Конституционному суду - 20 лет
Конституционному суду Российской Федерации исполняется 20 лет со дня начала работы, по этому поводу пройдут торжественные мероприятия.
В Москве состоялась пресс-конференция председателя Конституционного суда Валерия Зорькина. Отвечая на вопросы журналистов, Зорькин заявил о нецелесообразности внесения каких-либо серьезных изменений в основной закон страны. Председатель КС отметил, что продление президентских полномочий не меняет конфигурацию власти в РФ.
«Российская Конституция сложна для изменений. Поэтому серьезное шарахание невозможно», - подчеркнул Зорькин.
«Продление президентских полномочий не меняет конструкцию власти», - добавил он.
Напомним, 5 ноября 2008 года в послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев предложил увеличить срок полномочий президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно. Соответствующие изменения в избирательное законодательство приняты и вступили в силу.
Говоря о Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), Валерий Зорькин отметил, что решения ЕСПЧ необходимо выполнять, однако в Евросуде не всегда учитывают специфику конкретных государств.
«Не выполнять решения ЕСПЧ нельзя, но по некоторым вопросам нужны консультации с представителями Евросуда», - сказал председатель КС.
«Россия никогда не говорила, что не надо выполнять решения суда в Страсбурге, но мы иногда имеем дело с различной интерпретацией Европейской конвенции по правам человека», - заявил Зорькин.
По словам председателя КС, ЕСПЧ состоит из рафинированного собрания высших судей, которые не всегда учитывают конкретику страны.
27 октября в Кремле пройдет торжественное заседание с участием представителей высших органов государственной власти, зарубежных органов конституционного правосудия, Европейского суда по правам человека, общественных и научных организаций, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу КС РФ.
Празднование 20-летия КС продолжится 28-29 октября в Государственном комплексе «Дворец конгрессов» в Стрельне (Петербург). Здесь будет организована международная конференция «Конституционный контроль: доктрина и практика».
В пресс-службе отмечают, что в конференции примут участие около 200 ученых и практиков из 54 стран мира. В их числе председатель Европейского суда по правам человека Жан-Поль Коста и избранный председатель Николас Братца, председатель Венецианской комиссии Совета Европы Джанни Букиккио, председатели конституционных и верховных судов стран мира.
Первые судьи КС, их тогда было 13, были избраны 29 октября 1991 года Съездом народных депутатов РСФСР. Уже на следующий день - 30 октября - они приступили к исполнению своих обязанностей и избрали председателем Валерия Зорькина.
За первый год работы суд подтвердил свою независимость от исполнительной и законодательной власти. По итогам долгих слушаний, длившихся почти полгода, было вынесено решение по громкому делу КПСС. КС указал тогда, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, поэтому невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.
Новая Конституция РФ несколько изменила полномочия КС, добавляет пресс-служба. В частности, суд более не мог рассматривать дела по собственной инициативе, а только по запросам органов власти и жалобам граждан. Увеличилось и количество судей - до 19.
В 2000-е годы организация деятельности КС неоднократно корректировалась: изменился срок полномочий судей (вместо 12 лет он стал неограниченным при возрастном цензе в 70 лет), порядок избрания руководства суда (не самими судьями, а Советом Федерации по представлению президента), а также регламент рассмотрения дел (появилась возможность выносить постановления без проведения открытых слушаний). Изменилось и местопребывание КС: в мае 2008 года он переехал из Москвы в Петербург.
За 20 лет работы в КС поступило свыше 230 тысяч обращений граждан (это около 14 тысяч обращений в год).
Наибольшее количество поступающих жалоб - это жалобы уголовно-правового характера, на втором месте находятся жалобы о защите конституционных прав и свобод граждан, третью позицию занимают жалобы, касающиеся вопросов гражданского права.
Выработанные КС правовые позиции во многом ориентируют законодательную, исполнительную и судебную власть. В своих решениях КС дал толкование 33 статьям Конституции РФ, проверил на конституционность 289 законов и 286 иных нормативных актов, выразил правовую позицию в отношении 132 из 475 статей Уголовно-процессуального кодекса РФ.
На мой взгляд, Конституционный суд в Российской Федерации существует только по причине необходимости соблюдения приличий. Он отнюдь не играет столь важную роль как Верховный суд США.
Конституционный суд может в юридическом порядке оспорить законы, принятые парламентом, Федеральным собранием и утвержденные президентом. Однако в реальности, в общем-то, за последние годы я не припомню громких дел, в рамках которых Конституционный суд осудил бы те или иные значимые законы. Верховный суд США такие решения принимал.
На самом деле история Конституционного суда России разбивается на два периода. До 93 года он играл значительную и, может быть, избыточную роль в государственной системе страны. После 93 года, когда, как известно, Борис Ельцин приостановил работу Конституционного суда и когда Конституционный суд возобновил свое заседание, выяснилось что, былой власти у него нет. То есть, Конституционный суд является, в общем-то, таким символичным институтом нашей политической системы, который держат из соображения приличий, так как на Западе аналогичная структура существует.
Несмотря на высокий статус судей этого органа, Конституционный суд не решается вступить в противостояние, с допустим, федеральными органами власти или президентом. А ведь это его основная задача, потому что он представляет судебную власть в системе разделения властей. Поэтому, мне кажется, что наш Конституционный суд, который слишком сильно зависит от нашей верховной и президентской власти, пока является институтом слабым и не исполняющим те функции, для исполнения которых он теоретически предназначен.
Конституционный суд – это один из тех важных институтов, которые появились у нас в связи со сменой общественного строя. Такой институт политической системы отсутствовал в советское время и появился только в нынешнее время. Это исключительно важный институт политической системы, выбравшей демократию. Задача Конституционного суда – следить за тем, как соблюдается Конституция при принятии государственных решений.
Надо отметить, что адекватным образом Конституционный суд не сразу смог функционировать. Это известная история. В первый период своей деятельности произошла политизация Конституционного суда и известен его конфликт между российским президентом и Верховным советом. Но впоследствии деятельность Конституционного суда была приближена к той норме, которой он должен соответствовать. А именно, быть той инстанцией, которая следит за соблюдением Конституции, и за соответствием Конституции тех законов и решений, которые у нас принимаюся.