Куда переедут чиновники?
Не так давно было объявлено о том, что всех чиновников переведут за МКАД, в «новую Москву». Там для них планировалось построить комплекс зданий. Речь шла не о жилье, а о рабочих офисах. Однако сейчас в администрации президента рассматривают вариант строительства правительственного квартала в центре Москвы, рядом с Кремлем.
Напомним, что с инициативой вывезти чиновников за МКАД выступил Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост главы государства. 17 июня 2011 года на Петербургском международном экономическом форуме Медведев высказал идею создания «столичного федерального округа». Он предложил расширить границы столицы для размещения на новых территориях законодательных и исполнительных органов власти.
Расширение границ столицы произойдет в западном, юго-западном и южном направлениях, в основном за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги.
Минфин даже посчитал, во сколько обойдется строительство «города чиновников» - 100 тысяч рублей за квадратный метр.
Само строительство будет вестись за счет кредитов госбанков под гарантии учредителей компании - РФ и мэрии, а в залог ОАО отдаст передаваемые ему здания в Москве, рассказал тогда один из чиновников Минфина. От продажи этого имущества и предполагается погашать кредиты.
План расширения Москвы вызвал многочисленные дискуссии, однако большинство экспертов выступили «за» эту инициативу. Речь, правда, шла, в основном, о присоединении к Москве новых территорий.
Разговоры же о плане строительства «города чиновников» на время поутихли. Но, как выяснилось, здесь все не так просто. В интервью «Российской газете» глава Управления делами президента Владимир Кожин сообщил, что относительного этого плана «есть и еще одно задание».
На вопрос газеты «Затрагивают ли Управделами планы по расширению Москвы, готовитесь к переезду?», Кожин ответил:
«Здесь все сначала надо продумать. Сегодня есть поручение президента все еще раз просчитать. Есть поручение и в отношении новых территорий, переезда федеральных органов власти в "новую Москву". Рассматривается решение по строительству Парламентского центра».
«Есть и еще одно задание. Детально проработать вопрос о перспективе создания так называемого Правительственного квартала в рамках существующей Москвы. Теоретически - это рядом с Кремлем. Правительственный квартал предполагает концентрацию в одном месте администрации президента, ключевых министерств и ведомств с тем, чтобы минимально сократить межведомственные передвижения по Москве. Каждое министерство, наконец, сможет разместиться по одному адресу», - сообщил Кожин «РГ».
Итак, состоится ли переезд чиновников за пределы Москвы или нет - вопрос пока остается открытым.
Существует несколько альтернатив по созданию единого центра, где будут располагаться министерства и ведомства.
У каждой есть свои сильные и слабые стороны.
Большинство ведомств России раскиданы по разным частям столицы, причем в большинстве случаев речь идет о большом количестве зданий и объектов. Министерства, как правило, имеют головное здание и несколько удаленных друг от друга офисов. В результате снижается эффективность за счет того, что возрастает документооборот, их сложно охранять и это дает дополнительную нагрузку на инфраструктуру
Чтобы решить эту проблему, было предложено сконцентрировать место работы госслужащих в одном месте.
Основная проблема заключается в том, где оно должно находиться. Изначально предполагалось, что это может быть квартал на месте гостиницы «Россия» и рядом с ней. Преимущество проекта в том, что его проще охранять, все остается внутри Москвы. Соответственно, нет необходимости строить дополнительную инфраструктуру и нести большие расходы на переезд. По предварительным данным, общая смета превысит более одного триллиона рублей. Где изыскивать эти денежные средства – вопрос открытый. Кроме того, создание отдельного квартала может привести к сложностям в коммуникациях.
Основное преимущество создания системы комплекса правительственных зданий за территорией Москвы – это вопрос инфраструктуры. Уже сейчас идет очень большая перегрузка, в том числе стратегических магистралей. В связи с этим будет расти автопарк. Перенос в «новую Москву» может привести к серьезной разгрузке московской инфраструктуры. Плюс ко всему, там возможно было бы разместить непосредственно жилищную инфраструктуру. Это аргумент в пользу «новой Москвы».
Вопрос сейчас фактически заключается в следующем: насколько та цена, в которую обойдется перенос министерств за территорию Москвы, актуальна, и насколько она соответствует тем задачам, которые будут решаться.
Если средства можно будет изыскать, то проект «Большой Москвы» можно будет запустить, если нет - будут выбраны другие варианты с меньшим бюджетом, но большей нагрузкой на инфраструктуру.
Проект правительственного квартала обсуждаем и может быть интересен. Но, безусловно, он прямо противоречит исходной концепции «Большой Москвы». И в случае, если он принимается за основу, то следует откровенно и серьёзно признать начало реализации проекта «Большой Москвы» ошибкой и, возможно, озадачиться ее исправлением.
То расширение Москвы, которое уже предпринято, имело смысл в контексте переноса правительственных центров, и именно так обосновывалось. С точки зрения развития самой Москвы как агломерации, именно такая конфигурации расширения бессмысленна, потому что присоединены наиболее малолюдные территории, а те многочисленные города-спутники (Химки, Балашиха), которые уже де-факто являются частью Москвы, напротив, сознательно оставлены за бортом, потому что там большая социальная нагрузка, много жителей.
Всё это выглядит как девелоперский проект, реализованный в лоббистских целях, вне контекста переноса правительственных зданий за МКАД. Если власть пересматривает свои планы в этой части, то, на мой взгляд, вся затея с «Большой Москвой» выглядит в её существующем виде неуместной.
Что касается правительственного квартала, мне не кажется, что в центре столицы вблизи Кремля есть масштабные и неосвоенные территории, которые можно было бы безболезненно отдать под правительственный квартал.
Конечно, в Москве есть промзоны, которые нуждаются в редевелопменте, из которых нужно выводить промышленность куда-то за МКАД и переобустраивать их. В принципе, таких зон много. Они представляют собой определённый резерв развития для столицы.
Можно ли использовать какую-то из них под создание правительственного квартала? Наверное, идея имеет право на существование. Вопрос в том, чтобы она была хорошо экспертно обоснованна и просчитана, в том числе с точки зрения логистики и того, как это повлияет на транспортную ситуацию в городе. Это нужно сделать до принятия решения.
Проект правительственного квартала прямо противоположен проекту «Большой Москвы». Правительственный квартал должен располагаться не на новых территориях, а в Москве. В проекте «Большой Москвы» просматривается попытка решить проблемы Москвы с помощью правительства. А в проекте Правительственного квартала – проблемы правительства за счет Москвы.
Насколько проект правительственного квартала впишется в архитектуру столицы – сказать сложно. Пока завершена только предпроектная стадия и говорить о конечном результате рано.
Очень сомневаюсь, что благодаря этому проекту можно разгрузить московские дороги. Проект «Большой Москвы» теоретически мог разгрузить дороги. Но транспортные проблемы в обоих проектах не ключевые. Но, наверное, если чиновники будут жить в одном квартале, для логистики лучше.