Статья
5389 6 марта 2018 13:55

Как технологии меняют выборы

Предстоящие выборы президента обещают быть самыми технологичными. ЦИК задействовала портал Госуслуги для того, чтобы избиратели смогли проголосовать по месту пребывания, будет продолжено видеонаблюдение в ТИКах, где результаты заносятся в ГАС «Выборы», а для информирования граждан о выборах используются новые каналы связи. Однако при этом кандидаты в президенты демонстрируют привычные агитационные кампании без каких-либо серьезных нововведений, что является важным сигналом как для политической системы, так и для избирателей.

ЦИК

Главной задачей ЦИК на предстоящих выборах является обеспечение полной легальности вместе с довольно высокой явкой. Вторая часть задачи является наиболее трудной, учитывая то, что кураторы парламентской кампании 2016 года намеренно сушили явку, и исправлять ситуацию теперь приходится в авральном режиме. Именно на обеспечение легальности и легитимности направлены все новые решения ЦИК, главными из них в этом сезоне оказались:

— Онлайн-выбор удобного участка для голосования. По данным ЦИК, этой услугой уже воспользовались более 2 миллионов человек, а итоговое значение может превысить 3 миллиона. Критики введения этого решения говорят о том, что оно выгодно исключительно действующей власти, однако услугой в основном пользуются жители крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга, которые имеют региональную прописку, а крупные города, как правило, голосуют оппозиционно. Поэтому главная задача технологии — обеспечить право голоса для тех, кто по каким-то причинам в день голосования находится не по месту регистрации.

— Видеонаблюдение в ТИКах, где проходит занесение данных с УИКов в ГАС «Выборы». Технология была апробирована еще на выборах 10 сентября 2017 года, однако на президентских выборах она будет иметь еще более важное значение.

— Увеличение КОИБов на президентских выборах. По данным ЦИК, их стало в два раза больше, а общее число достигло 13,6 тысяч. По подсчетам экспертов, около 35 миллионов голосов избирателей будет обработано именно при помощи КОИБов. Эта технология опять же делает выборы прозрачнее и минимизирует риск нарушений со стороны членов УИКов.

Технологии, которые так и не были введены ЦИКом:

— Не произведена модернизация ГАС «Выборы». Данные из системы по-прежнему нельзя скачать единым массивом, конечно, нет и API для разработчиков. Все это вынуждает наблюдателей своими силами скрапить страницы системы и собирать нужные данные. Это значительно затрудняет проверку результатов выборов.

— Портал Госуслуги не был задействован в процессе сбора подписей в поддержку кандидатов в президенты, хотя верифицированные аккаунты избирателей позволяют организовать этот процесс. По последним данным, на Госуслугах зарегистрировано более 40 миллионов человек. Конечно, в таком случае процесс сбора подписей в значительной степени упрощается, и кандидатов бы стало еще больше, однако даже при использовании этой технологии нужны ресурсы и поддержка граждан, которые есть не у всех кандидаты.

— Технологии блокчейна. В 2017 году на эту разработку возлагались даже слишком большие ожидания, а некоторые эксперты считают блокчейн переоцененным. Пожалуй, для внедрения этой технологии сегодня отсутствует необходимая техническая база, однако в будущем она может быть частично задействована и в России. Частично, так как для такой большой и многочисленной страны как России вряд ли удастся создать электоральный механизм на базе блокчейна. Тестирование проходит в отдельных регионах, но общенационального голосования в стране с большим количеством населения пока еще не проведено.

Кандидаты

В отличие от ЦИКа, практически все кандидаты на этих выборах продемонстрировали полную незаинтересованность в освоении новых технологий. Главная причина — отсутствие интриги и жесткой конкуренции. Новые технологии не могут в корне перевернуть игру, они позволяют получить преимущество в несколько десятых процента, быть может, в один процент, но не более. Поэтому технологическое преимущество особенно важно в конкурентной среде, где все может решить несколько тысяч голосов. По этой причине на президентских выборах в США был задействован полный технологический арсенал: большие данные, мобильные приложения, микротаргетинг, точечная работа в социальных сетях и многое другое. Внедрение новых технологий связано с высокими затратами и рисками, однако, когда они могут позволить решить исход выборов, то кандидаты идут на эти издержки.

На выборах, где имя победителя известно, а то, займет ли кандидат второе или третье место, практически ничего не решает, внедрять новые технологии не имеет смысла, это дорого и неэффективно. Поэтому в основном все кандидаты следуют по линии наименьшего сопротивления. Можно отметить лишь несколько интересных технологических решений или предложений:

— Интерактивные форматы Собчак. Прямые эфиры, возможность онлайн задать вопрос и получить ответ. Этого не делают другие кандидаты, правда, назвать такой подход абсолютно новым тоже нельзя. Свежим он является на фоне серых кампаний остальных кандидатов.

— Предложение Титова заключить контракт с избирателями на базе блокчейна, а также создание его командой специальной соцсети. Но и здесь следует отметить, что идея цифровых контрактов с избирателями не нова, она применялась и в других странах. Тем не менее в России до этого ничего подобного предложено не было.

В основном кандидаты делают упор в своих кампаниях на классические технологии ведения выборов, обычную агитацию и старые проверенные методы.

Технологическое отставание

ЦИК может работать над информированием граждан, упрощать для них процедуру голосования и заботиться о повышении легальности выборов, но если сами кандидаты не предлагают ничего нового своим избирателям, то выборы превращаются в серое и скучное мероприятие. Какой толк от того, что мне стало проще проголосовать, если никто из кандидатов меня этими выборами не заинтересовал?

Технологический консерватизм еще как-то можно понять в кампаниях Жириновского, Грудинина, Явлинского. Но он абсолютно неорганично смотрится в кампании Собчак, которая выступает за обновление, но сама не использует новые технологии. Навальный, которого так и не допустили до выборов, в этом плане действовал намного интереснее, а технологически его кампания была самой прогрессивной: приложения, CRM-системы, онлайн карты, базы данных, элементы геймификации, хакатоны, на которых и проектировались прототипы. Ничего этого в кампании Собчак не было и уже, конечно, не будет.

Технологическое отставание в электоральных процессах усугубляется крайне быстро. Через шесть лет, быть может, кто-то из кандидатов на президентских выборах первым использует большие данные. Это в то время, когда все остальные пользовались этой технологией еще в 2015-2016 годах. Политический мир за это время сделает еще два шага вперед, а мы, по всей видимости, и в 2024 году будем клеить листовки в подъездах жилых домов.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".