Июльский заговор
Исполнилось 65 лет со дня покушения на Гитлера со стороны группы офицеров вермахта. Могли ли они изменить историю? Издательство "Центрполиграф", специализирующееся в основном на
популярной массовой литературе, славится своим умением время от времени
издавать достойные книги. Предсказать, когда именно это случится в
очередной раз невозможно, но руку на пульсе лучше держать. Совсем
недавно это в очередной раз подтвердил случай с работой Дональда
Томпсона, посвященной экономике современного искусства, которую для
"Актуальных комментариев" обозревал Борис Куприянов. Впрочем,
справедливости ради следует заметить, что историческая серия
"Центрполиграфа" всегда отличалась качеством: в ней издатель сделал
ставку на проверенные, классические работы ведущих западных историков.
Именно к таким можно отнести книгу Мэнвелла и Френкеля.
Впервые она вышла в свет в 1964 году, когда в историографии Второй
мировой войны начал создаваться основной корпус исследований,
использующихся в научном обороте и поныне. Конечно, многие работы того
времени сегодня устарели, но значительная часть сохраняет свою
актуальность, особенно для российского читателя, который не имел
прямого доступа к ним в течение прошедших десятилетий.
Книга Мэнвелла и Френкеля в оригинале называется "The man who tried to
kill Hitler" и выстраивается непосредственно вокруг фигуры графа
Штауффенберга. Авторы не пытаются сделать его героем-одиночкой или
святым, как это произошло в недавнем голливудском блокбастере "Операция
Валькирия". Штауффенберг тут скорее представлен как человек, загнанный
в угол невыносимыми обстоятельствами, в которые попала его страна в
результате одиннадцатилетнего правления Гитлера, и имеющего достаточно
мужества, чтобы пытаться защищаться. А защита, как уже понятно, могла
состоять только в попытке уничтожить безумца, который менее чем через
год покончит с собой сам на руинах Берлина.
Работа американских историков получила блестящую прессу, газеты
называли ее "одной из наиболее увлекательных историй, которые были
когда-либо написаны во войне". Еще бы! Речь ведь не идет об анализе
скучных оперативных сводок или, того хуже, экономического состояния
тылов воюющих держав, а о дерзкой попытке современного
ассасина-одиночки покончить с войной, рискуя собственной жизнью. Это
история войны, которую каждый из нас может примерить на себя. А я смог
бы пойти убивать Гитлера в его логове? Фон Штауффенберг - это почти
Штирлиц.
"Центрполиграфу" немного не повезло: они издали свой перевод прежде,
чем на экраны вышла "Операция Валькирия". Впрочем, и так у каждого
желающего есть возможность сравнить голливудскую версию событий с той,
что изложена в книге "Июльское покушение". У меня, например, сложилось
впечатление, что сценаристы фильма учитывали мнение Мэнвелла и
Френкеля, хотя и добавили изрядную долю "выразительности" - блокбастер
ведь все же снимали.
Книга на удивление легко ложится в современный политический контекст,
когда Европа готовится к крестовому походу против России: отменять
итоги Второй мировой войны, обвинив в равной ответственности за нее
Гитлера и Сталина. Во имя чего действовал Штауффенберг? От чего он
хотел спасти Германию? 65 лет назад, летом 1944-го, советская армия
переходила границы Польши, а союзники только что открыли в Нормандии
второй фронт. Поражение в войне для нацистов было неизбежно. Но что
если бы графу удалось завершить свое дело? Смогло бы новое
правительство Германии заключить сеператный мир с союзниками и
предотвратить покорение свой страны "восточными варварами"?