Итоги визита в Таджикистан
Завершился двухдневный визит президента России Дмитрия Медведева в Таджикистан. Насыщенная программа пребывания началась с четырехсторонней встречи лидеров России, Таджикистана, Пакистана и Афганистана. Переговоры в таком формате проходили впервые. Президент РФ Дмитрий Медведев назвал эту встречу символической, отметив, что рождается новый формат сотрудничества."Сегодня мы приветствуем создание новой формы диалога. Я уверен, что такого рода контакты будут полезными", - сказал Д.Медведев на совместной пресс-конференции четырех президентов в Душанбе.
Президент России подчеркнул, что в этом формате могут обсуждаться все основные региональные проблемы - от экономического взаимодействия до борьбы с наркотрафиком и терроризмом. "Мы этими вопросами готовы заниматься как в традиционных форматах, так и путем сотрудничества, которое создается здесь", - сказал Д.Медведев. Он подчеркнул, что Россия "готова вносить свой посильный вклад в эти процессы". "Все мы заинтересованы в том, чтобы региональная и международная безопасность становилась более понятной, прозрачной, более подконтрольной, основанной на международных правилах и на нашем общем желании помогать друг другу", - заявил Д.Медведев.
Президент РФ назвал четырехстороннюю встречу в Душанбе "символом доверия" и выразил надежду на то, что "в результате такой работы общая обстановка в регионе будет улучшаться". "Главная цель теперь - чтобы после этой встречи различные контакты и связи между нашими государствами стали более активными", - подчеркнул он. Как отметил Д.Медведев, "у нас общее пространство, которое необходимо наполнять самыми различными проектами - в сфере энергетики, железнодорожного транспорта, развития региональной торговли"."Только действуя таким образом - создавая нормальные условия для людей, живущих здесь, можно решить очень болезненные и сложные проблемы, которые десятилетиями копились в регионе", - считает Д.Медведев.
Президент РФ высказал мнение, что к реализации таких проектов могли бы присоединиться и международные финансовые институты. "Думаю, что такие проекты могли бы заинтересовать Всемирный банк", - добавил он.Президент РФ напомнил, что международное сообщество в рамках "восьмерки" и "двадцатки" выделяет огромные средства на помощь государствам, которые нуждаются в укреплении собственной экономики. "Я считаю, что эти значительные средства, выделяемые международным сообществом, - а речь идет о триллионах долларов - должны идти именно на такие цели, именно на такого рода проекты - трансграничные, международные, энергетические", - сказал Д.Медведев.
Главы государств по итогам саммита приняли заявление, в котором призвали международное сообщество к решительной борьбе с наркоугрозой, исходящей из Афганистана, и высказались за тесное сотрудничество четырех государств в экономической сфере. Лидеры "подчеркивают целесообразность активного привлечения Афганистана к процессам экономического сотрудничества в регионе в интересах восстановления хозяйства и нормализации обстановки в стране в целом", говорится в документе.
В заявлении президенты также "выражают заинтересованность в экономическом сотрудничестве под эгидой ШОС и призывают Всемирный банк, другие международные финансовые институты активизировать содействие осуществлению региональных экономических проектов". В частности, четыре президента призвали международные финансовые организации "изучить возможность оказания такого содействия проекту "CASA-1000" (по созданию единого электроэнергетического рынка "Центральная Азия - Средняя Азия")".
Состоялись двусторонние российско-таджикистанские переговоры. Президенты России и Таджикистана в ходе переговоров поручили министрам двух стран проработать предложения о конкретных направлениях военного сотрудничества, включая вопросы функционирования 201-й российской военной базы.
"Президент России поручил министру обороны РФ, а президент Таджикистана - главе МИД страны продолжить совместную работу по подготовке комплекса предложений, касающихся дальнейших направлений развития равноправного российско-таджикистанского военного сотрудничества, включая вопросы функционирования базы", - сообщил журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько по итогам российско-таджикистанских переговоров.
