Изменения в конституцию Украины
За всеми последними бурными событиями почти незамеченным проходит процесс, который должен занимать одно из центральных мест в общественной жизни. Речь о проекте изменений в конституцию Украины, поданном в Верховную Раду президентом Порошенко.
С какой целью в стране, сотрясаемой противоречиями и конфликтами, должны вноситься конституционные изменения? С целью урегулировать эти противоречия и конфликты, найти решения для проблем, вызвавших к жизни эти конфликты, и закрепить механизмы, которые позволят избежать подобного в будущем.
Главная проблема, стоящая сейчас перед Украиной – это, вне всяких сомнений, гражданская война на Востоке. Соответственно, проект конституционных изменений должен дать ответ на вопрос: услышала ли киевская власть требования Юго-Востока, готова ли она идти им на встречу?
Такой ответ в проекте конституционных изменений от Порошенко действительно прозвучал. И этот ответ – отрицательный.
В конституционном проекте нет никакого повышения статуса русского языка - ни в качестве признания его как второго государственного, ни придания ему какого-либо иного специального статуса на общегосударственном уровне.
Не поднимается вопрос и о переходе Украины к федеративному устройству. Украина по-прежнему остается унитарным государством. И даже те меры, которые предложены в качестве широко разрекламированной «децентрализации», являются во многом фикцией.
Так, в проекте конституционных изменений, действительно, предусмотрена отмена должностей глав местных администраций, назначаемых из Киева.
Но вместо этого вводятся должности представителей президента Украины, назначаемые, как и до этого главы администраций, и в области (переименованные в новом конституционном проекте в регионы), и в районы самим президентом.
При этом представители президента смогут останавливать любое, без исключения, решение любого органа местного самоуправления — сельского, поселкового, городского совета или их исполнительных органов, а также получают много других полномочий.
Кроме того, президент сможет, получив соответствующий вердикт Конституционного суда, досрочно прекращать полномочия органов местной власти.
Да и вообще, проект изменений в Конституцию, по давней украинской политической традиции, писался новым президентом явно «под себя». А потому президентские полномочия в этом проекте планируется увеличить в сравнении с ныне действующей Конституцией 2004 года.
Так, в проекте предполагается полностью подчинить президенту весь силовой блок. Если в действующей редакции Конституции Верховная Рада дает согласие и на назначение, и на увольнение Генпрокурора, то теперь парламенту предлагается отказаться от права увольнять главу ГПУ, — президент собирается решать этот вопрос единолично.
То же самое касается и глав СБУ и ГБР - Государственного бюро расследований (органа, который должен быть создан для борьбы с коррупцией). Порошенко предлагает предоставить ему единоличное право принятия решения относительно увольнения руководителей этих структур.
Помимо этого, в проекте конституционных изменений предлагается полностью устранить парламент от процесса назначения и увольнения главы Антимонопольного комитета, – передав этот орган власти под полный контроль президента.
Наконец, заслуживает особого внимания то, как именно проходил процесс разработки и подачи проекта конституционных изменений.
Привлекал ли «президент от Майдана» (как позиционирует сам себя Порошенко) к разработке этого проекта общественные организации и разные политические партии – хотя бы парламентские? Была ли прозрачной процедура подготовки конституционных изменений? Проходили ли какие-то общественные слушания по этому поводу? Выдвигались ли какие-либо альтернативные предложения и варианты?
Нет, нет и еще раз нет! Ничего этого сделано не было. Новому «президенту-демократу» все это абсолютно не интересно и не нужно.
А его проект, не решающий ни одной проблемы в стране, в свою очередь, не нужен обществу.
Директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш специально для «Актуальных комментариев».