Статья
9009 16 сентября 2010 1:00

Лесные чтения

Общественная палата Российской Федерации провела слушания «Химкинский лес - проблемы и решения», собрав максимум различных мнений по этому вопросу.  Секретарь Общественной палаты РФ Евгений Велихов высказал удовлетворенность тем, как прошли обсуждения. «Я как-то удовлетворен. Мы, с одной стороны, никому не заткнули горло, а с другой - избежали информационной войны, подобной той, которая началась в СССР 25 лет назад в связи с Чернобылем», - сказал Евгений Велихов журналистам по итогам мероприятия.

По мнению секретаря ОП РФ, на слушаниях все было достаточно сбалансировано. В дискуссии приняли участие как представители правительства, общественных организаций, так и простые жители Химок. Тем самым, собраны и обобщены различные значимые мнения по данному вопросу, т.е. задача слушаний выполнена, несмотря на  то, что каких-то конкретных решений принято не было. Как отметил Евгений Велихов, ОП РФ может принять конкретную резолюцию по этому вопросу. «Но для этого нужно запустить соответствующую процедуру», - подчеркнул он. Сейчас же, полярные мнения как жителей, так и экологов и строителей убедили членов Общественной палаты, что нужна дальнейшая работа специалистов.

Так например, министр транспорта РФ Игорь Левитин не видит причин отказываться от проекта строительства трассы Москва-Петербург через Химкинский лес. «Процедура выбора трассы осуществлена в полном соответствии с действующим законодательством. Никаких документов, кроме тех, которые мы получили, согласно закону, не нужно. Проект был утвержден в соответствии с действующим Градостроительным кодексом. То есть все было сделано в соответствии с законом», - отметил Игорь Левитин.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Игорь Майданов со своей стороны подчеркнул, что предлагаемый Росавтодором вариант прокладки трассы представляется «наиболее приемлемым». «Сегодняшнее обсуждение посвящено вопросу о том, как сделать лучше российским гражданам. Главная идея - найти баланс между интересами инфраструктурного проекта и защиты окружающей среды.  Предлагаемый Росавтодором вариант видится наиболее приемлемым», - отметил Игорь Майданов. Вместе с тем, замминистра природных ресурсов отметил необходимость «думать о компенсационных мероприятиях».

Руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Анатолий Чабунин, которому предоставили первое слово в ходе слушаний, сообщил, что изначально рассматривались шесть вариантов прокладки трассы, и в итоге целесообразным был признан проект через Химкинский лес. «Этот проект минимизирует все экологические последствия, наиболее экономически эффективен и удобен по срокам строительства», - отметил Анатолий Чабунин.

«Вариант, который мы предлагаем, наиболее экономически и экологически выгоден, не требует массового переселения жителей, не содержит необоснованно усложненных технических решений. Варианты, предлагаемые нашими оппонентами, предусматривают снос большого количества жилых, в том числе, и многоквартирных домов», - подчеркнул глава Росавтодора. При этом, основным последствием изменения маршрута станет задержка начала эксплуатации дороги минимум на 7 лет, не говоря уже о снижении инвестиционной привлекательности дороги.

По данным Росавтодора, пропускная способность Ленинградского шоссе превышена уже в четыре раза, при этом объемы грузовых перевозок постоянно увеличиваются. Строительство нового участка позволит разгрузить Ленинградское шоссе, подчеркивает Анатолий Чабунин.

Как отметил глава Росавтодора, «изменение варианта прохождения трассы возможно, но предлагаемый нами вариант наиболее приемлем». «На экологию нами будет потрачено более 3 млрд рублей. Это целый комплекс мероприятий, в том числе, и дополнительная посадка деревьев, а так же мероприятия по защите от шума. При разработке проекта мы использовали все нормативные акты. В результате работы по проекту было утверждено более 30 документов, отражающих социальные и экологические воздействия», - отметил он.