С.Приходько сказал также, что вопросы военно-технического сотрудничества двух стран на переговорах в практическом плане не обсуждались."Мы подтвердили, что вопросы ВТС находятся в поле зрения президентов, президенты выразили намерения продолжать это сотрудничество", - сказал он.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подтвердил заинтересованность в использовании русского языка в стране. "Рахмон сказал, что в интересах Таджикистана использовать русский язык", - сообщил по итогам переговоров помощник президента РФ Сергей Приходько. Он подчеркнул: "По большому счету, вопросов по поводу русского языка в Таджикистане у нас сегодня нет".
С.Приходько напомнил, что "статус русского языка закреплен в Конституции Таджикистана". "Президент Таджикистана на протяжении многих лет активно поддерживал необходимость изучения русского языка, он неоднократно обращался к руководству РФ о направлении в страну преподавателей русского языка и о содействии повышению квалификации таджикистанских преподавателей русского языка в школах и вузах", - отметил С.Приходько.
Как подчеркнул С.Приходько, "по инициативе Рахмона в Таджикистане создаются филиалы российских вузов, русский язык преподается в значительном количестве классов младшей и средней школы, активно используется в вузах".
Помощник президента РФ отметил также, что тема русского языка фигурировала и при обсуждении на переговорах вопросов трудовой миграции. "Президент Таджикистана особо отметил, что эти люди являются носителями русского языка и что Таджикистан заинтересован в том, чтобы они продолжали иметь возможность работать в России", - сказал С.Приходько. "Таким образом, по большому счету, вопросов по этому поводу у нас сегодня нет. Другое дело - самостоятельное развитие таджикского языка, которое должно регулироваться законодательно", - заключил помощник президента РФ.
Поводом к обсуждению этой темы на переговорах, вероятно, послужила информация о планируемом исключении из Конституции республики понятия о языке межнационального общения, чей статус закреплен за русским языком.
По итогам переговоров подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве России и Таджикистана по эксплуатации Сангтудинской ГЭС-1. Соглашение подписал вице-премьер РФ Игорь Сечин и первый вице-премьер Таджикистана Асадулло Гуланов. Как подчеркнул в ходе переговоров Дмитрий Медведев, - "это крупный, сильный, важный проект, который будет связывать наши страны и народы на протяжении долгих лет". Он подчеркнул, что запуск Сангтудинской ГЭС - "важное событие в российско-таджикистанских отношениях, которые являются стратегическими, выстроенными и нацеленными на будущее".
Стороны договорились о создании совместное предприятия по производству энергосберегающих ламп. Как отметил Д.Медведев, Россия и Таджикистан "с одной стороны, создают вместе новые энергомощности, такие как Сангтудинская ГЭС, а с другой стороны, переходят к энергосберегающим технологиям".Как сообщил Э.Рахмон, это позволит Таджикистану экономить примерно 3,5 млрд кВт-часов электроэнергии в год.
На следующий день Дмитрий Медведев и Эмомали присутствовали на торжественной церемонии пуска электростанции. Затем президент России посетил российскую оптико-электронную станцию (ОЭС) обнаружения и распознавания космических объектов "Окно" около города Нурек. Комплекс Космических войск "Окно" расположен в Таджикистане на высоте 2200 м над уровнем моря в горах Санглок. Он является одним из наиболее эффективных средств, входящих в систему контроля космического пространства ВС РФ. Здесь практически 365 дней в году небо остается ясным и позволяет эффективно наблюдать за космосом.
Из Таджикистана глава российского государства отправился в Киргизию на неформальный саммит ОДКБ.
Тема военно-технического сотрудничества – одна из ключевых на повестке дня российско-таджикских отношений. И визит Дмитрия Медведева в эту центрально-азиатскую республику призван прояснить позицию официального Душанбе по данному вопросу. Дело в том, что в условиях актуализации в России и в США «афганской» проблематики граничащие с Афганистаном республики воспринимают повышенное внимание к этой «горячей точке» как сигнал к действию. На практике это находит выражение в том, что они начинают все активнее демонстрировать Вашингтону готовность к содействию в решении афганского вопроса. Естественным образом это не входит в интересы Москвы, до недавнего времени обладавшей достаточно устойчивым военным присутствием на границах с Афганистаном.
