Комментарий
1698 14 ноября 2014 14:43

Конфронтация между Россией и Западом затянется на 8 лет

Борис Шмелев политологБорис Шмелев

Борис Шмелев
политологБорис Шмелев
Премьер-министр России Дмитрий Медведев вслед за президентом России Владимиром Путиным отказался ехать на Всемирный экономический форум в Давос. Об этом заявила его пресс-секретарь Наталья Тимакова, передает РБК.

По ее словам, решение о том, кто возглавит российскую делегацию, пока не принято.

Подробнее — в материале «Медведев вслед за Путиным отказался от Давоса».

Доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра сравнительно-политологических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелев в интервью «Актуальным комментариям» рассказал о символичности отказа от посещения форума в Давосе первыми лицами РФ и о перспективах отношений России и Запада.

«Отказ от посещения форума в Давосе является некоим символическим жестом со стороны России, который отражает тот уровень недоверия, который возник между Россией и Западом сейчас в связи с украинским кризисом и который характеризует, что отношения с Западом у России сейчас достаточно напряжённые. 

В ходе недавних кратковременных переговоров между Путиным и Обамой в Пекине главе государства, судя по всему, стало ясно, что каких-либо перспектив изменения позиции Соединённых Штатов Америки и вообще Запада  по отношению к России не просматривается. Очевидно, отказ от поездки в Давос говорит о том, что в этой ситуации российскому руководству ехать туда и вести там какие-то переговоры об экономическом сотрудничестве и по привлечению инвестиций бессмысленно. В общем и целом это решение ещё раз свидетельствует о том климате, который сложился в отношениях между Россией и Западом. Мне кажется, что в данном случае речь идет уже о начавшейся «холодной войне». 

Кроме того, это решение было приятно еще и потому, что в Давосе не планируется приезд лидеров ведущих западных стран. Смысла ехать первым лицам России в этих условиях в Давос тоже нет. Туда едут делегации, которые будут возглавляться одним из премьер-министров. 

На фоне прошедшего недавно саммита АТЭС Россия сделала решительный поворот на Восток. Переговоры Путина с китайским руководством, совокупность подписанных там соглашений, явление самого Владимира Владимировича Путина на этом саммите, конечно, говорит о том, что Россия начинает более интенсивно действовать на этом так называемом восточном направлении. О программе подъёма Дальнего Востока свидетельствуют и те средства, которые выделяются под эту программу. В сложившихся условиях у России просто нет другого выбора, как идти на более активное сотрудничество (в первую очередь, конечно, экономическое) и с Китаем, и с другими странами восточного региона. 

Но в этом вопросе важно, чтобы это были не просто декларативные заявления, реальная политика Москвы по развитию Дальнего Востока и Сибири как базы, опираясь на которую Россия и может активно участвовать во всех экономических процессах, которые намечаются в азиатско-тихоокеанском регионе. 

В ближайшие годы мы увидим, как будет организовываться эта политика по развитию Сибири и Дальнего Востока. И если будут организовываться программы и будут выделяться капиталовложения, то можно будет говорить о том, что Россия развернулась в сторону азиатско-тихоокеанского региона, в сторону восточного направления своей внешней политики, и это реальность. Если же ничего в этом плане не будет сделано или будет сделано в ограниченных масштабах, то это лишь в очередной раз подтвердит, что это были всего лишь попытки выдать желаемое за действительное.

Если посмотреть на взаимоотношения России с Западом с исторической точки зрения, мы видим, что опять наступает период обострения этих отношений. Если посмотреть на историю, то периоды сотрудничества России с Западом переменялись с периодами обострения отношений. Шёл такой волнообразный процесс. И сейчас наступил период спада и обострения тех отношений. Есть различные споры — наступила ли «холодная война» в отношениях России и Запада или не наступила. Поэтому мы можем с уверенностью говорить о «холодной войне». Она не является продолжением той «холодной войны», которая была  между СССР и Западом. У этой войны свой характер, своя природа, свои формы её проявления и методы реализации. Тем не менее по всем характеристикам это «холодная война», которая включает в себя и мощную информационную войну, развязанную против России, а также экономическую войну в виде санкций и усиливающуюся гонку вооружений. Мы видим попытки подорвать политические позиции России, в первую очередь, конечно, на постсоветском пространстве.  

Эта конфронтация затянется на длительный период времени, может быть, лет на 6-8, поскольку при нынешнем руководстве в Вашингтоне ожидать каких-то принципиальных изменений не приходится. 

Но, судя по раскладу, и то новое руководство, которое придёт к власти в США после новых президентских выборов, тоже будет проводить политику сдерживания и конфронтации с Россией.

Что касается самой Европы, то  маловероятно, что Россия найдёт здесь какое-то понимание с нынешней генерацией политических деятелей Европы. Уровень доверия между обеими сторонами крайне низкий. 

Сейчас Европа развернулась в сторону США. Речь идёт о создании зоны свободной торговли между ЕС и США. В общем и целом зона свободной торговли выгодна и Европе, и Соединённым Штатам Америки, хотя, естественно, каждая сторона должна будет поступиться какими-то своими интересами.

Европа переориентировалась однозначно на США, и все эти разговоры, которые велись раньше, что нужно Европе объединяться с Россией с тем, чтобы противостоять давлению конкуренции со стороны Соединённых Штатов Америки, пока что отошли в сторону. 

Эта трансформация затянется надолго — на 6-8 лет. И что там будет после этого, трудно сказать. Естественно, Россия в этих условиях не может не искать каких-то союзников, новых лидеров других государств, новые государства, опираясь на совместные действия с которыми она могла бы упрочить свою международную позицию. В первую речь идёт, конечно, о Китае, Индии, Бразилии, странах БРИКС. И это создаёт новую конфронтацию, новую конфигурацию международной обстановки в мире. 

Надо иметь в виду, что взаимоотношения между Россией и Западом должны предполагать новую архитектуру безопасности в Европе. Речь идёт о «Хельсинки-2» или «Хельсинки+», как его ещё называют. То есть должны быть оформлены некие договоры, которые бы чётко гарантировали интересы России в Европе, в первую очередь на постсоветском пространстве, на что Запад идти не готов».

21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".