Медведев требует мониторинга госзакупок
В России необходимо создать федеральную контрактную систему, организовать сквозной мониторинг госзакупок. С этими предложениями на совещании у президента РФ по исполнению его поручений выступил начальник контрольного управления главы государства Константин Чуйченко.
Действительно, в Российской Федерации значительная часть бизнес-структур связана со сферой госзакупок, и в этой сфере ввиду ее непрозрачности очень серьезная коррупционная составляющая (она в основном там и реализуется). Сумма порядка одного триллиона, обозначенная главой Контрольного управления – это достаточно скромная оценка. Очевидно, что для того, чтобы бороться с воровством, нужно повышать прозрачность закупок – выходить на интернет-аукционы, выходить на дистанционные формы размещения. Второе – необходимо выстраивать эффективную судебную систему, квалифицированную, способную расследовать сложные, и, как правило, очень запутанные экономические дела и обладающую квалификацией и доверием у всех сторон, участвующих в процессе.
Также здесь имеет смысл привести к некоему ужесточению осуждения за коррупционные схемы. Другое дело, что введение смертной казни – это, наверно, слишком радикальное решение. Важно, чтобы долгие сроки и антикоррупционные кампании не использовались как борьба между различными группами влияния. Но в целом решение по ужесточению срока достаточно справедливое.
И, естественно, необхдимы различные схемы, связанные с так называемым «волчьим билетом на профессию» – то есть невозможностью занимать аналогичные должности, либо, соответственно, в случае, если уличены исполнители и посредники, необходимо искать и заказчиков, которые, как правило, под эти дела не подпадают.
Плюс ко всему необходимо работать и с экономической активностью самих предпринимателей – как правило, про различные конкурсы становится известно именно от конкурирующих структур. Поэтому здесь крайне важно создать более цивилизованную схему работы самих бизнес-структур как таковых в Российской Федерации. Это существенно повысит доверие в целом к госзакупкам, их эффективность (потому что их эффективности во многом препятствует коррупционная маржа, которая в них присутствует), и, соответственно, превратит госзакупки из госкормушки в эффективный инструмент развития экономики РФ. Ведь в конечном счете госзакупки определяют те направления и приоритеты, которые государству интересны и, соответственно, создает стимулы для развития внутреннего предпринимательства. Если эти стимулы будут наработаны только на приближенных к госструктурам компаниям, то эффективность для развития в целом секторов будет не очень высока и госзакупки будут все время дорожать, и расходы государства по этой статье будут увеличиваться.
Поэтому в принципе повышение эффективности, усиление государственного контроля и открытие доступа к государственному заказу со стороны правительства и федеральных ведомств – это важный шаг к повышению прозрачности как самой системы, так и повышению эффективности экономики. Особенно остро эта проблема будет стоять в регионах, где ситуация, как и инвестиционный климат, очень сильно различается.