Метки RFID сменят штрих-коды
Радиочастотные метки (RFID) в качестве средства контроля товаров на складах и в магазинах к 2015 году могут вытеснить в России штрих-коды, сказал старший инвестиционный менеджер Роснано Александр Кондрашов в среду на встрече, посвященной созданию производства таких меток в России. Об этом пишет деловая газета «Взгляд».
«Рынок RFID будет расти огромными темпами, и скоро мы на товарах не будем видеть штрих-коды, их заменят чипы, которые будут позволять считывать информацию о продукте с нескольких метров», – сказал Кондрашов.
Наблюдательный совет Роснано, как сообщалось ранее, одобрил совместный с итальянской компанией Galileo проект создания производства радиочастотных идентификационных меток (RFID-меток), позволяющих на расстоянии получать информацию о товарах и грузах и значительно сократить транспортные и складские расходы.
По словам Кондрашова, сейчас радиочастотные метки в основном используются в средствах контроля доступа – смарт-картах, транспортных картах. Однако в наиболее массовом масштабе они будут применяться в сфере торговли. Сейчас, отметил он, метки в основном применяются для контроля за дорогими товарами в дополнение к штрих-коду, рынок таких меток составляет 10–15 млн долларов, и в основном они «носят антикражный характер» – чтобы предотвратить несанкционированный вынос товара.
«На первом этапе это будет дополнение (к штрих-коду). В России, где-то примерно к 2015 году метки должны вытеснить штрих-коды», – считает Кондрашов. Он отметил, что в отличие от штрих-кодов радиочастотные метки позволят отслеживать перемещение товаров как на складе, так и на полках магазинов, своевременно пополнять запасы, помогут, в частности, оптимизировать размещение товаров.
Американская сеть Wal-Mart, добавил Кондрашов, за счет внедрения меток смогла сократить расходы на 8 млрд долларов в год.
Следует отметить, что на фоне экономического спада, сложностей в инвестиции в финансирование высокотехнологической продукции, и на госзаказ, проще всего заинтересовать этим торговые сети. Но дело в том, что торговые сети не заинтересованы в активном внедрении высокотехнологичной продукции в связи с тем, что пытаются экономить.
И понятно, что повсеместная замена штрих-кодов на чипы – это очень серьезные инвестиции, не говоря уже о необходимости установки считывающих устройств. Соответственно, основной адресат данного заявления – конечно, ведомства и госкомпании, которые обладают необходимым ресурсом.
Понятно, что для внедрения в торговлю необходимо использовать весь спектр современных технологий, начиная от логистики и заканчивая активным гражданским применением. Существуют идеи о том, что впоследствии на данных кассах и на чипах может полностью строиться система входа-выхода, а затем и в паспортах.
Именно экономическая целесообразность и проблемы с финансированием заставляют глав крупных технологических компаний продвигать свою продукцию самостоятельно, особенно на тех рынках, на которых присутствие высоких технологий и инноваций достаточно ограничено, как например, в Российской Федерации.