Статья
1575 2 ноября 2009 0:03

Милибэнд в Москве

Главы внешнеполитических ведомств России и Великобритании провели встречу в Москве. Сергей Лавров и Дэвид Милибэнд оценивают их как продуктивные.

«Рассчитываю, что они позволят нам двигаться вперед как по тем вопросам, по которым у нас позиции близки, так и по тем вопросам, где мы еще работаем над сближением этих позиций», - подчеркнул министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Со своей стороны глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд выразил твердую решимость работать вместе не только на уровне министров, но и на уровне должностных лиц. «Эти официальные контакты будут нарастать», - заявил Милибэнд.

Главы МИД РФ и Великобритании Сергей Лавров и Дэвид Милибэнд согласовали три совместных заявления: о нераспространении ядерного оружия, заявления по Афганистану и по ближневосточному урегулированию.

Стороны выступают за скорый созыв ближневосточной конференции в Москве. Она будет созвана вскоре после возобновления палестино-израильских переговоров с тем, чтобы закрепить положительную динамику на этом треке арабо-израильского урегулирования и способствовать началу движения на других его направлениях. Об этом говорится в совместном заявлении глав МИД России и Великобритании.

Комментируя принятые документы, Дэвид Милибэнд сказал: «Мы говорили о вызове, который представляет собой иранская ядерная программа. Мы хотим быстрой реакции со стороны иранского режима», - сказал Дэвид Милибэнд по итогам переговоров. «Что касается исследовательского реактора в Иране, - подчеркнул министр - то мы хотим видеть позитивный ответ на то предложение, которое было согласовано в формате «3+3» в мае 2008 года».

Глава МИД России Сергей Лавров считается, что у Москвы и Лондона есть все возможности для развития сотрудничества. «Переговоры показали, что, несмотря на сохраняющиеся определенные проблемы, у наших стран имеется общая заинтересованность в наращивании взаимодействия», - сказал он  на итоговой пресс-конференции. Одной из перспективных областей сотрудничества С.Лавров назвал взаимодействие российских и британских компаний.

«Думаю, это особенно важно сейчас, когда мы ищем устойчивые пути выхода из кризиса», - отметил российский министр. Он сообщил, что 5 ноября в Лондоне состоится очередная сессия российско-британского межправительственного комитета по торговле и инвестициям.

На переговорах поднималась тема Литвиненко, по которой у Москвы и Лондона серьезные разногласия. Глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что его страна придает важное значение расследованию убийства бывшего сотрудника ФСБ России Александра Литвиненко и поддерживает позицию британских судебных властей, настаивающих на выдаче россиянина Андрея Лугового, которого в Лондоне считают причастным к этому убийству. «Мы хотим, чтобы справедливость восторжествовала по этому вопросу». Милибэнд считает это важной частью современных отношений с Россией.

Со своей стороны министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал требование британской стороны абсолютно нереальным. Позиция Москвы по делу Лугового не менялась.
«Британские коллеги все-таки понимают абсолютную нереалистичность требования о том, чтобы мы, по сути дела, изменили свою Конституцию. Мы сегодня вновь подтвердили то, что говорили все эти месяцы и годы. В случае предоставления британской стороной необходимых материалов в нашей Генеральной прокуратуре будут готовы провести судебное разбирательство в Российской Федерации с подключением и британских представителей. Так что, если есть конкретная заинтересованность в том, чтобы в этом деле разобраться, то путь к этому существует. И если бы мы это сделали, то мы бы сняли проблему, которая отягощает наши отношения, и могли бы разблокировать ряд других ограничителей, которые в наши отношения были искусственно введены», - отметил С.Лавров.
 

Визит Милибэнда стал первой за последние пять лет поездкой британского чиновника такого уровня в Россию. Отношения Москвы и Лондона резко ухудшились в 2006 году вскоре после убийства в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. В его убийстве британские власти обвиняют гражданина России Андрея Лугового.

Великобритания неоднократно обращалась к российской стороне с просьбой о выдаче А.Лугового, однако получила отказ. После этого Лондон принял решение заморозить сотрудничество с Россией в некоторых сферах. Так, в частности, Великобритания приостановила сотрудничество с Россией в сфере борьбы с терроризмом, а также ужесточила требования к получению британских виз российскими чиновниками.

Однако пока  британские власти не намерены возобновлять сотрудничество с российскими спецслужбами и отменять ужесточение визового режима для российских чиновников.