Мнение москвичей и жителей Подмосковья по поводу трассы озвучила директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук.  По результатам опросов, только 27% москвичей и жителей Подмосковья предлагают менять маршрут прохождения трассы Москва – Санкт-Петербург.  Как отметила представитель ВЦИОМ, «мы провели опросы общественного мнения и серию фокус-групп для того, чтобы посмотреть на эту проблему более глубоко». «Некоторых ситуации на дорогах доводят до слез, пробки вызывают стресс и раздражение. Большинство жителей Москвы и Московской области проводят в них по 1-2 часа несколько раз в неделю», - подчеркнула Каменчук.

«Как правило, и водители, и население убеждены, что необходимо срочно решать эту проблему. Две трети жителей Москвы и области считают, что существующая трасса не справляется с нагрузкой, что проблема Ленинградского шоссе нуждается в срочном решении», - отметила директор по коммуникациям ВЦИОМ.

«Две трети опрошенных считает, что необходимо строительство новых дорог. Только треть опрошенных согласны с прокладкой дорог через жилые массивы. В области таких 18%. Качество построенных дорог - лидирующий вариант в ответе на вопрос о том, что наиболее важно при строительстве дорог», - рассказала Ольга Каменчук.

Резюмируя данные соцопросов, представитель ВЦИОМ отметила, что «две трети москвичей и жителей Московской области поддерживают действия защитников Химкинского леса, но только 27% из них предлагают менять маршрут прохождения трассы».

Выступая на слушаниях, член Общественной палаты РФ, член-корреспондент Российской академии наук Владимир Захаров подчеркнул, что при выборе варианта строительства дороги «обязательно надо учесть мнение экспертов».

Захаров выделил три аспекта проблемы - транспортную напряжённость, социальную напряжённость и охрану природы. Касаясь охраны окружающей среды, член ОП РФ подчеркнул, что «экологический ущерб должен быть минимальным». «Мне казалось, что после того, что произошло этим летом [лесные пожары], мы круто развернёмся в решении экологических проблем. Мы обязательно должны минимизировать экологический ущерб и думать о том, что действительно происходит», - сказал он.

Вместе с тем, отметил Владимир Захаров, важно учитывать и общественное мнение. «Мы всё время говорим о том, как нам важно общественное мнение. Но как только мы его слышим, всё это приобретает какой-то драматический характер, и непонятно, зачем мы вызывали это общественное мнение и что мы теперь с ним хотим делать», - заявил он, обратив внимание на «социальную напряжённость, которая пока сохраняется в данном вопросе».

Владимир Захаров предложил провести государственную экологическую экспертизу проекта трассы Москва – Санкт-Петербург. «На последнем Госсовете было указание президента рассмотреть возможность возращения обязательной государственно-экологической экспертизы. Поэтому моё предложение – провести государственную экологическую экспертизу, где рассмотреть все варианты прокладки трассы Москва - Санкт-Петербург, включая самый простой, и оценить по крайней мере три аспекта качества нашей жизни: транспортная напряжённость, социальная напряжённость и охрана природы», - сказал он.

Другой член Общественной платы Владислав Гриб отметил, что ОП РФ проделала очень большую работу по данному вопросу. «Мы были в Химкинском лесу и встречались как со сторонниками, так и с противниками строительства дороги. Со всеми социальными группами был очень интересный, серьёзный диалог», - отметил он. Гриб подчеркнул, что в вопросе прокладки трассы через Химкинский лес необходимо «провести серьёзную экспертную оценку, рассмотреть все варианты и найти баланс».

В мероприятии приняли участие также заместитель секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский, члены Общественной палаты РФ, Вячеслав Глазычев, представители министерств и ведомств, исполнительной власти Москвы и Московской области, активисты движения защитников Химкинского леса, представители общественных объединений города Химки, представители Гринпис России, российского отделения Всемирного фонда дикой природы, других экологических организаций, и другие эксперты.

Решение о строительстве автодороги Москва - Санкт-Петербург, проходящей через Химкинский лес, вызвало большой общественный резонанс. Защитники Химкинского леса провели не одну акцию протеста. В СМИ предлагались различные альтернативные варианты прокладки трассы.

