Статья
1203 17 марта 2009 0:01

Коллегия Минобороны

Состоялось расширенное заседание коллегии Министерства обороны, в котором принял участие Верховный главнокомандующий, Президент РФ Дмитрий Медведев. Как заявил президент, у России есть уникальная возможность создать высокоэффективные вооружённые силы – несмотря на финансово-экономические проблемы. Он подчеркнул необходимость качественной модернизации Вооружённых сил и повышения боеготовности стратегических ядерных сил в связи с усложняющейся военно-политической обстановкой в мире. Как заявил президент, «силы ядерного сдерживания должны гарантированно выполнять все поставленные задачи по обеспечению военной безопасности России». Дмитрий Медведев назвал построение современной, хорошо обученной и укомплектованной новейшими вооружениями армии «принципиальным условием уверенного развития России, роста национальной экономики и роста благосостояния граждан».

Верховный главнокомандующий также подчеркнул необходимость решения социальных проблем военнослужащих в полном объёме и в намеченные сроки. Как заявил Дмитрий Медведев, задача по обеспечению военнослужащих постоянным жильём должна быть решена к 2010 году, а служебным – к 2012 и отметил, что эта задача и в условиях кризиса не подлежит сомнению. По мнению президента, необходимо также увеличение финансирования на выплату компенсации военным за найм жилья.

Также Дмитрий Медведев объявил о планируемом увеличении числа проводимых в Вооружённых силах России учений. Он подчеркнул, что только в условиях учений, приближенных к реальным боевым действиям, можно действительно поднять выучку и боеготовность частей и соединений. Верховный главнокомандующий призвал «не жалеть на это денег».

Как сообщает «Интерфакс», на заседании расширенной коллегии Минобороны выступил Министр обороны Анатолий Сердюков. Он отметил ряд проблем, стоящих перед государством в целом и Вооружёнными силами в частности. Прежде всего, по словам министра обороны, вероятность военных конфликтов и их потенциальная опасность для России возросла. Тем не менее, несмотря на это, армия в настоящее время недостаточно оснащена современными образцами вооружения. По словам Анатолия Сердюкова, доля современных вооружений и военной техники в армии составляет 10%. В соответствии с существующими планами, в рамках реализации программы вооружения доля современных вооружений в армии к 2015 году будет доведена до 30%, а к 2020 году - до 70%. Ещё одной общественно обсуждаемой проблемой является уровень небоевых потерь и преступность в Вооружённых силах. По словам министра обороны, уровень небоевых потерь снизить не удалось. Анатолий Сердюков назвал небоевые потери следствием «нездоровой морально-психологической обстановки в отдельных воинских коллективах».

Анатолий Сердюков также рассказал о планах по реформированию Вооружённых сил и структуры управления ими. По его словам, общая структура армии, состоящая из трёх видов и трёх родов войск, будет сохранена. Вооруженные силы будут состоять из трех видов - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и трех родов войск - Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска, Космические войска. При этом, по словам Сердюкова, планируется создание соответствующей перспективному составу Вооруженных сил РФ трехзвенной системы управления: военный округ - оперативное командование – бригада. Министр обороны заявил, что организационные мероприятия по переводу на новый облик соединений и воинских частей, в том числе требующих передислокации, должны быть завершены до 1 декабря 2009 года.

Говоря о реформе структуры военного образования, Сердюков объявил, что к 2013 году структура военного образования будет состоять из 10 системообразующих вузов, в состав которых на правах обособленных структурных подразделений войдут ныне существующие военные училища и институты.

Также министр обороны сообщил о планах по переводу не свойственных военному ведомству функций по материальному обеспечению войск к ОАО «Оборонсервис». Эта организация объединит в своем составе предприятия и организации Минобороны по ремонту и обслуживанию вооружения и военной техники, строительству, эксплуатации объектов и энергетических систем, торгово-бытовому обслуживанию, гостиничным услугам, информационно-издательской деятельности, производству сельхозпродукции и ряду других функций. ОАО «Оборонсервис» будет на 100% принадлежать государству.

фото: ИТАР-ТАСС

Комментарии экспертов

Говоря об итогах прошедшего года, можно сказать, что 2008 год «взорвал» ситуацию в армии и спровоцировал волну хаоса, которая, собственно, и накрывает сейчас армию. Я говорю в данном случае о реформах Сердюкова, которые не были должным образом продуманы, которые свалились на армию без всякой проработки - и сейчас мы фактически подходим к пику того, что называется «дезинтеграция армии». Сможем ли мы из этого выбраться - я не знаю. Всё будет зависеть от того, насколько эта реформа будет укреплена серьёзными военными специалистами и насколько она будет передана под контроль гражданских структур. Если этим будет и дальше заниматься исключительно Сердюков и его команда, я боюсь, что через год-полтора мы окажемся в ситуации страны без армии.

