Из президентов в премьеры
Государственная Дума большинством голосов одобрила кандидатуру экс-президента РФ Дмитрия Медведева для назначения председателем правительства России.
За кандидатуру Дмитрия Медведева проголосовали фракция «Единая Россия» и фракция ЛДПР. КПРФ и «Справедливая Россия» консолидировано голосовали против.
Таким образом, за кандидатуру Дмитрия Медведева было отдано 299 голосов, против высказались 144 депутата.
Для согласия Госдумы на утверждение Медведева премьером было необходимо простое большинство голосов - 226. Иными словами, для прохождения его кандидатуры было достаточно голосов только фракции «Единой России», которая включает 238 депутатов.
В 2008 году, когда на пост главы правительства выдвигалась кандидатура нынешнего президента Владимира Путина, за него в Госдуме проголосовали 392 из 448 депутатов, 56 - против. Тогда согласие на назначение Путина премьером дали «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия».
Дмитрий Медведев стал 12-м премьер-министром России (с учетом первого пребывания в этой должности Владимира Путина в августе-декабре 1999 года и двух премьерских сроков Виктора Черномырдина).
Владимир Путин, представляя в Госдуме на утверждение кандидатуру Медведева, отметил, что это решение было озвучено им заблаговременно и его нельзя назвать политической игрой.
«Вы знаете, это решение было принято мной давно, я сказал об этом открыто, заблаговременно, до выборов депутатов Госдумы и до президентских выборов. Так что и моя позиция, и позиция Дмитрия Медведева перед обществом была сформулирована заранее, мы ничего не меняли, ничего не выставляли для парламента, для общественности такого, что можно было назвать подтасовкой или политической игрой», - сказал Путин в Госдуме.
«Не сомневаюсь, что целеустремленность, политический и управленческий опыт помогут Дмитрию Анатольевичу Медведеву решать самые сложные задачи на посту председателя правительства РФ», - отметил он.
Медведев на посту премьер-министра РФ будет открыт для диалога со всеми политическими силами.
«Я уверен, что Дмитрий Медведев будет открыт для конструктивного сотрудничества со всеми партиями и общественными движениями, с парламентом страны, парламентскими фракциями», - сказал Путин.
Он охарактеризовал Медведева как «опытного политика, нацеленного на преобразования и развитие, как человека, который искренне любит свою Родину».
Путин напомнил, что «в диалоге с гражданским обществом им были начаты важнейшие преобразования, направленные на повышение эффективности госаппарата, построение правоохранительной и судебной системы, способной защитить человека, правду и справедливость».
«Именно по инициативе Медведева Госдума приняла целый пакет антикоррупционных законов, усиливающих общественный контроль за деятельностью чиновников», - добавил президент.
Глава государства напомнил, что именно Медведев инициировал изменения к законодательству о политических партиях. «Были серьезно расширены возможности для их регистрации и участия в выборах, в том числе и в Госдуму», - отметил Путин.
Он подчеркнул, что Дмитрий Медведев «считает своей важнейшей задачей увлечь общество идеей модернизации, технологического прорыва». По мнению Путина, это крайне необходимо для нашей страны сегодня.
Власть должна измениться и доказать, что государство не отделено от народа
Дмитрий Медведев во время своего выступления заявил, что власть должна меняться для того, чтобы консолидировать общество.
«Нам предстоит консолидировать общество вокруг решения основных проблем, доказать, что государство не отделено от народа, а что оно обязано служить народу, создать условия для достойной жизни и самореализации наших граждан. Именно поэтому, на мой взгляд, должна измениться сама власть», - заявил он.
По его словам, для этого в последние годы им предпринимались большие усилия и идея «Открытого правительства» - «одно из таких изменений».
«Мы действительно должны дать возможность активным гражданам, экспертному сообществу участвовать в подготовке важнейших государственных решений», - сказал Медведев, добавив, что граждане должны не только участвовать, но и контролировать.
Медведев надеется на конструктивное и критическое отношение Думы к законопроектам правительства
Дмитрий Медведев заявил, что рассчитывает на критическое, но конструктивное отношение парламента к законопроектам, которые будут вноситься правительством.
