Комментарий
1489 29 октября 2010 14:06

Конец мультикульти?

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

16 октября канцлер Германии Ангела Меркель сенсационно провозгласила провал политики мультикультурализма (пресловутого мультикульти). Правда, провал не означает конца; дискуссия только разгорается; в частности, госпоже Меркель уже успели указать на то, что и она сама смогла стать канцлером только вследствии последовательного проведения все той же политики мультикульти.

Претензии госпожи Меркель к иммигрантам (прежде всего, с мусульманского Востока) тройственны. С одной стороны, канцлеру  хочется ужесточить контроль за въездом незаконных иммигрантов и прочих беженцев, - а эта сказка легко сказывается, но трудно дело делается. С другой, госпожа Меркель своими словами пересказывает русскую поговорку про свой устав и чужой монастырь, адекватному восприятию которой изрядно мешает тот факт, что нынешний немецкий уклад (да и в целом западный, да, если уж на то пошло, и российский) крайне трудно назвать монастырским. С третьей, делает особый и отдельный упор на освоение «новыми немцами» базовых ценностей христианской цивилизации и преодоление ими языкового барьера как обязательные предпосылки полной натурализации.

Современное учение о нации трактует ее в трех лишь частично совпадающих ипостасях: политическая нация (то есть все граждане, противопоставленные негражданам); этническая нация (это понятие отчасти скомпрометировано, отчасти размыто); культурная нация. Понятием «культурная нация» объединяются носители языка, исповедующие общие базовые ценности, - не столько религиозные, сколько цивилизационные.

Любопытным комментарием к  проблеме может послужить серия очерков (пока вышли два), размещаемых на сайте «Свободная пресса» и, возможно, являющихся мистификацией, если даже не провокацией. Их предполагаемый автор приехал в Германию как «еврейский беженец» из независимой Украины. Он гражданин Германии (политическая нация), еврей (этническая нация) и носитель русского языка и советского менталитета (культурная нация). Смысл его пространного монолога сводится (в первой части) к «Понаехали тут, совсем житья нет». Понаехали прежде всего мусульмане. Во втором очерке автор активно размышляет над возможностью, сохраняя немецкое гражданство, переселиться в гренландское Туле (то есть в Фулу дальнюю, в которой жил король!), где его, наряду с немцами, будут подкармливать и датчане. Зачем он и ему подобные нужны Дании (да и Германии), вопрос отдельный.

Маховик мультикультурализма, запущенный, пожалуй, чрезмерным доверием к фукуямовскому «Концу истории» (и невниманием к Хантингтону), раскручивают три объективных фактора: глобализм, международная бюрократия и коррупция, понимаемая прежде всего как ненадлежащее исполнение чиновниками своих обязанностей. По иронической аналогии вспоминается история сорокалетней давности (возможно, апокрифическая): по бельгийским законам эта страна не вправе отказать в приеме ни одному беженцу. О чем проведали в массах еврейской эмиграции из СССР в 1970-х. Бельгийцы однако закон менять не стали: они всего-навсего сократили номенклатуру соответсвующего отдела до одного чиновника на неполном рабочем дне. В результате Бельгия по-прежнему никому не отказывала в приеме, вот только очередь на него растянулась на долгие месяцы, если не на годы, - и проблема рассосалась сама собою.

Госпожа Меркель не случайно заговорила о языковом барьере. И в Англии с ее сословным обществом, и в США с пресловутыми «равными возможностями», именно совершенное владение английским (в оксфордской или, допустим, в гарвардской версии) стало пропуском , в отсутствие которого ни карьерный, ни статусный рост практически невозможны. Меж тем, немецкий язык чрезвычайно сложен – и разговорный, и письменный – и его, строго говоря, нельзя изучить, не приобщившись к культурным ценностям христианской цивилизации (и наоборот).  То есть госпожа канцлер потребовала от иммигрантов прежде всего не оплачиваемых напрямую трудовых усилий.

А чтобы эти усилия вознаградились, тебе следует поступить на службу. Но тогда тебя тут же снимут с пособия. Снимут не только тебя, но и жену, но и деток. А значит, чтобы скомпенсировать эти потери, тебе нужно трудиться  много,хорошо и на квалифицированной работе. Вот почему, в частности, большинство «еврейских беженцев» (и конкретно автор публикации в «Свободной мысли») предпочитают подхалтуривать на общественных работах по одному евро в час (что не влечет за собой утраты субсидий) и/или в довольно массовом порядке сотрудничать с российской прессой.

Каждая несчастная семья несчастлива по-своему, не правда ли? В Германии свои заботы и беды, в России свои. Но политика мультикульти – активно проводимая на Западе и пущенная на самотек в нашей стране – и впрямь провалилась. В древнем Риме, в котором с этой проблемой столкнулись впервые (причем задолго до варварских набегов, не говоря уж о Великом Переселении Народов), с нею более-менее справились, внушив «понаехавшим»: ваши боги могущественны, но только на вашей земле, - а вот у нас, извините, всё устроено по-другому.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".