Статья
1683 26 ноября 2010 13:41

Макрорегионы

Важнейшие информационные кампании недели были связаны с дискуссиями вокруг стратегии создания макрорегионов и подготовки политических партий к выборам 2011 года.

Проект разделения территории страны на 20 крупных регионов вместо существующих субъектов федерации обсуждается в экспертном сообществе уже несколько лет, что же касается представителей властных структур, то ранее идею экономического районирования в масштабе страны высказывали представители МЭРТ и Минрегионразвития. На данном этапе фактического подтверждения реальности проведения подобных преобразований в среднесрочной перспективе нет, однако с точки зрения экономической целесообразности проект создания агломераций заслуживает внимания: как показывает опыт развитых стран, именно крупные города, в которых концентрируются финансовые ресурсы и «человеческий капитал», способны стать «локомотивами роста» для периферийных территорий. Дополнительную актуальность проблеме пересмотра существующих принципов административно-территориального деления придает наличие существенных диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов федерации. Это можно рассматривать как объективное препятствие реализации модернизационного сценария развития РФ. Основные причины масштабных различий регионов по уровню развития - чрезмерная концентрация доходных источников на федеральном уровне и существенное увеличение доли «мобильных» налоговых доходов (прежде всего, налога на прибыль) в бюджетах регионов. Эти тенденции отмечались в течение нескольких последних лет. 

Ключевые объективно востребованные направления оптимизации территориальной структуры РФ – развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию экономических процессов, и стимулирование квалифицированной трудовой миграции внутри страны. На практике подобные процессы могут быть «запущены» не в ближайшей время, а в долгосрочной перспективе: это связано со сложностью реализации проекта макрорегионов, которая потребует изменения существующей институциональной структуры во избежание ухудшения управляемости.

Подготовка к избирательным кампаниям будущего года остается важнейшим направлением партийной активности. На данном этапе идет отбор кандидатов, которые впоследствии будут включены в региональные списки, а также формирование предвыборных программ. С точки зрения содержания агитации можно прогнозировать, что отмеченная в ходе региональных кампаний 2010 г. тенденция к регионализации предвыборных программ получит продолжение. На фоне ослабления административного давления и повышения конкурентности выборов на первый план в ходе агитации выходят вопросы не общефедерального масштаба (социальная и экономическая политика государства, преодоление последствий кризиса и пр.), а регионального значения. Подход, предполагающий акцент на значимых для того или иного конкретного региона проблемах, вполне оправдан и соответствует массовым ожиданиям избирателей, которые в этом случае проявляют больше интереса к участию в кампании. Что же касается партий-участников избирательного процесса, то основную роль на выборах в 2011 г. (как региональных, так и федеральных) будут играть парламентские партии, успех малых партий ввиду недостатка ресурсов (материальных, организационных, кадровых) может иметь лишь локальный характер. «Новые лица» существенных изменений в сложившуюся четырехпартийную «конструкцию» также не внесут: появившиеся в СМИ данные о создании новых партий («Партия дела», «Родина: здравый смысл») уже нашли подтверждение, но заметной роли эти структуры играть не будут даже в том случае, если им удастся пройти процедуру регистрации до начала думской кампании будущего года.

В контексте подготовки к избирательным кампаниям будущего года особую актуальность приобретает социальная проблематика: не случайно в ходе общения с гражданами в режиме «он-лайн» Дмитрий Медведев вновь затронул тему модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Важным аспектом реформы выступает повышение активности региональных властей в сфере управления инфраструктурой ЖКХ, внедрения ресурсосберегающих технологий и перехода к предоставлению населению коммунальных услуг на конкурентной основе. Среди перспективных мер – внедрение более совершенных систем контроля за использованием (потреблением) ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе, при расчете платы за услуги (пример успешной работы в этом направлении продемонстрировало президенту руководство Татарстана), проведение капитального ремонта зданий (жилья и промышленных объектов), которые потребляют до 40% всей энергии, производимой в России. Сокращение их энергоемкости открывает потенциал для сбережения природных ресурсов, правда, требования к функциям и качеству приборов учета тепла еще предстоит разработать. Важной задачей остается и разработка программы информирования населения о выгодах экономии энергии: лишь переход к рациональному использованию ресурсов на уровне массового сознания позволит качественно изменить ситуацию с энергопотреблением в общефедеральном масштабе.

Проведение практических мероприятий по реформированию отрасли – сфера компетенции администраций субъектов федерации и муниципалитетов, при этом на федеральном уровне предусматривается возможность принятия «радикальных» кадровых решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Подобные меры вполне соответствуют приоритетам Центра в сфере поддержания стабильности в регионах и контроля за деятельностью глав администраций. Стоит учесть, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства, в основном, финансируется федеральными властями, однако реальных рычагов воздействия на ситуацию в том или ином регионе у курирующего реформу ведомства (Минрегионразвития) нет. В этом контексте закономерно, что на региональные администрации возложена ответственность за ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда, а также за состояние коммунальной инфраструктуры и выполнение программы газификации. Разделяя ответственность, Центр стремится не только повысить качество работы региональных властей, но и  предотвратить снижение уровня доверия граждан по отношению к власти. Проблемы в социальной сфере наиболее остро воспринимаются населением, и значимость этого фактора в преддверии избирательных кампаний 2011-2012 гг. будет возрастать.

Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".