Медведев подчеркнул, что роль Госдумы в достижении целей, которые ставит перед собой будущее правительство РФ, «исключительно высока». «Я рассчитываю на вашу поддержку и на тот опыт, который был накоплен за последние годы», - сказал он.
Медведев готов к контактам со всеми политическими силами
«Я буду открыт к контактам и консультациям, к диалогу со всеми политическими силами», - сказал Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме.
По его словам, деятельность правительства должна отвечать интересам всех граждан нашей страны.
«Здесь я искренне рассчитываю на вас, на людей, которые постоянно общаются с нашими гражданами», - сказал Медведев, пообещав, что сделает все необходимое для плодотворного сотрудничества правительства с депутатским корпусом.
C Дмитрием Медведевым связаны достаточно важные шаги по изменению нашей политической системы. Лично ему принадлежит достаточно много решений по политическим партиям и новой системе выборов. Но это не означает, что Медведев своей главной задачей ставит убеждение депутатов всех фракций в правильности выбранного им курса.
Мы должны понимать, что действия правительства Медведева не будут восприняты той оппозицией, которая есть сегодня в Государственной думе, потому что в ней находятся в основном представители патерналистского электората. Неважно, кто за них голосовал.
За КПРФ могли голосовать и либеральные горожане, но это не означает, что сама партия на самом деле отстаивает их интересы. Да, они хотели показать, что они не доверяют «Единой России», и проголосовали за те силы, которые выступают с совершенно противоположными политическими установками. И КПРФ, и справороссы, и ЛДПР – это практически чисто популистские, патерналистские партии.
При этом, я убежден, что, несмотря на ту дискуссию, которая в последнее время развернулась - кто такой Медведев: либерал или консерватор? – мы прекрасно понимаем, что, например, в западной политике отделить либерала от консерватора довольно сложно. И в этом плане западный консерватор, с российской точки зрения, становится вполне себе либералом. Если мы вспомним хотя бы Рейгана или Маргарет Тэтчер, то западноевропейский и американский консерватор - на самом деле, вовсе не противник, как мы понимаем, а, наоборот, сторонник частного бизнеса, сокращенного вмешательства государства в экономику, низких налогов и государственных расходов.
Даже если мы исходим из того, что Медведев заявил: «Я консерватор», мы прекрасно понимаем, что это означает. Это говорит о том, что он находится на идеологической платформе, прямо противоположной точке зрения думской оппозиции. В этом плане, конечно, возможный дальнейший разговор будет очень тяжелым. И я особенно убежден, что многие решения, которые начнут проходить через Государственную думу, будут встречать непонимание у КПРФ, справороссов и ЛДПР. Но, с другой стороны, не забывайте, что теперь Дмитрий Медведев является лидером «Единой России», которая имеет в Думе простое большинство.
Поэтому, с точки зрения премьера, логичным является заявление о том, что «моя задача - вести диалог со всеми политическими силами». Но я думаю, что Медведеву приписывают какую-то излишнюю мягкость. То есть, если будет решение, которое будет встречать сопротивление нашей патерналистской оппозиции, Медведев в ненужные разговоры особо вступать не будет. И если нужно, то будет просто продавливать требуемое решение.
Что касается позиций Медведева на новом посту, то они, как это ни парадоксально, только укрепятся от того, что он стал премьером. Раньше он тратил огромное количество времени на то, чтобы убеждать всех в том, что он - полноценный президент. И убедить оппонентов в этом было очень сложно, имея Путина в качестве премьера. Но Медведев вынужден был это делать, и он занимался этим.
Сейчас новому премьеру не нужно тратить время на то, чтоб доказывать, что он - первое лицо в государстве, потому что он уже официально не первое лицо. Поэтому я думаю, что он, как премьер, будет себя гораздо комфортнее чувствовать. И его самостоятельность в этом плане будет даже выше, чем в то время, когда он был президентом.
Безусловно, последнее слово в принятии решений останется за Владимиром Путиным. Это факт! Но при этом возможности Медведева по убеждению Путина в правильности тех или иных решений, на мой взгляд, даже возрастут. Медведев от произошедшей рокировки станет еще более сильным политиком. И его самостоятельность, может быть, даже возрастет.
