Козыри Саркози
В начале весны 2012 года во Франции был дан старт финальной части кампании по выборам президента. 19 марта Конституционный совет завершил официальную процедуру регистрации кандидатов на пост главы государства. Необходимое число подписей от лиц, занимающих выборные посты в органах власти, смогли получить 10 политиков. Они представляют весь спектр французской политической сцены – от крайне правых до крайне левых. Именно политические деятели, прошедшие процедуру утверждения в Конституционном совете, разыграют между собой президентское кресло. Учитывая тот факт, что первый тур выборов пройдет 22 апреля, оставшееся до голосования время в текущей кампании решает всё. От того, насколько эффективно кандидаты выступят, зависит степень доверия, которое окажут им избиратели.
Основная интрига в сложившемся к началу решающего этапа гонки балансе сил заключается в стремительном сокращении главным кандидатом от правых своего отставания от ставленника левых. Ещё в середине января с.г. в поддержку Олланда выступало порядка 29-30% избирателей. А Саркози мог рассчитывать лишь на 23-23,5%. Но затем превосходство выдвиженца от социалистов последовательно уменьшалось. К началу марта оно достигло минимума. А вскоре, в период завершения регистрации кандидатов Конституционным советом, ставленник СНД вырвался вперёд. По данным социологического института Ifop, обнародованным 18 марта, в первом туре выборов действующий президент опережает соперника-социалиста на полпроцента. За Саркози готовы проголосовать 27,5% опрошенных, а за Олланда 27%. Опрос центра LH2 за 18 марта к номинанту неоголлистов менее благосклонен. Согласно нему, Олланд сможет набрать в первом туре 30,5%, а Саркози 27,5%. Но даже он признает рост популярности действующего главы государства. В исследовании LH2 отмечается, что с начала марта число опрошенных, готовых голосовать за Саркози в первом туре выборов, выросло на 4,5%.
До завершения текущего раунда предвыборной конкуренции Саркози вполне по силам добиться превосходства над Олландом. В течение второй половины марта – первой половины апреля он может не только сохранить достигнутый отрыв от кандидата социалистов, но и расширить его. Говорить о безоговорочной победе действующего президента в первом раунде противостояния не приходится. Слишком широкая палитра выбора даже на правом фланге мешает избирателям сосредоточиться на каком-то одном кандидате. Скорее всего, отрыв Саркози от Олланда не превысит 3-5%. Но реализация такого сценария вырвет из рук ставленника СПФ инициативу. Из главного фаворита гонки он может превратиться в догоняющего. А претендующий на переизбрание глава государства создаст неплохой задел для успешного выступления во втором туре.
Феномен электорального прорыва Саркози на решающем отрезке кампании продиктован комплексом взаимосвязанных факторов. Они являются производными программы кандидата от власти, его формулы работы со СМИ и модели публичного позиционирования, а также умелой игры на слабых местах оппонентов. В кампании-2012 Саркози осуществляет не только продвижение своего политического реноме, но и старается извлечь выгоду из слабых мест в действиях основных противников.
Ключевым сильным компонентом в стратегии ставленника СНД является его экономическая платформа. Она была разработана группой консультантов во главе с секретарём Елисейского дворца Ксавье Муска во второй половине 2011 года. Предвыборная экономическая программа ориентирована на привлечение наиболее деятельной части электората, с основным акцентом на крупный и средний бизнес. Она подразумевает финансовое стимулирование трудовой инициативы и активную помощь производству. В частности, Саркози обещает поддержать ведущие сектора промышленности госинвестициями и целевыми контрактами. Такой подход обыгрывает девальвацию идеи государства всеобщего благосостояния и сопутствующих ему ценностей в условиях хронического кризиса еврозоны. Не случайно, что один из основных лозунгов Саркози – «больше работать, чтобы больше зарабатывать». За счет него он рассчитывает окончательно сломать традиции социально-экономической апатии и иждивенчества, укоренившиеся в обществе за время правления социалистов.
Экономическая платформа французского лидера ориентирована на самые широкие круги традиционного центра. Первым делом она должна сплотить вокруг Саркози львиную долю делового сообщества, а также высшие страты среднего класса. Во многом именно для них недвусмысленно обыгрывается неприятие системы социалистических координат. Но, кроме того, наработки команды Муска должны оказаться привлекательными и для всех тех, кто заинтересован в укреплении своего благополучия. Не случайно, что сугубо политические моменты проходят в них лишь фоном. Ставка же делается на обыгрывании сугубо экономической составляющей, понятной любым социальным категориям, в том числе и далеким от мира политики. В этом – основная идея платформы. Она должна быть привлекательной для традиционно инертного центра, не имеющего явных политических предпочтений. За счет экономической секции своей предвыборной стратегии Саркози намерен уверенно обыграть в битве за центр абсолютно всех своих оппонентов - левых, правых и центристов.
