Кредит на возвращение домой
Банкротство компании «Ланта-тур» поставило туристов в тяжелое положение – многие оказались чуть ли не заложниками в иностранных отелях, куда не пришла оплата за их проживание. Разруливать ситуацию пришлось главе правительства РФ Владимиру Путину. Уже можно сказать, что дело сдвинулось с места. Авиакомпании помогают вывезти россиян с курортов, а банк ВТБ согласился предоставить «Ланта-тур» кредит.
Сегодня в пресс-службе ВТБ подтвердили, что средства будут предоставлены на погашение долгов перед зарубежными партнерами, пояснили в пресс-службе ВТБ. «Кредит будет выдан на погашение долгов компании перед зарубежными контрагентами, что обеспечит возвращение туристов, находящихся за границей», - добавили там, передает «Интерфакс».
Условия и сроки кредитования пока обсуждаются. «ВТБ самым тщательным образом будет контролировать целевое использование кредитных средств», - заявили в пресс-службе.
Напомним, ранее глава российского правительства Владимир Путин в ходе встречи с главой Минспорттуризма Виталием Мутко сообщил, что уже договорился с одним из российских государственных банков о предоставлении кредита компании «Ланта-тур». По некоторым данным, речь шла именно о ВТБ.
Путин тогда поручил Мутко в течение суток решить проблемы российских туристов, выехавших за рубеж с помощью «Ланта-тура».
По словам главы Минспорттуризма, 1 тысяча 416 российских туристов «Ланта-тура» находятся сейчас в Таиланде, Вьетнаме, Доминиканской Республике.
Между тем пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина полагает, что кредит ВТБ не пойдет на пользу туроператору.
«Безусловно, мы благодарны премьер-министру за решение помочь россиянам, оказавшимся за рубежом, - сказала она. - Но в любом случае, кредит надо возвращать. И пока неясно, на каких условиях и в каком размере он будет предоставлен».
Напомним, что история с «Ланта-тур» получила огласку в минувшую субботу. Тогда в компании «Ланта-Тур Вояж» заявили о временной приостановке продаж. Это решение было принято «в связи с невозможностью надлежащим образом обеспечить финансирование заказанных услуг».
Позже в МИД РФ и Роспотребнадзоре заявили, что готовы оказать всяческое содействие по урегулированию ситуации с российскими туристами, пострадавшими по причине финансовой несостоятельности данного туроператора.
Следственный комитет РФ, в свою очередь, возбудил уголовное дело в отношении «Ланта-Тур Вояж». А в Роспотребнадзоре сообщили о возбуждении административного дела против туроператора.
С заявлением по ситуации в сфере услуг выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Недопустимо, чтобы тысячи россиян страдали от безответственности компаний, заявила она, комментируя случившееся.
По ее словам, ситуация с «Ланта-тур Вояжем» стала следствием бреши в системе оказания услуг населению.
«Необходимо принять меры системного характера, в том числе и в сфере законодательства, чтобы закрыть существующие бреши в системе оказания услуг населению. Именно следствием этих брешей стала ситуация, когда тысячи наших граждан пострадали от компании "Ланта-тур"», - заявила Матвиенко журналистам.
По словам спикера, следует предпринять комплекс мер с тем, чтобы банкротство тех предприятий, которые затрагивают интересы огромного количества граждан, не допускалось.
Как отметила Матвиенко, ситуации, когда из-за поставщиков услуг страдают тысячи людей, у нас происходят регулярно. «То авиакомпании не выполняют взятые на себя обязательства, то туристические фирмы, и это происходит с достаточной регулярностью», - сказала она.
По мнению Матвиенко, ситуация с «Ланта-туром» показательна, поскольку эта компания относится к числу крупных и имеет многолетний опыт работы на рынке оказания туруслуг. «Значит, у нас есть системные пробелы в этой сфере, поэтому меры должны быть системного характера», - полагает спикер СФ.
Конечно, в ситуации с «Ланта-тур» Путин выступил как спаситель для всех этих нескольких тысяч людей. Он в ручном режиме разрулил ситуацию. Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что ситуация возникла во многом из-за того, что государство недостаточно регулирует бизнес.
Это происходит оттого, что, к сожалению, в экономической политике долгие годы доминирует идеология о том, что, чем меньше государства в экономике, тем лучше. Это неправильная, вредная идеология. Носителями ее на протяжении многих лет были Андрей Илларионов, Алексей Кудрин и другие. Они руководству страны вбили в голову, что, чем меньше государства в экономике, тем лучше. Сейчас мы видим результаты.
Там, где другие развитые страны регулируют, у нас ничего не регулируется.
На самом деле, мы должны дать больше власти Ростуризму в регулировании. Плюс, мы должны не ждать, пока будут созданы саморегулирующиеся организации в сфере бизнеса, а государство должно выступить толкателем, инициатором, организатором этих саморегулирующих организаций.