Дмитрий Медведев был открыт, понятен и убедителен. Собственно говоря, программа действия правительства предопределена президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. У нас по Конституции ведь именно президент определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Владимир Путин во время избирательной кампании предложил обществу в своих семи статьях стратегию развития России, где четко прописаны такие разделы, как политика, экономика, национальный вопрос, социальная сфера, оборонная и внешнеполитическая стратегии.
В них было сформулировано отчасти и то, что надлежит делать правительству - и экономика, и социальная сфера, где существуют ясные приоритеты. Самое главное, что все это - не экспромт с чистого листа, а продолжение той стратегии модернизации, которую Дмитрий Медведев осуществлял предыдущие четыре года в роли президента. Поэтому я думаю, что всем депутатам Государственной думы было понятно, что именно имеет в виду Медведев и как он собирается это делать.
Поскольку выступление будущего премьера широко транслировалось, те, кто смотрел, тоже получили вполне четкое и ясное представление о перспективах следующего правительства. Полагаю, что именно вот эта убедительность и предрешила итоги голосования.
Убедительное большинство в 299 голосов поддержало кандидатуру Дмитрия Анатольевича Медведева, а ведь такой результат - залог того, что парламент будет конструктивно работать с правительством.
Фракции, которые голосовали «против» - коммунисты и эсеры, - делали это по идеологическим мотивам, что было особенно ясно из выступления Николая Левичева. Глава фракции эсеров подчеркнул, что справедливороссы, как социал-демократы, не могут поддержать консерватора.
В этом смысле можно признать их логику и уважать их принципы. Но, несмотря на отрицательное голосование по поводу кандидатуры Медведева, в перспективе существует реальная возможность сотрудничества фракций КПРФ и СР с будущим премьером. Мосты не сожжены и радикального «нет» не сказано. Все будет зависеть от конкретных предложений, законопроектов и переговорного процесса.
Дмитрий Медведев несколько раз подчеркнул в течение своего выступления и в своих комментариях, что он открыт для диалога и рассчитывает на конструктивное сотрудничество со всеми фракциями. Он как раз не заражен идеологической слепотой. Он - консерватор, но при этом напоминает, что все депутаты и исполнительная власть работают ради развития России. Оппозиционеры во многом, наверное, будут не соглашаться, но в ключевых вопросах какой-то консенсус может быть достигнут.
Я даже не исключаю того, что ряд инициатив оппозиционных фракций будут поддержаны и реализованы правительством. Но это может быть осуществлено только тогда, когда действительно за этими предложениями будет какой-то внятный и конструктивный смысл. А просто зомбировать окружающих лозунгами и выкрикивать какие-то популистские предложения типа «Давайте все национализируем» - это, конечно, никакой не конструктив.
В своем заключительном слове президент России Владимир Путин убедительно продемонстрировал на фактах и цифрах, буквально на пальцах, что пора переходить от популистской демагогии к языку конкретных цифр, к взвешиванию выгоды.
Поэтому, вывод такой: да, идеологическая принципиальность - важная черта политика. Но, кроме этого, есть еще и национальные интересы, главный из которых - забота о том, чтобы страна развивалась и народу жилось лучше. Вот ради этого, наверное, даже идеологически очень враждебные по отношению друг к другу фракции должны находить солидарные решения. Я уверен, что Медведев - как раз тот председатель правительства, который будет работать именно в таком духе.
Что касается диалога с несистемной оппозицией, то даже на посту главы кабмина Медведев остается политиком. Он объявил, что вступает в партию «Единой России» и будет ее лидером. Поэтому, я полагаю, что от позиции менеджера и управленца он переходит к явному облику публичного политика.
В этом смысле у него будет какое-то взаимодействие и с несистемной оппозицией. Он еще в должности президента встречался с представителями незарегистрированных политических партий. Думаю, что эту традицию он будет продолжать. Но, опять же, встает вопрос, что оппозицией будет предлагаться.
Если будут предлагаться погром, насилие и «все долой», то никакого диалога не получится. Если толковые люди будут предлагать в рамках расширенного правительства какие-то хорошие и конструктивные идеи, которые пока еще никто не предложил, то Медведев их наверняка услышит. Именно поэтому, собственно, он и продвигает концепцию расширенного правительства.