26 августа президент России Дмитрий Медведев по инициативе партии «Единая Россия» подписал поручение о приостановлении строительства скоростной автодороги Москва–Санкт-Петербург на участке 15–58 км, проходящем через лесопарковую зону Химкинского леса, и проведении дополнительных общественных слушаний по этому вопросу.

«Несмотря на то, что было принято отдельное решение правительства о строительстве автодороги, несмотря на то, что оно было рассмотрено нашей судебной системой и были вынесены решения по этому вопросу, наши люди, включая представителей политических партий от правящей “Единой России” до оппозиционных, общественные объединения, экспертные круги говорят о том, что оно требует дополнительного анализа», - заявил президент в своем видео-блоге.

«С учетом такого количества обращений я принял решение: я поручаю правительству приостановить реализацию постановления о строительстве соответствующей автодороги и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения», - сказал тогда Дмитрий Медведев.

Явившись инициатором проведения дополнительного обсуждения, сама партия «Единая Россия» не определила своей окончательной позиции по Химкинскому лесу.

«Окончательной позиции у “Единой России” по данному вопросу нет», - сказал 6 сентября на последнем по счету заседании Общественного совета партии, посвященном проблеме Химкинского леса, первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев.

Отметив, что он «в значительной мере» является жителем Химок, Андрей Исаев заявил, что вопрос строительства трассы «не только назрел, а перезрел», и «этот вариант (прокладка трассы через Химкинский лес) представляется наименьшим злом». «Злом, потому что деревья вырубать в любом случае плохо», - пояснил Исаев.

«Ленинградское шоссе каждый день парализовано. Движение идет в катастрофических темпах: 3-4 часа на дорогу от работы до дома стало обычным делом. Уровень выхлопных газов в атмосферу огромен. Вопрос строительства трассы касается не только жителей Химок, но и тех, кто пытается попасть в аэропорт Шереметьево», - подчеркнул Андрей Исаев.

Он отметил, что «нужна трасса, которая бы соединила два мегаполиса страны, при этом важно, чтобы она проходила рядом с аэропортом Шереметьево».

Исаев также выразил уверенность, «реальные настроения в Химках таковы, что если будет проведен референдум, то 90% химчан проголосуют за строительство трассы».

Стоит отметить, что участвовавшая в заседании Общественного совета «Единой России» лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова выразила «Единой России» благодарность за возможность подробного обсуждения проблемы прокладки трассы через Химкинский лес.

В своем выступлении Чирикова не выразила категорического протеста по поводу утвержденного проекта трассы, однако заметила: «Сама реализация проекта трассы была просто безобразная».

Касаясь альтернативного маршрута трассы, Евгения Чирикова предложила: «Надо придерживаться западного опыта и подходить гибко». Каких-то конкретных пояснений «гибкости» с ее стороны не последовало.

Итоги заседания Общественного совета по вопросу строительства трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес прокомментировал глава Общественного совета по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом партии «Единая Россия», директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

«В ходе двух заседаний Общественного совета Партии, на которых рассматривались вопросы экспертизы вариантов прокладки маршрута трасса Москва – Санкт-Петербург через Химкинский округ, все заинтересованные стороны получили возможность высказать свою точку зрения и предоставить материалы экспертизы», - отметил он.

Чеснаков особо подчеркнул, что «слово получили все, начиная от тех, кто проектировал и строит данную трассу, и заканчивая представителями экологических и общественных организаций города Химки».

«В партии будут внимательно разбираться с этими предложениями и, при необходимости, инициировать поправки в действующее законодательство. Все материалы заседания Общественного совета будут переданы в Общественную палату и Администрацию президента», - отметил он.

На следующий день 7 сентября проблему Химкинского леса обсудили общественные советы Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и Министерства транспорта России.

Общественный совет Росавтодора предложил строить скоростную трассу через лес. Члены совета единогласно проголосовали за такой план строительства.
 