В то же время посол РФ в Лондоне Юрий Федотов отметил, что радикальное улучшение российско-британских отношений возможно только после отмены Лондоном антироссийских мер.

«Вместе с тем с обеих сторон сформировалось понимание того, что отсутствие взаимопонимания в этих вопросах не должно блокировать взаимодействие в других областях», - заявил дипломат.
«Видимо, значительное внимание будет уделено обмену мнениями по таким международным проблемам, как нераспространение оружия массового уничтожения, европейская безопасность, Афганистан, ближневосточное урегулирование и т.д.», - сказал посол.

Накануне поездки в Москву министр иностранных дел Великобритании дал интервью журналу «Русский Newsweek». Дэвид Милибэнд признает существование серьезных разногласий между Лондоном и Москвой, но не сводит к ним двусторонние отношения и надеется на пользу совместной с Россией работы по решению международных проблем.

«Наши разногласия хорошо известны, они очень серьезные и до сих пор никуда не делись. Но взаимоотношения между Россией и Великобританией все же намного шире», - заявил глава внешнеполитического ведомства. 

«Как члены Совбеза ООН, G8 и G20, мы вместе занимаемся возникающими перед нами проблемами. В первую очередь - кризисом и трудностями с занятостью, которые сдерживают экономический рост. А еще международными проблемами, такими как Иран, Афганистан, Пакистан, Ближневосточный мирный процесс или изменение климата. Думаю, что мы можем извлечь немало пользы от этой совместной работы», - отметил он.

Глава британского МИД назвал крайне продуктивным сотрудничество с Россией в сфере торговли, инвестиций, культуры и туризма.

Милибэнд заявил, что британская сторона готова проявить «зрелый подход» по ситуации с правами человека в России. «Британско-российские отношения включают в себя много аспектов, в том числе права человека и демократию. Нет более мягкого подхода - зато есть более зрелый подход, при котором мы честно и откровенно говорим друг другу о своем беспокойстве», - сказал он.
Министр полагает, что тематика гражданского общества представляет интерес и для России.

«В Москве, - рассказал он, - я собираюсь встретиться с представителями российского гражданского общества. У нас часто бывают возможности поднять эту тему в разговоре с российскими властями. На протяжении нескольких лет мы организуем двусторонние встречи по правам человека, последняя из них состоялась в январе этого года. Но вообще я считаю, что уважение прав человека, демократических институтов и верховенство закона - все это должно интересовать Россию не меньше, чем нас».

 По информации Интерфакс.

Комментарии экспертов

Несмотря на достаточно конфликтный уровень взаимоотношений между Москвой и Лондоном, сам факт приезда Милибэнда в российскую столицу и его готовность «перезагрузить» отношения с контрагентом по примеру США говорят о пересмотре некоторых акцентов внешнеполитической стилистики Форин-офиса. В значительной степени это обусловлено актуализацией афганской проблематики и стремлением Великобритании увидеть в лице российского руководства активного партнера в этом направлении.

Что же касается других вопросов, то по ним ни в Москве, ни в Лондоне пока не готовы прийти к единому знаменателю. Прежде всего, это касается «дела Литвиненко». Его гибель в британской столице была воспринята руководством Королевства как имиджевый удар, поставивший под сомнение эффективность британских спецслужб, не сумевших предотвратить совершение преступления в одном из городских кафе. И какие-либо уступки по этому вопросу означали бы проявление слабости со стороны правящих лейбористов, что для них и в без того неблагоприятных внутриполитических условиях равносильно поражению.

Конфликтный уровень взаимоотношений между Россией и Великобританией отчасти обусловлен и отсутствием совместных крупных энергетических проектов. Согласно практике, конструктивные взаимоотношения у российского руководства выстраиваются как раз с теми странами, чья энергетическая политика ориентирована на Россию. В Великобритании подобный курс, наоборот, категорически отрицается, причем как лейбористами, так и консерваторами. Достаточно вспомнить отказ «Газпрому» в строительстве подземного газохранилища в 2007 году и аналогичный отказ в обеспечении газом учреждений британской системы здравоохранения в том же году.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и персону самого Милибэнда, принадлежащего к неформальной политической группировке «ястребов», т.е. сторонников жесткого внешнеполитического курса Великобритании. Дэвид Милибэнд традиционно выступает с атлантических позиций, а в отношении Евросоюза демонстрирует скепсис. Кроме, он активный сторонник интеграции Украины и Грузии в НАТО.
 

Прошедшие переговоры министров иностранных дел России и Великобритании стали первыми после нескольких лет перерыва, однако каким-либо содержанием они, на мой взгляд, не наполнились.