Дмитрий Медведев, без сомнения, не будет техническим премьер-министром.
Технический премьер-министр - это тот глава правительства, который не имеет своей собственной политики, политической линии, собственного политического профиля и политической программы.
У Медведева есть своя программа, которую бы я назвал либерально-консервативной. Известно, что сам Дмитрий Медведев проявляет себя скорее как консерватор и центрист, но постоянное обращение к теме свободы говорит о нем как о либеральном человеке. В том числе постоянное обращение к тому, что влияние государства должно уменьшаться, также говорит о либеральном принципе. Идея о том, что должна проводиться массивная приватизация - это тоже вполне либеральная, а не консервативная идея.
Поэтому можно сказать, что Дмитрий Медведев подготовил достаточно либеральную программу. Я думаю, что опираться он будет на программу «Стратегия-2020». Кроме того, он будет опираться на «Открытое правительство» как на структуру экспертной поддержки.
У Дмитрия Медведева также имеются политические амбиции. А ведь технический премьер-министр политических амбиций не имеет и готов выполнять любые решения, не беря в расчет политическое будущее этих решений, а также и свое политическое будущее.
Дмитрий Медведев не скрывает своих политических амбиций в будущем опять занять пост президента России. Конечно, сейчас это - не актуальная проблема. Но без сомнения, Медведев имеет ясно выраженную политическую волю к этому и ясно выраженную политическую команду союзников и экспертов. Что говорит о нем как о политическом премьер-министре.
Кстати, технические фигуры от политических отличаются тем, что у первых нет противников, так как они не позиционируют себя в политическом поле. А политические фигуры неизбежно имеют противников.
Поэтому сейчас будет определяться, а кто же будет политическим противником премьер-министра Дмитрия Медведева. Речь идет не столько о политическом противнике за пределами, а внутри правящей команды, где есть отличающиеся друг от друга точки зрения.
Повторю, наличие политического веса сразу приводит к политическому оппонированию. И я говорю не о политических врагах внутри команды, но именно оппонентах Дмитрия Медведева внутри путинской команды. Поэтому будет довольно интересно посмотреть, кто же будет позиционирован (возможно, самим Владимиром Путиным, либо сам позиционироваться) как политический оппонент Дмитрия Медведева внутри широкой команды единомышленников Путина.
Будет ли Дмитрий Медведев техническим или политическим главой исполнительной власти в соответствии с Конституцией? Ответ очевиден: он будет обладать всеми конституционными полномочиями, которые предусмотрены действующим законодательством.
Это уже сегодня было видно из процесса взаимодействия между президентом и премьером в ходе обсуждения кандидатуры Медведева в Государственной думе. Было это видно и до этого.
Вполне очевидно, что точно так же, как Владимир Путин обладал всеми конституционными полномочиями премьера, так и Медведев будет ими обладать.
Дмитрий Медведев достаточно подробно осветил приоритеты своей деятельности на посту премьера в выступлении, прямо по пунктам. Это - продолжение курса на модернизацию, повышение эффективности социальной политики и т.д.
Что касается участия оппозиции в деятельности исполнительной власти, то она в ней участвовала все годы президентства Медведева. Вопрос состоит в том, что, если она будет выдвигать конструктивные предложения, то эти предложения будут приниматься. А если, как сделал Зюганов, будут предлагаться совершенно бессодержательные предложения о национализации сырьевого сектора, то, конечно, кто ж с этим будет работать? Как с этим работать? С этим работать невозможно!
Что касается внесистемной оппозиции, то она пока не настроена на конструктивный диалог. Пока все ее призывы – это либо призывы отмены результатов всех выборов, что уже никогда не было возможным, и сейчас - тем более, либо призывы к росту политического противоборства. Поэтому, если будут осмысленные предложения – их всегда готовы рассматривать. Но пока не было ни одного.
Главная имиджевая проблема Медведева – это его ореол либерала и западника. Но за него голосовали «Единая Россия» и ЛДПР. То есть получается, что предоставленный ему мандат доверия - в общем-то, антизападный.