Комментарии экспертов

Во всей этой истории вокруг Химкинского леса необходимо отделить зерна от плевел, поскольку она обросла многочисленными домыслами, искажениями смыслов и фактов, зачастую преднамеренными. Распорядившись ПРИостановить (именно так, а не остановить и уж тем более отменить) строительство трассы, президент не бросил вызов Владимиру Путину, как это модно сейчас толковать. Речь идет не о двух противоположных решениях, а о принятии того же самого решения, но в другой форме. Если раньше в силу низкой активности общества можно было принимать решения без активной разъяснительной кампании, то сейчас, с приходом на пост президента Медведева, изменилась стилистка общения власти и общества. Поскольку последнее проявляет все большую активность, теперь власть будет тратить больше усилий на публичную информационно-разъяснительную работу по обоснованию своих действий. То есть речь идет об ином алгоритме принятия и реализации решения, а не о другом решении.

Важны и площадки, на которых идет обсуждение. «Антипутинцы» намеренно «забывают», что именно «Единая Россия» обратилась к президенту с просьбой приостановить строительство трассы (тем самым агрегировав массовые настроения, доведя их до сведения политических «верхов»), а уж он на основе доложенной информации принял решение. Также не стоит забывать, что именно на дискуссионных площадках, организованных «Единой Россией», прошли начальные этапы дискуссии, а завершающий - на базе Общественной палаты. Таким образом власть четко демонстрирует, какие площадки она считает легитимными и к дискуссиям на которых она готова прислушиваться. Это не Пушкинская площадь, кто бы на нее не вышел, а организованные «Единой Россией» площадки, Общественная палата. Естественно, этот список не является закрытым и исчерпывающим. Однако следует четко понять, что власть вообще и президент в частности являются сторонниками демократических, то есть организованных практик дискуссий, а не охлократических. Апологеты последних не станут услышанными, как бы громко они не кричали.

Так получилось, что я являюсь жителем Химок. Там у меня находится дача, на которой я провожу половину года. И поэтому данный вопрос касается меня напрямую.

С какой целью существует экология? Есть два основных подхода. Первый – экология существует для человека. Тогда мы должны искать наиболее благоприятные условия для человека. Есть более экстравагантная точка зрения. Она заключается в том, что надо сохранить природу во что бы то ни стало. Но тогда, как мы все понимаем, проще всего – уничтожить человечество.

Когда мы в ТСЖ обсуждали вопрос о строительстве трассы, в сторону защитников Химкинского леса лились крайне неблагоприятные отзывы. Значительная часть жителей Химок работает в Москве. В пятницу вечером среднее время поездки составляет три с половиной часа.

Объем выхлопных газов в районе Химок таков, что никакой Химкинский лес компенсировать этого не может. Жители Химок хотят строительства этой трассы – это стало бы избавлением от той ужасной экологической ситуации, в которой они находятся. Таким образом, единственный адекватный вариант – существующий. Другой предлагаемый защитниками леса вариант – строительство трассы непосредственно через Химки - вызвал бы социальное протестное движение многократно большее, чем сегодня. Прокладка дороги через поселки – это, как в истории с поселком Речник, многолетние суды и требования компенсаций.

Существует иллюзия, которую сегодня необходимо развеять – нет такого экологического понятия «Химкинский лес». То, что сейчас называется лесом - это разросшиеся лесопосадки, а то и заросшие свалки. Единой зоны Химкинского леса не существует. И если рядом будут посажены новые деревья – экология не пострадает. И, наконец, главное – просека уже вырублена. И мне кажется очевидным, что это зло меньшее, по сравнению к существующей ситуации и к остальным возможным вариантам.

Политика в последнее время слишком доминирует в этом вопросе. Три четверти борцов за лес в нем никогда не были и не знают интересов жителей Химок. Наверное, хорошо, что мы остановились сейчас и обсудили этот вопрос. Это позволит в дальнейшем не порождать никаких легенд о вырубленных вековых дубах и частных интересах.

Были дискуссии, споры, этот вопрос долго обсуждался. Но я честно скажу, что даже не представляю, какое должно быть принято решение. Сегодня, получив информацию от разных людей, я нахожусь в некой растерянности. Не представляю, какое глава государства должен принимать решение.

Мы сейчас обсуждали с коллегами коалицию общественных организаций в защиту Химкинского леса и тех, кто за строительство дороги. Получается 50 на 50.