В прошлом году, например, свое намерение предоставить США территорию для транспортировки невоенных грузов в Афганистан проявил Узбекистан, а Киргизия продемонстрировала нежелание лишаться американского финансирования путем предоставления США части своей территории под Центр транзитных перевозок. Правда, в отношении Ташкента и Душанбе пока не идет речи об их согласии размещать у себя американские военные базы. И поэтому в задачи российского руководства как раз и входит максимально укрепить свои переговорные позиции, дабы не допустить роста американского присутствия по северному периметру афганской границы.
С одной стороны, Москва заинтересована в том, чтобы минимизировать свое военное участие в афганской кампании, но с другой – интенсивность американского наступления представляет собой слишком явное препятствие для распространения влияния ОДКБ. Данная организация, а особенно недавно созданные Коллективные силы оперативного реагирования – один из инструментов сохранения политического влияния Москвы на правящие элиты Центральной Азии. Ощущая постоянную угрозу исламизации со стороны афганских талибов, руководство стран региона заинтересовано в максимальном расширении механизмов противодействия этой угрозе.
Россия через возможности КСОР как раз и намерена такую поддержку предоставить. В данном случае речь идет о Таджикистане, обладающем из всех республик Центральной Азии самой протяженной границей с Афганистаном. Поэтому для Москвы крайне важно, чтобы Душанбе активнее проявлял интерес к возможностям России в ОДКБ. Скорее всего, именно эта задача и будет решаться во время визита Дмитрия Медведева в Таджикистан.
В таком формате – Россия, Таджикистан, Афганистан, Пакистан - страны не встречались никогда. Важно отметить, что в этом участвует афганское руководство, которое не избаловано разного рода переговорными форматами. В целом, это действительно полезный формат, потому что известно, что многие афганские проблемы имеют пакистанское происхождение и наоборот.
Так же и многие наши проблемы, связанные, например, с транзитом наркотиков из Афганистана, не могут быть решены без участия Таджикистана. В решении проблем Афганистана нужно принимать участие не только таким международным организациям как НАТО, но организациям в рамках региона. То есть это более узкий круг, из членов и наблюдателей ШОС, которые представляют ведущие региональные силы.
Я думаю, что проблемы, связанные с Афганистаном, с безопасностью в этом регионе могут обсуждаться в самых разных форматах. Но в данном случае речь точно не идёт о создании интеграционной группировки.
Центрально-азиатские проблемы практически невозможно отделить от проблем Южной Азии, того, что происходит в Афганистане и Пакистане. Последствия событий в Афганистане и Пакистане неизбежно скажутся на всей Центральной Азии, а, следовательно, и на России, поскольку Россия связана союзническими обязательствами с большинством из стран Центральной Азии.
У России двойственная позиция. С одной стороны, как мы видели во время визита Обамы и вообще исходя из всего происходящего, Россия готова поддерживать усилия США и НАТО в Афганистане, поскольку возвращение к власти талибов не устраивает и не радует вообще никого из крупных международных игроков. И поэтому сотрудничество там будет.
В то же самое время, в России понимают, что США и НАТО в Афганистане вечно не останутся. Уже достаточно очевидно, что добиться тех целей, которые когда-то ставились (превращение Афганистана в совершенно другую страну), невозможно. И, скорее всего, через 2-4 года, встанет вопрос о выводе сил западной коалиции из Афганистана, то есть будут искаться какие-то способы, как это сделать без потери престижа.
Это означает, что Россия окажется перед лицом очень серьёзных проблем в этом регионе. И те действия, которые Москва в последнее время предпринимает, по укрепления ОДКБ, по созданию корпуса сил оперативного реагирования и по дипломатической активизации дипломатической как с Пакистаном, так с Афганистаном – на мой взгляд, это подготовка именно к следующему этапу, постамериканскому этапу в этом регионе. Я думаю, что пока чёткого представления о том, что там будет происходить и что придётся делать, у России нет. Но именно для того, чтобы это представление появилось, необходимы такого рода форматы.
Что касается Таджикистана, то Таджикистан – одна из стран, которые напрямую страдали от разных вызовов и проблем безопасности в годы пребывания талибов у власти, во второй половине 90-х. Таджикистан и этнически связан с Афганистаном, и граничит. Так что эту страну всё происходящее волнует в наибольшей степени и в первую очередь.