательный продукт к 2025 году, к 50-летию Хельсинкского заключительного акта», — следует из публикации. 

По мнению Макфола, отсутствие новой сделки по безопасности российское руководство продолжит «разжигать разногласия, напряженность и конфликты как между странами Европы и Северной Америки, так и внутри них». 

«Это не означает, что Вашингтону нужно пойти на компромисс по основным нормативным принципам и принципам безопасности или пойти на односторонние уступки. На самом деле каждый пункт соглашения должен основываться на взаимных интересах. И, предложив обсудить новую грандиозную сделку, Байден получит моральное превосходство и заставит „потенциальное вторжение“ в Украину выглядеть еще более иррациональным и аморальным», — объясняет экс-посол. 

Он подчеркивает, что переговоры также могут считаться успешными, даже если они не приведут к основному соглашению. 

«Москва может отложить вторжение в Украину, пока дипломаты совещаются, хотя бы для того, чтобы посмотреть, что она может получить от сделки. Эта задержка, возможно, не решит полностью проблемы, связанные с Украиной или Европой в целом, но, учитывая, что на карту поставлены тысячи жизней, отложить все на потом было бы огромной услугой. В конце концов, три года мира намного лучше, чем три года войны», — резюмирует Макфол. 

Между тем главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов отметил, что публикация Макфола выглядит, как свежее предложение.

«Хватит, мол, торговаться по мелочам, администрация Байдена и союзники должны пойти на переговоры с Россией о новом большом договоре по модели Хельсинского Заключительного акта. Европейская безопасность, действительно, нуждается в ремонте и обновлении (Россия об этом давно говорит). И не надо пугаться, что такой процесс может быть воспринят как умиротворение агрессора (Путина). Мир важнее», — пишет эксперт в своем Telegram-канале. 

По его словам, если вникнуть в конкретные предложения, то ничего нового нет. 

«То, что США и так предлагают, — разговор о восстановлении режимов контроля над вооружениями и мер доверия в Восточной Европе. Политические разногласия решить не удастся, считает Макфол, но достаточно зафиксировать разногласия. Иными словами, отложить их на когда-то потом, снизив напряжённость за счёт решения технических вопросов. Оригинальная идея — создание международного арбитражного трибунала по оценке угроз безопасности стран. Чтобы разбирать претензии тех, кто жалуется. В эпоху кризиса всех институтов и недоверия к ним — самое то», — считает Лукьянов.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".