Дмитрий Медведев озвучил во время выступления в Госдуме ряд либеральных идей. Например, что государство не должно вмешиваться в экономику. Или что такое вмешательство позволительно только в случае кризиса. То есть, приоритеты выстраиваются достаточно либеральные. Но у нас в парламенте либеральных партий нет. Не можем же мы считать ЛДПР либеральной партией.
Я думаю, что в какой-то степени, это - такая игра. Несмотря на все эти заявленные приоритеты, поддержка у Медведева достаточно консервативная, пусть даже в «Единой России» есть, в том числе, и либеральное крыло.
Конечно же, Медведеву серьезно осложнил либеральный тренд последний день его президентства, когда в столице происходили столкновения демонстрантов и полиции. Такие условия создают проблемы для его имиджа как либерала.
На посту премьера Дмитрий Медведев будет претендовать на самостоятельность. Сейчас он стал лидером крупной номенклатурной группировки. И я думаю, что премьер будет сейчас делать все, чтобы усилить ее влияние.
И, несмотря на заявления нового премьера об открытости для сотрудничества со всеми партиями, я сомневаюсь, что оппозиционные партии смогут влиять на исполнительную власть.
Дмитрий Медведев будет политическим премьером. В этом смысле у нас появляется некая преемственность в правительстве, потому что первым сильным политическим премьером был Владимир Путин, если не считать Евгения Примакова. Но тогда политический премьер появился ценой возникновения сильного конфликта внутри исполнительной власти.
Дмитрий Медведев будет политическим премьером точно так же, как Владимир Путин, но скорее всего с неким важным уточнением: он будет также и партийным премьером. Потому что ожидается, что Дмитрий Медведев не только возглавит партию, но и станет ее членом.
При этом нужно учитывать, что тандемная логика сохранится. Как сказал про тандем сам Дмитрий Медведев, «это - надолго». И, безусловно, он будет действовать в связке с новым президентом Владимиром Путиным.
Оценивать тандем можно по-разному. Можно оценивать каждого из участников тандема как участников единой команды. Но, на самом деле, одному невозможно действовать без другого.
Командная игра – это реальность. Она диктует свои требования, и только в командной игре участники могут реально проявить себя.
И именно таким образом следует оценивать Дмитрия Медведева на посту премьера. Во-первых, как политическую фигуру. И во-вторых, как участника стабильного тандема.
В качестве приоритетных отраслей экономики Дмитрий Медведев, выступая в Думе, обозначил оборонно-промышленный комплекс, транспорт, энергетику. Эта картина мне кажется вполне адекватной, потому что речь идет об отраслях, которые имеют уже сейчас достаточно большой удельный вес в экономике .Точно также вполне адекватны приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал.
Я имею в виду сферу образования и выбор в качестве одного из индикаторов эффективности работы исполнительной власти ожидаемую продолжительность жизни. В этой связи можно отменить, что вообще такой индикатор как индекс человеческого потенциала у нас существенно ниже, чем в странах с сопоставимым уровнем ВПП на душу населения. Вот эта та сфера, где мы действительно должны выправить ситуацию. Но здесь возникает вопрос, не столько связанный с объемом инвестиций, положим, в сферу образования, но вопрос с оценкой качества тех образовательных реформ, которые у нас проходят.
На мой взгляд, здесь позиция могла быть более серьезная и более критическая, потому что сейчас первые лица по этой теме высказываются так, как будто бы они довольны тем, что делалось и что делается в этой сфере, хотя, в общем, у обычных потребителей этой образовательной сферы и у профессиональных сообществ возникает очень много вопросов к образовательным реформам.
Поэтому, на мой взгляд, для решения этой задачи – повышения индекса человеческого потенциала в России, который включает и продолжительность жизни, и образовательную компоненту – необходимо не только говорить о больших инвестициях, необходимо провести критическую ревизию проводимых реформ в этой сфере на основе диалога с профессиональными сообществами. Потому что до сей поры у них складывалось впечатление, что их не слышат.
Это то, что лично мне не хватило – некоторого осмысления правительственных реформ за последнее десятилетие, а не только за самые последние годы, именно в сфере социального образования, пенсионной системы, здравоохранения и т.д.