Например, в Германии Торгово-промышленная палата контролирует деятельность бизнеса. Во всех развитых странах государство играет значительно более сильную роль в экономике, чем у нас.
Другое дело, что государство должно представлять общественный интерес, а не интерес конкретных чиновников. Поэтому у нас государство должно, во-первых, сильно влиять на бизнес, а во-вторых, санкции должны усилиться по отношению к чиновникам и коррупционерам. Чиновники не сами коррумпируются, чиновников бизнес коррумпирует, прежде всего. Поэтому эту ситуацию необходимо осознать.
Что касается конкретно туризма, то здесь, на мой взгляд, мы должны дать большую роль Ростуризму в контроле над туроператорами. Нужны и новые нормы регулирования.
В туризме необходима большая прозрачность. Внезапного банкротства в принципе не должно быть с учетом того, что государство берет на себя контроль. Все долги туроператора должны быть прозрачны для туристов, для граждан. Если, скажем, долги повышаются до полугодового оборота, значит, должны знать о некоем желтом уровне экономической опасности, за год перевалил – красный уровень. Такого рода индикаторы, я думаю, должен давать Ростуризм по долгам туроператоров, турагенств. Может быть, не Ростуризм, может быть это саморегулирующиеся организации должны быть. Вот это нужно сделать, чтобы туроператоры внезапно не банкротились.
Плюс, я думаю, должен быть увеличен резервный фонд. Причем, не только туроператоры должны в него вложить деньги, но и государство. В случае такого внезапного банкротства, чтобы с разных сторон можно было помочь этим людям, которые оказались в трудной ситуации.
Как разумные люди мы должны готовиться не только к тем проблемам, которые произошли, но и к тем проблемам, которые могут произойти. Например, впереди школьные каникулы. Мы должны понять то, что детский туризм – это еще более чувствительная вещь. То есть, мы должны туризм выделить в такой сектор чувствительного бизнеса.
К детскому туризму должны быть жесткие требования, больше сопровождающих, должна быть обеспечена связь с родителями, особый контроль над продуктами питания и т.д.
Также нужно предусмотреть возможные кризисы в случае пиковых выездов. Например, на майские праздники массовый выезд будет, видимо, в Турцию. Значит, в аэропорту Анталии должен быть создан кризисный штаб. В обычное время он может находиться в спящем состоянии, а в пиковое время работать ежедневно. В этот кризисный штаб должны входить представители Ростуризма, консульской службы, ведущих туроператоров, ведущих авиаперевозчиков, представителей гражданского общества, представляющих различные центры защиты прав российских туристов, Общественной палаты. В него, кстати, должны также входить представители турецких властей. Мы должны создать такую структуру.
Общественная палата поддержит инициативу создания таких кризисных штабов, увеличения государственного контроля в сфере туризма.
В рамках общей ситуации, то есть, не касаясь вопроса, кто виноват, а кто нет в конкретном случае с «Ланта-тур», нужно отметить две вещи, связанные друг с другом. Нельзя забывать о кризисе. Все борются за удешевление туров для того, чтобы сохранить клиента, сохранить оборот, отдать кредиты. Туристический бизнес построен на кредитах. А для того, чтобы тебе что-то вернуть, нужно продать какие-то туры, нужно кого-то куда-то везти. То же самое произошло с американской ипотекой.
Турбизнес у нас был рассчитан на бесконечное процветание. Был расчет, что количество туристов будет расти, либо хотя бы не уменьшаться. А когда уже голова большая, а ноги становятся тонки (поток становиться все ниже) – вы попадаете, и все!
Я думаю, что это ждет очень многих туроператоров, потому что, на самом деле, для многих выбор такой: умереть сейчас или пытаться выбраться из этой ситуации как-то, рассчитывая на то, что, авось, ситуация улучшится в будущем и пронесет. Это, в общем-то, абсолютно стандартная схема всех таких вот рискованных бизнесов, когда сжимается рынок. А он будет сжиматься.
И еще один момент общий для нынешнего кризиса. Об этом очень многие говорят и в качестве примера приводят как раз именно авиабилеты, что очень близко к турбизнесу. Отмечу, что это общемировая тенденция, и в России этот процесс идет медленнее. Итак, во всем мире сужается средний сегмент потребления. Именно авиаперевозчики первые заметили, что резко уменьшается спрос на билеты среднего класса. Элитные - сохраняются, растет спрос на дисконтные билеты, а среднее звено – неуклонно уменьшается. Это приводит к тому, что бизнес начинает бежать за дисконтным сектором, потому что увеличить элитных потребителей трудно, (их количество стационарно).