Есть вопрос экологии, есть вопрос прав человека… На совете в Минтрансе, например, выступали автомобилисты, которые говорят о том, что дорогу надо строить немедленно, каждый из нас попадает в эти пробки, и мы оказались в некоем коллапсе. Как это всё сделать?

Наверное, мы без специалистов здесь не разберёмся. Я внимательно читал документы. Я сам не эколог, я не могу понять всех тонкостей. Но когда одни экологи мне говорят, что всё правильно, а другие говорят, что нет, неправильно, как в этом разобраться?

Видимо, мы сегодня никаких решений принять не сможем. Мы можем только представить всю ту информацию, которая у нас есть, а дальше уже либо будет экспертиза, либо какие-то другие решения. Мы обязаны учитывать, прежде всего, то законодательство, которое действует сегодня. Есть законодательство, есть постановления правительства и соответствующие решения, которые были приняты.

Президент принял серьезное решение. Он хочет обсудить наболевший вопрос с общественностью, и мне кажется, сейчас необходимо содействовать полномасштабному участию местных жителей, экологов, всех заинтересованных лиц в этом обсуждении.

Мы в Общественной палате РФ проделали очень большую работу. Мы были в Химкинском лесу и встречались как со сторонниками, так и с противниками строительства дороги. Со всеми социальными группами был очень интересный, серьёзный диалог. Состоялось решение Верховного суда о строительстве трассы, и только благодаря главе государства мы проводим эти слушания и рассматриваем все варианты. Нам нужно провести серьёзную экспертную оценку, рассмотреть все варианты и найти баланс.

У нас в преддверии слушаний состоялись десятки консультаций как на территории Химок, так и в Общественной палате РФ. Был очень интересный диалог. Я считаю, что нам надо очень взвешенно и трезво подойти, не оглядываясь на авторитеты, на экспертизы, и понять, какой баланс мы хотим найти в решении этого вопроса. Мне нравятся все позиции, но любой житель Химок хочет жить и в хорошей экологической обстановке, и в то же время добираться до центра Москвы. Нам нужно найти те варианты, которые максимально устроят человека и гражданина.

Я думаю, мы сами себя не поймём, если дадим какой-то инженерный вариант решения проблемы прокладки трассы через Химкинский лес. При выборе варианта обязательно надо учесть мнение экспертов. Здесь есть два аспекта. Первый - это экологический: ущерб должен быть минимальным. Мне казалось, что после того, что произошло этим летом, мы круто развернёмся в решении экологических проблем. Мы обязательно должны минимизировать экологический ущерб и думать о том, что действительно происходит. После того, как мы задыхались от жары этим летом, а у меня под окном при этом вырубили 500 деревьев, сейчас мы вырубаем Химкинский лес… Я не буду подсказывать, что мы можем ожидать в дальнейшем.

Второй очень важный момент – это учёт общественного мнения. Мы всё время говорим о том, как нам оно важно. Как только мы его слышим, всё это приобретает какой-то драматический характер, и непонятно, зачем мы вызывали это общественное мнение и что мы теперь с ним хотим делать. Я бы хотел обратить внимание на социальную напряжённость, которая пока сохраняется в данном вопросе. Я думаю, что эти два фактора нам необходимо учитывать.

Мое предложение – это проведение государственной экологической экспертизы. Мы приняли Лесной кодекс (я не видел ни одного положительно отклика на его проект) и говорили об опасностях. Этим летом мы поняли, что эти опасения были оправданными. То есть мы тогда спросили гражданское общество, получили мнение и приняли противоположное решение. Мы облегчили градостроительство, внесли изменения в градостроительный кодекс, отменили обязательность государственно-экологической экспертизы. Сегодня мы пожинаем плоды данных решений.

Кстати, на последнем Госсовете было указание президента рассмотреть возможность возращения обязательной государственно-экологической экспертизы. Поэтому моё предложение – провести государственную экологическую экспертизу, где рассмотреть все варианты прокладки трассы Москва - Санкт-Петербург, включая самый простой, и оценить по крайней мере три аспекта качества нашей жизни: транспортная напряжённость, социальная напряжённость и охрана природы.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".