Работает на действующего президента Франции и миграционный раздел его предвыборной платформы. Саркози выступает за резкое ужесточение политики в сфере миграции. Число проживающих во Франции выходцев из других государств (прежде всего, Африки и Азии) должно быть заметно сокращено (примерно вдвое), в соответствии с запросами Парижа на трудовые ресурсы. То есть, тем, кто не имеет постоянной работы, следует покинуть страну. В отношении же вновь въезжающих в республику должны быть введены нормы «контроля за качеством». Руководство СНД не желает стимулировать приток в республику низкоквалифицированной рабочей силы. Имеющиеся по данному регистру рабочие места должны заполняться гражданами Франции, в том числе из уже проживающих в республике этнических общин. Что же касается новых иммигрантов, то среди них предпочтение будет отдаваться лицам, имеющим относительно высокую квалификацию и образование. Для осуществления эффективного контроля за «качеством» мигрантов команда Саркози готова даже надавить на своих европейских партнеров с целью пересмотра действующего коллективного законодательства в области миграционной политики. Об этом говорит заявление французского президента о возможности выхода из Шенгенского договора. Такой резонансный ход – указание на то, что Париж способен пересмотреть соглашение, если для этого возникнет необходимость.
Миграционные обещания Саркози направлены на традиционный правый электорат, а также крайне правых. Учитывая разнородность данных групп, обыгрывание темы ужесточения миграционной политики должно сплотить вокруг действующего главы государства часть делового сообщества (прежде всего, малый бизнес), среднего класса, рабочих и жителей сельской местности. На этом треке Саркози обращается к «простой Франции». Входящие в неё категории в наибольшей степени обеспокоены перманентно высоким количеством иммигрантов, так как они уже не столько претендуют на рабочие места этнических французов, сколько поддерживают стабильно высокий уровень криминогенности и социальной напряженности в стране. Помимо этого «простая Франция» опасается подрыва выходцами из Африки и Азии традиционных для республики религиозных и культурных ценностей. Апеллируя к данной категории избирателей, Саркози решает сразу две задачи. Во-первых, перетягивает на свою сторону значительную долю электората НФ. А, во-вторых, укрепляет общую консолидацию вокруг собственной персоны всех сторонников правых.
Действенной в стратегии главы государства выглядит и контригра против Олланда и СПФ. У Саркози уже есть опыт блокирования своих оппонентов в режиме избирательной гонки. В ходе кампании 2007 года политическая машина выдвиженца от СНД смогла заметно ослабить потенциал тогдашнего социалистического номинанта, бывшую гражданскую супругу Олланда, Сеголен Руаяль. Наработанные тогда методики активно задействованы и в текущих реалиях. Помимо этого, команда президента с успехом использует ещё два обстоятельства. Во-первых, отсутствие у верхов СПФ практики работы в исполнительных органах власти республиканского уровня с начала 2000-х годов. Последним политиком-социалистом, стоявшим во главе кабинета, был Лионель Жоспен. Но его легислатура завершилась ещё в 2002 году. Во-вторых, образ Олланда как невзрачного аппаратчика, не имеющего должных навыков для управления страной. Практически всю свою карьеру выдвиженец СПФ провел в партийном аппарате. У него нет опыта руководства людьми даже в масштабах министерства. В сумме оба фактора подаются как свидетельства ограниченности потенциала социалистов.
Первым принципиальным моментом контригры является указание на откровенный популизм экономической программы социалистов. В своих предвыборных выступлениях Олланд заявляет о намерении добиться сбалансированного бюджета к 2017 году. При этом политик обещает выделить на социальные нужды 20 млрд. евро в ближайшие пять лет. По мнению руководства социалистов, такие траты будут покрыты за счет 29 миллиардов евро, вырученных от уменьшения налоговых льгот. В частности, Олланд намерен ввести новые налоги для богатых и супер-богатых. По мнению неоголлистов, такая политика чревата для Франции финансовым коллапсом. Резкое расширение обязательств власти в социальной сфере (в духе государства всеобщего благосостояния) в реалиях 2010-х годов чревато ростом дефицита бюджета и госдолга. Поддерживая иждивенческий стиль жизни ряда социальных групп (прежде всего, состоящих из иммигрантов), социалисты, в понимании СНД, не смогут добиться сбалансированного бюджета к 2017 году. Напротив, их бюджет будет дефицитным с первого и до последнего дня легислатуры Олланда. Экономические взгляды СПФ позиционируются властью как признак опасного дилетантизма и безответственности. Причем, эти оплошности оппонентов настолько для них очевидны, что для их критики используется даже премьер Франсуа Фийон.
Второй составляющей кампании по подавлению Олланда выступает обыгрывание слабости политического планирования СПФ. В понимании правых, социалисты не обладают хорошо проработанной программой действий. Используемая ими стратегия заточена только под запросы избирательного цикла. Руководство СПФ довольно смутно представляет, что делать не только в случае победы, но даже игры в условиях подготовки ко второму туру. В понимании СНД, предвыборная платформа Олланда - классическая программа левых, без особой фантазии. Схожими планами они оперировали и в 1970-1990-е годы. Основная задача стратегии – обеспечить мобилизацию электората в текущих политических условиях. Но после выборов данный документ утратит всякую актуальность. Заявленные в нём цели невозможно достичь из-за откровенных финансово-экономических нестыковок. В случае прихода к власти, Олланду придется в срочном порядке заново формулировать свою программу действий, верстая её уже не под запросы кампании, а под реальные потребности властной вертикали. А это может негативно отразиться на политико-экономическом состоянии страны.
Максим МИНАЕВ