Статья
1466 25 сентября 2017 13:05

Культурные бренды России без водки и балалайки

Состоялось открытие памятника Михаилу Калашникову. Знаменитый на весь мир автомат АК-47 давно уже стал не только оружейным, но и культурным брендом России: именно так его окрестил министр культуры Владимир Мединский, сравнив Калашникова с изобретателем Кулибиным. «Актуальные комментарии» решили выделить еще несколько менее очевидных, но не менее важных прямо сейчас культурных брендов России, известных на весь мир.

Чебурашка

Выдумав нелепую зверушку и назвав ее «Чебурашкой» больше 50 лет назад, детский писатель Эдуард Успенский не догадывался, что создаст поистине культового персонажа, как в СССР (и позднее России) так и за его пределами. Чебурашка особенно полюбился олимпийской сборной России – с 2004 по 2010 годы зверек с большими ушами был ее талисманом на всех Олимпийских играх. А вместе с тем он стал и туристическим символом для гостей страны. Традиционные шапки-ушанки и матрешки явно приелись зарубежным туристам: на смену им пришел меховой зверек.

Самый громкий успех за пределами СНГ Чебурашке пришел в Японии. Необычный зверек с большими на выкат глазами был обречен на успех в стране, где придумали аниме.  В 2010 году там был снят мультсериал «Чебурашка»: естественно, в жанре аниме.

«Антивирус Касперского»

Однажды в 1989 году сотрудник НИИ при Минобороны Евгений Касперский обнаружил, что буквы на его дисплее начали осыпаться. Это был Cascade, один из первых вирусов в СССР. Евгений «вылечил» свой компьютер и начал лечить другие. В 1992 году он создал свою первую антивирусную утилиту AVP. Два года спустя она стала лауреатом в тестировании антивирусов лабораторией Гамбургского университета. В 1997 году появилась Kaspersky Lab – продукт начал выходить на мировой уровень. В 2000 году AVP стал «Антивирусом Касперского». Антивирусом с российской фамилией.

Почему «Антивирус Касперского» стал еще и культурным брендом?  Лаборатория всегда креативно и обстоятельно подходила к маркетингу. Например, в рекламе антивируса в Китае Джеки Чан в шлеме и доспехах боролся с вирусами.

На сайте «Лаборатории Касперского» красуется громкий слоган «20 лет спасаем мир». В данном случае язык не поворачивается назвать его неуместной бравадой. «Антивирус Касперского» с момента создания является одним из самых популярных антивирусов в мире.   

 «Маша и Медведь»

Популярный сервис Netflix назвал «Машу и Медведя» русским феноменом. Мультфильм переведен на 25 языков и показан более чем в ста странах. Американский журнал об анимации и спецэффектах Animation Magazine даже включил «Машу и Медведя» в список «250 телешоу, которым суждено стать классикой».

«Маша и Медведь» - исконно российский бренд, отсылающий к русскому народному фольклору. Чем он так полюбился зарубежному зрителю? Нетипичный сюжет и самобытный контекст сделали «Машу и Медведя» примечательным мультфильма на фоне всего остального конвейера анимации для детей. Создатели мультфильма сделали главное – показали, что, даже не прогибаясь под западные вкусовые стереотипы, можно создать продукт, который покорит телезрителей во всем мире.

 «Яндекс»

Мало кто знает, что история «Яндекса» началась еще в конце 80-х, когда сотрудники компании «Аркадия» занялись разработкой поисковых технологий. Так, одним из первых плодов их деятельности стал поиск по Библии. Сама же поисковая система «Яндекс» появилась ровно 20 лет назад – в сентябре 1997 года.

«Яндекс», создав самую крупную поисковую систему в России, вышел далеко за пределы рынка поисковиков. Карты, такси, музыка, денежные переводы - это неполный список сервисов компании. Они становятся популярны не только в России, но и в остальном мире – правда, до цифр Google еще далеко. 

«ВКонтакте»

Несмотря на все обвинения в эпигонии, подражательстве и откровенном копировании Facebook, «ВКонтакте» нашла свое достойное место на рынке социальных сетей. Начавшись в 2006 году как проект Павла Дурова для коммуникации между студентами элитных вузов, «ВКонтакте» превратилась в главный инструмент общения в странах СНГ.   

Впрочем, «ВКонтакте» популярна не только на русскоязычном рынке. Если здесь – это инструмент коммуникации, то на Западе «ВКонтакте» главным образом воспринимается как глобальный источник музыки, фильмов и спортивных трансляций благодаря более либеральному и компромиссному подходу к копирайту.

Правда, непосредственно коммуникационный функционал соцсети тоже начинает по достоинству оцениваться как известными западными брендами, так и простыми пользователями. Их привлекает простой и более удобный интерфейс, чем у Facebook. Официальные страницы во «Вконтакте» создают музыканты, актёры, футбольные команды, крупные компании. Растет полноценный англоязычный сегмент. Несмотря на еще не реализованный до конца потенциал роста, можно сказать точно: «ВКонтакте» уже обладает мировой популярностью.

«Спутник»

Запуск первого в истории планеты искусственного спутника стал для СССР первой из многих космических успехов. «Спутник» стал победой не только технической, но и культурной. Влово sputnik узнали во всем мире, а Советский Союз стали воспринимать не только в «разрушительном» с точки зрения западной пропаганды ключе, но и созидательном. Первый в мире космический аппарат, летающий по звездному небу, октябрьским днем 1957 года заставил забыть о «холодной войне» по обе стороны железного занавеса.

Отдельное слово стоит сказать и о Юрии Гагарине. Крайне символично, что первым человеком, отправившимся в космос, оказался не нарисованный антисоветской пропагандой хмурый tovarisch, а человек исключительного обаяния. Гагарин оказался будто созданным для бесконечного тиражирования на знаменах, плакатах, значках, ручках. Он остался в памяти всего мира главной поп-звездой СССР.      

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".