Статья
792 28 июля 2010 0:00

Инвестклимат восстанавливается

Проблемы инвестиций оказались вновь в центре внимания руководства страны. Накануне прошло заседание комиссии по модернизации, посвященное венчурному инвестированию. Однако венчурный капитал - это лишь часть инвестиционных потоков, которые могут направляться как извне, так и из внутренних источников. Для притока капитала нужен благоприятный инвестиционный климат. 

На одном из заседаний комиссии по модернизации президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что в настоящее время перед Россией стоит двуединая задача: «с одной стороны, надо сформировать благоприятный инвестиционный климат в целом и решить предметные задачи в сфере высоких технологий, работая адресно, точечно. С другой стороны, нам необходимо определиться с перечнем стран - ключевых технологических партнеров, с которыми мы будем тесно работать».

Он добавил, что необходимо координировать и действия по привлечению инвестиций, в том числе для создания в России R&D центров ведущих технологических компаний мира и продвижения российской продукции и услуг на мировых рынках.

«Нам надо создавать высокотехнологичное производство, чтобы стать конкурентоспособными. В первую очередь благодаря интеллектуальным ресурсам», - добавил Дмитрий Медведев.

Эксперты оценивают инвестиционный климат в России как вполне приемлемый. Проблема скорее заключается в отсутствии привлекательных объектов для инвестиции внутри страны, а не в нехватке самих средств.
 

Комментарии экспертов

Политические риски в оценке инвестиционного климата -  это нестабильность, связанная с экстремальными изменениями в политической системе. В этом смысле Россия конца 80-х и начала и середины 90-х была несравненно более рискованной для инвестиций страной в политическом отношении. Собственно, объём инвестиций это показывал. Те, кто вкладывают деньги, не голосуют на выборах – они голосуют деньгами. Приток капитала в Россию, который произошёл в первом десятилетии XXI века, показывает, что тот политический режим, который существует в это время, для инвесторов благоприятен.

Кстати, в тех условиях, в которых возможно было действовать, далеко не самых благоприятных, как раз власти сделали, с моей точки зрения, максимум возможного. Условия стали достаточно предсказуемыми, власть – единой, и меры по облегчению инвестиций на политическом уровне предпринимались регулярно. С приходом Медведева они продолжают предприниматься в ещё более интенсивном режиме.

Есть риски другого рода, и они очень существенны. Прежде всего, это риски коррупции. Они высоки. Поскольку экономика выросла за это время, то вырос и объём коррупционных претензий. Есть риски непрозрачности принятия решений. Есть риски, связанные со слабой конкуренцией. Есть риски, связанные с административными барьерами. Но это риски не политического характера. С политической точки зрения, как мне кажется, страна достаточно благоприятна для инвестиций.  

Проблема 2012 года не является проблемой. Это вопрос: кто из деятелей тандема станет президентом в 2012 году? Это вопрос, ответ на который возможен в рамках нынешней парадигмы, в рамках нынешней политической системы и не предполагает никаких значимых потрясений. 

Мне кажется, что политическая система стабилизировалась на достаточно длительную перспективу. Развиваются национальные демократические институты, совершенствуется политический режим. Риски есть, их немало, их надо искать, прежде всего, не в политической, а в бюрократической плоскости.
 

Главный критерий инвестиционного климата – показатель субъективной прибыли, взвешенной по рискам, сопоставление этих показателей по схожим экономикам. Не случайно возник БРИК – огромные экономики, куда можно вкладывать средства. Россия была очень привлекательным инвестиционным рынком, здесь существовали источники вложений с очень высоким уровнем прибыли. По отношению к рискам уровень прибыли был довольно большой. 

Источником инвестиции были сектора стратегически важные – нефть и газ. Потом выяснилось, что Россия представляет много направлений для вложений. Сейчас Россия возвращает себе звание очень привлекательного рынка, т.к. по финансовым показателям РФ показывает выдающиеся результаты. А политические риски в данном случае совершенно несущественны.

Показатели политических рисков высчитываются очень просто: берутся ставки по кредитам внутри страны, делятся на инфляцию и сопоставляются со ставками по кредитам в другой стране. Если посмотреть ставки по кредитам в России и ставки по кредитам на Западе, поделённые на инфляцию, то оценки политических и других рисков в России рассматриваются как малозначимые.

В этом смысле политические риски в оценке Запада невелики. Макроэкономические оценки очень приличные. Конечно, есть проблемы с коррупцией и административными барьерами, но для больших проектов это не очень существенно. Они всё равно большие и долгие, всё равно решаются в любой стране мира на уровне высокого руководства. Так что всё равно нужны люди, которые туда проложат дорогу. Издержки на коррупцию не сильно значимы, поскольку проекты большие.

А поскольку цена на углеводороды и вообще на сырьё опять повысилась, привлекательность специфических российских проектов существенно возросла, и в этой макроэкономической ситуации очень выгодны инфраструктурные проекты. Плюс, достаточно быстрый рост уровня жизни. Соответственно, спрос и проекты, ориентированные на внутренний рынок, хорошо, тем более что сейчас вступил в действие Таможенный союз, и речь идёт уже не о 140, а почти 200-миллионом рынке.

С моей точки зрения, проблемы внешних инвестиций не сильно значимы и даже преувеличены.. Да, хорошо бы снизить административные барьеры.

С моей точки зрения, надо заниматься стимулированием внутренних инвестиций, поскольку избыточная ликвидность, граждане несут и несут деньги в банки, строительство пока стагнирует. Вот здесь я бы занялся. Если раскрутятся внутренние инвестиции, то можно будет говорить и о том, чтобы использовать такой инвестиционный ресурс, как часть золотовалютных резервов, которые опять приближаются к 500 миллиардам.

Такой объём заведомо излишен, и можно было бы убеждать наши консервативные финансовые власти, что дайте миллиардов 100 взаймы ВЭБу, а он их раздаст в виде инвестиционных ресурсов банкам или напрямую ЦБ положит часть золотовалютных резервов на депозиты, как это было в кризис, даст в виде субординированных кредитов банкам.

Но пока это невозможно, потому что российская экономика плохо осваивает избыточные инвестиции. Сейчас в банках налицо избыточная ликвидность, банки увеличивают кредитование, но пока российская экономика не очень абсорбирует большие объёмы инвестиций.
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".