Возвращаясь к экономике, наверное, из каких-то мер, которые могли бы на себя внимание – то это предложение налоговых каникул для тех, кто осуществляет модернизацию, или снижение налога на имущества в случае покупки оборудования и т.д. Но эти вещи опять же премьер высказал в таком сугубо гипотетическом залоге, понимая, как трудно проходят все налоговые новации. Последние дискуссии показывают, что благие пожелания по снижению налогового бремени, которые часто декларируются первыми лицами для тех или иных отраслей экономики и общества, так и остаются пожеланиями, сталкиваясь уже с реальными просчетами Минфина. В итоге все возвращается на круги своя.
Поэтому, конечно же, ощущение того, что дополнительных средств для развития, по сравнению с тем, что ранее обговаривалось, у государства нет. Такое ощущение существует. Поэтому, как мне кажется, и приобретает большее значение более высокое качество управления, понимание вектора проводимых реформ, а не только вопрос о распределении денег.
В вопросе распределения средств линия остается консервативной. То есть существенная часть уходит в резервные фонды, так будет продолжаться и дальше. Остается приоритет выполнения социальных обязательств. И, по сути, по остаточному принципу финансируется развитие.
Что касается диалога с оппозицией, то все потенциально реализуемые здравые предложения системной оппозиции хорошо известны. И они принимаются на вооружение не столько для того, чтобы сделать какие-то шаги навстречу этой самой оппозиции, сколько под влиянием каких-то других обстоятельств. Например, сейчас уже переходит в плоскость реализации, или, по крайней мере, приближается к реализации такая мера (которая опять же оппозицией много раз оговаривалась ) как дополнительное налогообложение газовой отрасли, недообложенной в сравнении с нефтяной, причем, довольно существенно. В общем-то, никаких причин, кроме лоббизма «Газпрома», такая ситуация не имела. Но сейчас, когда необходимо выравнивать бюджет в условиях возросших обязательств, эта мера становится востребованной, и она из арсенала оппозиционной политики. Наверное, если еще немного ситуация сдвинется, то можно будет говорить об отмене возврата НДС при экспорте сырья нефтяникам и газовикам. А это огромная сумма.
То есть в зависимости от динамики экономической ситуации меры из оппозиционного арсенала принимаются. Тем более, что меры экономической политики заведомо не расписаны на оппозиционные или неоппозиционные.
Точно также в лице оппозиции, а именно в лице КПРФ, много говорит о том, чтобы держать на плаву оборонно-промышленный комплекс, давать ему заказы. Сейчас это становится официальной политикой. Поэтому все-таки переток идей от оппозиции к власти существует. Но, как правило, это происходит не тогда, когда оппозиция обеспечивает эффективный политический нажим, а тогда, когда меняются те обстоятельства, в которых действует сама исполнительная власть, или ее подходы меняются в силу каких-то причин, которые могут быть самыми разными.
Что касается роли Медведева на новом посту, то он будет иметь достаточно широкую автономию как политик, как управленец. У него будет хорошая свобода маневра. Но мне не кажется, что он будет, как предшествующие четыре года, восприниматься в качестве идеологической альтернативы Путину. Это демонстрирует его выступление, которое, в целом, выдержано в русле тех стратегических приоритетов, которые были обозначены в предвыборных статьях Путина. И сейчас мы можем говорить о единственной повестке президентской и исполнительной власти. Вот эта вот игра в консерватора Путина, либерала Медведева не будет иметь того же значения, которое имела в течение минувших четырех лет. Что же касается автономии управленческой – она у Медведева будет достаточно высокой. И он имеет хорошие шансы быть сильным политическим игроком в сложившейся ситуации. Вопрос в том, как он будет пользоваться этими рычагами, но у него, на мой взгляд, сейчас хороший карт-бланш.
Что касается будущего состав кабмина, то, на мой взгляд, скамейка запасных у Медведева не слишком длинная. Тех людей, которые с ним работали в администрации, какие-то ключевые фигур, наверное, он пригласил уже к работе в правительстве. Может быть кто-то войдет из представителей региональных элит и бизнеса. А также часть будут – нынешние министры. Три эти группы и составят нового правительства.