Либерализация неба
гендиректор SkyJetДмитрий КузнецовВ последнее время авиационная отрасль России регулярно оказывается в фокусе общественного внимания. Тому есть объективная причина: запас прочности советского периода закончился, а решать многие вопросы в рамках современного рынка так и не научились. И инициативы, проявленные чиновниками на этой неделе, в определенной степени неоднозначны, несмотря на декларирование заботы о потребителе и его кошельке.
Идея приглашения лоу-кост компаний (low-cost – низко-бюджетные) в Россию актуальна и давно назрела, но пригласить их – это одно дело, а создать им привлекательные условия для работы на российском рынке – совсем другое.
И тому есть масса причин. Как правило, лоу-костеры базируются во второстепенных аэропортах, как, например, аэропорт Хан во Франкфурте-на-Майне или аэропорт Бове в Париже. В России же таких альтернативных мест базировки нет в принципе. Недавно было озвучено предложение о развитии аэропортов Быково и Раменское в Москве, однако идея осталась лишь на стадии обсуждения. Помимо прочего, цены на стоянку, топливо, навигацию и другие основные статьи расходов авиакомпаний в основных «воздушных воротах» нашей Родины отнюдь не отличаются демократичностью. В аэропорту города Астрахань, к примеру, топливо в аэропорту одно из самых дорогих в мире!
Помимо прочего, законодательство не готово к «открытию» неба. Ни для кого не секрет, что у нас существует запрет на каботаж (перелет иностранных перевозчиков внутри страны).
Немаловажным является еще и то обстоятельство, что аэропорты России не стремятся создавать особые условия для бюджетных авиакомпаний, как это принято во всем мире. Сегодня единственной реальной возможностью сэкономить для лоу-кост компаний является только отказ от кейтеринга (бортового питания), но этого явно недостаточно, чтобы существенно снизить цены на билеты.
Попытки создания и существования у нас бюджетных авиакомпаний уже были: не так давно завершила свою активность компания «Авианова», предлагавшая перелеты по РФ от 100 рублей – ее деятельность оказалась нерентабельной в условиях современного российского рынка, в связи с чем компания была вынуждена приостановить свою работу.
Единственным подходящим направлением для развития лоу-костеров являются рейсы из Москвы и Петербурга в Европу и дальше по Европе, но в этом секторе уже довольно давно и успешно присутствуют German wings, Air Berlin и Air Baltic.
Поэтому, чтобы реализовать проект по привлечению лоу-кост компаний в Россию для коммерчески выгодной работы здесь иностранных перевозчиков, необходимо начинать с создания условий, в том числе и нормативной базы.
Дмитрий КУЗНЕЦОВ