Великобритания среди крупных западных стран (Франции, Германии, Италии), была всегда настроена наиболее антироссийски. Она считается  конкурентом России на Кавказе, на Ближнем Востоке, в своё время в Афганистане и в других точках. Страна всегда с недоверием относилась к какому-либо тесному сотрудничеству России и Германии как в эпоху Советского Союза, так и в нынешние времена. Так было практически всегда. Даже при хороших отношениях Тони Блэра с Владимиром Путиным никаких существенных изменений отношениях Лондона и Москвы не произошло.

Соединенное королевство старшим вассалом США. Поскольку пауза российско-британских прямых контактов затянулась, а Обама заявил о перенастройке и Москва сделала ряд шагов навстречу, то и Великобритания почувствовала, что нужно выходить из этого неприлично затянувшегося состояния.

Как показывают сами переговоры и те слова, которые министр иностранных дел Великобритании произносил до начала переговоров, смягчения позиций, в том числе антироссийских (связанных, например, с теми, кто живёт в Лондоне и считается в России преступниками, террористами или пособниками террористов), Лондон не делает. И, безусловно, в ближайшее время не сделает.

Что касается налаживания культурных взаимоотношений, то это всегда ещё и пропаганда своего собственного образа жизни и положительного имиджа своей страны. В этом смысле Британский совет, действуя во многом во благо тех, кто в России с ним работает, начиная от изучения английского языка, литературы и заканчивая многим другим, тем не менее, несет еще функции пропагандистской внешнеполитической организации, которая осуществляет определённые функции в пользу британского государства. Естественно, Великобритания всегда стояла и будет стоить за расширение деятельности Британского совета. И в готовности это делать никаких особых уступок  для России нет.

Экономические отношения, особенно в период мирового экономического кризиса, тоже имеют самостоятельную ценность, хотя с Великобританией о каких-то особых привилегированных экономических отношениях известно в последние годы не было, и вряд ли они появятся сейчас.

Поэтому состоявшиеся переговоры – это выход из дипломатического тупика. Пауза в отношениях не может длиться вечно, дипломатия всегда нащупывает какие-то пути улучшения нынешнего положения. Все-таки Россия и Великобритания - это две крупные страны, и от них многое зависит в этом мире, тем более в Европе.

Тем не менее никаких радикальных улучшений, на мой взгляд, ждать в ближайшее время не приходится. Принципиальные позиции обеих сторон по многим пунктам расходятся. Никакого позитивного имиджа России внутри Великобритании никогда не было в последние десятилетия, в настоящий момент нет, и не будет. А выйти на приличный уровень взаимодействия – достойная тактическая задача.
 

Сегодня Россия и Великобритания стремятся вести политический диалог к решению вопросов международной повестки дня. Об этом свидетельствует тот факт, что по итогам консультации было принято 3  заявления: о нераспространении ядерного оружия,  по Афганистану и по  ближневосточному урегулированию. При этом по всем трем вопросам Великобритания выступает  в качестве важного контрагента. Как и Россия она оказывает воздействие на решение этих проблем, особенно это касается Афганистана и частично ближневосточного урегулирования.
 
Как показывают прошедшие переговоры и российско-британские отношения за последний год, Москва заинтересована обсуждать с британцами общемировую повестку дня. Причем, не только в рамках двусторонних контактов, но и в формате «группы восьми» и «большой двадцатки», что и показали последние саммиты.

Какого-то предметного двухстороннего политического диалога сейчас нет. Даже в рамках реализации политики в уровне Евросоюза Москва ориентируется на других игроков – Францию, ФРГ, Италию, но никак не на Великобританию.

Думаю, что причиной такой ситуации является и непростая позиция Лондона по делу Литвиненко, и тот факт, что целый ряд разыскиваемых Россией граждан находят политическое убежище в Лондоне, в свое время Британия предоставляла убежище и для чеченских террористов. Все эти препятствия, которые сформированы односторонней политикой лейбористского кабинета,  создают главные трудности в дискуссии.

В целом сам визит изначально не был ориентирован на то, чтобы каким-то образом повлиять серьезно на изменения двустороннего диалога. Дэвид Милибэнд, скорее, политик, ориентированный на внутриполитические контексты, чем на решение внешних проблем. Сегодня он является одним из наиболее вероятных потенциальных лидеров лейбористской партии и все-таки не может рассматриваться как стратегическая фигура, определяющая внешнюю политику.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".