А для увеличения самых дешевых продаж бесконечно уменьшать издержки невозможно. То есть, попытка восстановить доходы, которые вы получаете в среднем сегменте, за счет выбирания бедного сегмента, рискованы опять же, потому что вы попадаете на минус, и пытаясь сохранить объемы, закрывать кредиты за счет новых поступлений, вы увеличиваете этот финансовый разрыв. Это будет везде, во всех странах. Структура туриндустрии очень показательна в этом смысле.
То, что государство вмешалось в ситуацию – никак не связано с выборами. Всегда вмешивалось. Что значит «предвыборная ситуация»? Восемь тысяч пострадавших, часть из которых сами решили вопрос. Разве можно говорить об электоральном ресурсе, даже если учесть и семьи пострадавших? На самом деле, это нормальная деятельность.
Государство должно защищать своих граждан, и оно это делает, в общем-то, как может. Сейчас в ручном режиме решает. А как иначе? Что касается вообще способов решения ситуации – нет глобального решения. То есть, конечно, надо прописывать права, защищать права туристов, заставлять расплачиваться по рискам не людей, которые заплатили деньги, а компаний.
Только надо объективно понять, что, чем жестче условия, чем жестче прописываете риски, чем больше обременяете всю индустрию в целом: компанию, оператора, еще кого-то – неважно, в целом индустрию обременяете какими-то вещами, связанными с защитой от рисков, и тем услуги становятся дороже. И получатся, что вы способствуете тому, чтобы рынок дальше падал. Потому что, мало того, что он сейчас падает. Если будут прописаны новые правила, ужесточающие ответственность компаний и т.д. , отдыхать станет дороже, и рынок этот начнет падать еще быстрее.
Как говорится про технику безопасности, все инструкции написаны кровью. Иначе говоря, все правила в том или ином секторе написаны потом, слезами и деньгами людей, которые попали в какие-то сложные и нестандартные ситуации. Каждый из таких эксцессов, очевидно, будет вызывать какую-то волну регулирования, которая будет устанавливать некие правила и процедуры. Направлены они на то, чтобы помочь людям. Но, еще раз говорю, это всегда издержки. И кризис только ситуацию усугубляет.
Это, конечно, предвыборная такая акция, когда Путин велит разобраться в проблеме, которая, на самом деле, чисто бизнесовая. Непонятно и почему сразу было заведено уголовное дело по факту мошенничества в адрес «Ланта-тур». Все, что с ней произошло, может произойти с любой компанией, с любым банком. В какой-то момент у них не хватило ресурсов, чтобы по обязательствам расплачиваться. Подобная проблема была у «Капитал-тура» не так давно. Никаких дел никто не заводил, никто никакого внимания на это не обращал, хотя по масштабам событие было таким же.
Полагаю, что саму туристическую компанию сейчас спасут, а потом ее уже кто-нибудь заберет с банка.
На самом деле, вся история, которая произошла с «Ланта-тур», с кредитом, с невозможностью получить новый и т.д - традиционная бизнес-история. Люди что-то спланировали, что-то пошло не так и у них не получается расплатиться, - это может произойти абсолютно с любым бизнесменом. Может, там есть какие-то фундаментальные причины, которые в законодательстве где-то кроются, но я их не знаю. А то, что права потребителей у нас плохо защищены, это все знают.
Думаю, что людям страшно повезло, что сейчас преддверие выборов, и то, что Путин решил их спасти. Именно ручное управление их и спасло. А в долгосрочной перспективе такой подход, конечно, неэффективен, так как нельзя всем руководить в ручном режиме в такой огромной стране, как наша. Один случай отрегулировал Путин, но будет еще сто, о которых он просто не узнает.
Но когда мы говорим, что вот надо эту ситуацию менять, это очень большой разговор. Честно говоря, никто не знает, как это надо делать. Никто не знает, как надо заставить работать все эти механизмы самостоятельно, без ручного управления. Также как никто не знает, как победить коррупцию.
Дают о себе знать особенности того, как все сложилось в нашей стране. Здесь и особенности ментальности, и исторического пути и т.д. Например, при советской власти проводилась просто селекция людей, и у нас сейчас в стране живут потомки самых низших классов, которые были при царской России. Это одна из причин. Само наплевательское отношение ко всему происходящему, другая причина. Есть жажда людей к сиюминутной наживе (надо урвать сейчас, потому что потом будет уже поздно). Причин очень много.
Ситуацию, которая сложилась, конечно, нужно менять. Но ее нужно менять долго, постепенно, это вопрос на десятилетия. В Италии, кстати, очень похожая ситуация. Так что, это большой такой, сложный вопрос.
Конечно, после этой истории с «Ланта-тур» примут еще какие-то законы, будут говорить о правах потребителей, но изменить саму ситуацию вряд ли получится. Нужны изменения, которые одним росчерком пера не получишь.