Медведев в Узбекистане
Президент РФ Дмитрий Медведев прибыл в Узбекистан с официальным визитом. Президент посетит Ташкент, где проведёт переговоры с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Ожидается подписание ряда документов по углублению взаимодействия двух государств. В центре внимания визита - вопросы расширения российско-узбекского сотрудничества, представляющие обоюдный интерес проблемы регионального и международного характера.
Визит Дмитрия Медведева в Узбекистан продлится до 23 января.
В последнее время наблюдается заметный дрейф Узбекистана в сторону Запада, что не вполне соответствует сценарию Москвы. При этом российская дипломатия, несмотря на подобную тенденцию, демонстрирует переговорную пассивность, что еще сильнее подталкивает Ташкент к многовекторности во внешней политике. Признаки этого процесса особенно отчетливо обозначились на прошлогоднем саммите НАТО, когда Ташкент выступил с инициативой преобразования Контактной группы по Афганистану из формата «6+2» (соседние с Афганистаном государства, США и Россия) в формат «6+3» (те же + Североатлантический альянс). Следует учитывать, что «афганская проблема» по-прежнему стоит для Узбекистана крайне остро. Что характерно, особое внимание Афганистану планирует уделять в своей внешней политике новый президент США Барак Обама, а потому Вашингтон может реанимировать проект своего «военного» присутствия в приграничных с «горячей точкой» государствах. Прежде всего, речь пойдет как раз об Узбекистане, где уже сейчас дислоцируется военный контингент ФРГ под эгидой коалиционных сил НАТО.
Для России сближение Узбекистана с НАТО – это, прежде всего, проявление не полного доверия со стороны Ташкента к ОДКБ – контролируемой Москвой военной структуре на пространстве СНГ, а также стремление узбекского руководства диверсифицировать контакты в сфере обеспечения безопасности. В условиях, когда сближение Узбекистана и Запада становится очевидным, Ташкент ищет возможность преодолеть изоляцию, что призвано обеспечить необходимый уровень безопасности как Узбекистану, так и региону в целом.
В свою очередь, осенью 2008 года частично снял санкции с Узбекистана Евросоюз: с тех пор руководство республики получило право на свободное передвижение по территории ЕС. Долгое время страны Европейского Союза придерживались весьма жесткой позиции, которая определялась тем, что принято называть «правами человека». Однако в условиях растущей зависимости ЕС от поставок энергоносителей из Центральной Азии все чаще возникает необходимость более гибкого подхода в отношении с продавцами углеводородов. С учетом отсутствия альтернативных маршрутов ресурсоемкий регион остается для Европы фактически единственным стабильным поставщиком «голубого топлива».
Совокупность перечисленных факторов позволяет прогнозировать, что предстоящий визит российского президента в Узбекистан будет сложным. Однако Россия в условиях не всегда благоприятной для себя геополитической конъюнктуры и последних имиджевых потерь в Европе могла бы заинтересовать Узбекистан выгодными «углеводородными» проектами с тем, чтобы восстановить свой имидж надежного поставщика. А с учетом многолетних разногласий Узбекистана со своими соседями по поводу водных ресурсов (с Киргизией и Таджикистаном) – заинтересовать проектами и в гидроэнергетике.