Если говорить о перспективах на будущее, то следует отметить, что нынешний год максимально ярко выявил дезинтеграцию армии. Именно сейчас начинаются организационные реформы, переход на бригадные структуры, разгон целых систем и перевод в статус гражданских различных военных структур. Всё это, конечно, будет вызывать очень высокое общественное напряжение и громадное недовольство в армии вплоть (я не исключаю) до открытых выступлений. После всех сокращений в ГРУ фактически разрушена разведка. Разрушено управление в системе генерального штаба. Разрушены вертикальные управления войсками на разных уровнях. Можно очень долго об этом говорить, но дезинтеграция и нарушение системы управления действительно идёт.

Напомню, что 8 лет назад прошла вторая чеченская война, которую мы великолепно отвоевали и смогли сложить очень боеспособную и вполне адекватную ситуации армию. Но сегодня мы уже неспособны вести войну такого масштаба, что показал грузинский конфликт. Это говорит о том, что именно нарушение боевого управления и системы управления войсками подрубает последний сук, на котором ещё держится наша обороноспособность.

Экономические объяснения сокращений военных структур и ссылки на кризис также не могут быть названы удовлетворительными. О том, что нужно в связи с чем-нибудь экономить мы слышим ровно 15 лет. 15 лет армию сокращают, начиная с 4 миллионов до нынешнего миллиона. И после каждого очередного сокращения нам говорят о том, что как только мы сократимся, всем оставшимся хватит денег столько, что они будут жить как при коммунизме или как в Америке (как раньше говорили), армию завалят новым вооружением и всё будет замечательно. Однако, после каждого очередного сокращения армия оказывается такой же нищей, такой же безоружной, и при таком же отсутствии новой техники и вооружений. Поэтому я в сказки больше не верю.

Если вы хотите иметь нормальную армию и нормальную обороноспособность страны, то вы должны тратить на нужды вооружённых сил как минимум ту часть бюджета, которая определена конституционно (если не ошибаюсь, мы говорим о 3% от ВНП, который должен тратиться на оборону – сейчас мы тратим не больше 2%). Либо, если вы не можете - тогда признайтесь, что армия вам не нужна и разгоните всех военных, передоверив охрану страны милиции и каким-нибудь частным охранным структурам.

2008 год действительно показал, что военная опасность для России значительно выросла. Об этом свидетельствует не только конфликт с Грузией, но и ситуация с размещением американских военных объектов на территориях, прилегающих к российским границам, и ряд других факторов. В таких условиях стратегические ядерные силы остаются важнейшим факторов сдерживания и предотвращения военных конфликтов. Поэтому повышенное внимание к ним вполне оправдано.

Да, угрозы возрастают, и есть проблемы в российской армии. Но ситуация не безнадёжна. Однако её можно значительно улучшить, если в ближайшие год-два принять радикальные решения по увеличению финансирования и изменению подхода к гособоронзаказу со стороны государства. Если их не принять, то негативные изменения могут стать необратимыми или потребуют для своего исправления гораздо больших ресурсов. Нужно начать заказывать вооружения и технику крупными партиями – сейчас многие образцы производятся мелкосерийно или вовсе в единичных экземплярах. Это, кстати, поможет снизить цены на эту продукцию. Однако, к сожалению, следует констатировать, что сроки начала масштабного перевооружения российских сил общего назначения в очередной раз сдвигаются. Это, скорее всего, вызвано кризисной экономической ситуацией, однако легче от этого не становится.

Что касается перехода вооружённых сил на бригадную структуру – с одной стороны да, это более гибкая система, с другой стороны – я поддерживаю авторитет специалистов, которые считают, что над бригадами должен находиться штаб дивизии. Идея подчинения бригады напрямую оперативному командованию мне кажется не совсем правильной.

Что же касается инициатив по военному образованию – это один из самых важных аспектов реформы, который очень долго и давно обсуждался. Тут только стоит пожелать Министерству обороны успехов. Систему военного образования давно уже пора кардинально менять. Формирование десяти системообразующих вузов с соответствующей модернизацией процесса обучения и его технического обеспечения должно стать очень важным этапом в создании новой российской армии. Также важно и формирование в новых учебных заведениях кадрового гражданского корпуса.

Очень важно, что государство сегодня предпринимает реальные усилия по укреплению обороноспособности России, для того, чтобы происходила и техническая, и мобилизационная, и интеллектуальная модернизация. Что бы и кто бы ни говорил, все эти усилия сегодня подкрепляются очень серьёзным финансовым и организационным обеспечением – несмотря на кризис. Поэтому я полагаю, что новый современный подход, который выражен и в позиции президента Медведева, и в профессиональных действиях руководства Министерства обороны направлен на одно – чтобы позиции России в мире были уверенными и сильными, чтобы они обеспечивали надёжную защиту наших национальных интересов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".