Статья
1315 12 июля 2010 15:57

Модернизация послов

Глава российского государства Дмитрий Медведев в главном здании МИД России на Смоленской площади провел совещание российских послов и постоянных представителей России в международных организациях.

В своем выступлении президент России обозначил основные задачи во внешней политике на ближайший период. Характерно, что девизом совещания стал слоган «Российская дипломатия: защита национальных интересов и содействие комплексной модернизации страны».

Президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от российской дипломатической службы качественного улучшения своей работы.

«Нынешние тенденции требуют от нас гибкости, легкости на подъем и при принятии решений. Задачи дипломатической службы - придать своей работе новое качество. Роль российских представительств за рубежом не должна ограничиваться банальной гонкой за количеством и объемом направленных в «центр» информационных сообщений», - заявил Медведев на совещании российских послов и постоянных представителей в МИД РФ.

По словам главы государства, в работе российских дипломатов должен присутствовать «глубокий аналитический подход к событиям, прогнозирование тенденций развития как двусторонних, так и многосторонних отношений».

Как отметил Медведев, процессы, которые происходят сегодня в мировом сообществе, ставят перед дипломатией достаточно четкие цели. При этом остаются актуальными такие фундаментальные принципы российской внешней политики, как прагматизм и открытость. «Мы должны работать открыто, отказываясь от конфронтации», - сказал он.

Одним из примеров такой работы Дмитрий Медведев назвал начало совместной работы по преодолению «трудного и общего исторического наследия в отношениях с Польшей».

Президент также обратил внимание на необходимость создания модернизационных альянсов с международными партнерами, прежде всего с такими странами, как США, а также Германией, Францией, Италией и Евросоюзом в целом.

«Мой недавний визит в США показал, что сотрудничество в сфере инноваций может создавать вполне позитивную повестку дня в отношениях с Америкой и может позволить раскрыть потенциал нашего взаимодействия, а он не должен ограничиваться сокращением ракет и пикировкой по отдельным региональным конфликтам», - подчеркнул Медведев.

Он призвал дипломатов держать курс на упрочение многосторонних контактов и стимулирование новых инвестиций.

По мнению главы государства, сегодня дипломатам необходимо мобильно реагировать на происходящее, «действовать на опережение». «Иными словами, жить и действовать в режиме он-лайн, а не пытаться догнать ушедший поезд и оглядываться по сторонам в поиске тех, кто отвечает за просчеты», - сказал он.

Как отметил Медведев, «координирующая роль МИДа, его ответственность должны быть сегодня востребованы как никогда».

Президент России призвал российских дипломатов занимать более активную позицию, проявлять креативные подходы и не бояться ломать сложившиеся стереотипы.

Общаясь с ветеранами дипломатической службы и молодыми дипломатами, глава государства подчеркнул, что «от активности очень многое зависит». «Сейчас очень мало проку от такой статирующей позиции, которая довольно часто в дипломатии наблюдается», - сказал президент.

«Дипломатия - это, конечно, тихое искусство, но это все-таки искусство», - подчеркнул Медведев.

«Иногда включаешь телевизор и слышишь (заявления дипломатов): «Произошло то-то и то-то, и это, конечно, не очень хорошо». Ценности в этом (заявлении) нет никакой», - отметил он.

«Конечно, есть накатанная колея, есть некое «прокрустово ложе», куда все должно укладываться», - сказал президент.

Вместе с тем он призвал дипломатов «ломать каноны и стереотипы, хотя иногда это и трудно». «Могу сказать по своему опыту, читая телеграммы послов, сразу видно, пропустил человек это через себя, и есть ли в этом креатив, или это просто переписывание общеизвестных фактов», - рассказал глава государства.

«В условиях глобальной коммуникации ценности в этом тем более нет, потому что обо всех новостях я узнаю не от дипломатов и не от их телеграмм, которые ко мне приходят значительно позже того, что произошло. Там должен быть анализ того, что произошло и предложения, что делать дальше», - сказал Дмитрий Медведев.

Глава государства, общаясь с ветеранами, также заявил о важности решения социальных проблем дипломатов, в том числе касающихся пенсий. «Престиж работы в МИДе связан в том числе и с тем, как живут пенсионеры. Мы будем этот вопрос решать», - подчеркнул Медведев.

Поддерживая тему престижа профессии, один из молодых дипломатов отметил, что в ведомстве по сравнению с периодом двухлетней давности стало работать гораздо больше молодежи, отток молодых кадров прекратился. «Если это правда - это хорошо, жизнь налаживается», - сказал с улыбкой Медведев.

Вместе с тем он отметил, что не видит ничего страшного в том, что многие выпускники МГИМО работают в бизнесе. «Я не драматизировал ситуацию. Я не виду ничего страшного в том, чтобы люди циркулировали между средами (госслужбой и бизнесом). Есть разные жизненные обстоятельства: например, просто деньги потребовались», - заявил президент, добавив, что такая ситуация есть во всем мире - и в Америке, и в Европе.

Дипломаты обратились к президенту с просьбой включить профессионального дипломата в состав Общественной палаты. «В Общественной палате нет ни одного дипломата», - отметил один из ветеранов дипслужбы.

«Надо подумать. Конечно нужен опыт практической работы в этой сфере», - ответил Дмитрий Медведев.

На совещании с послами президент затронул и остро актуальные проблемы современной внешней политики России.

Россия выступает против односторонних подходов к проблематике ПРО, заявил Дмитрий Медведев. «Мы выступаем против односторонних подходов к проблематике ПРО и против размещения оружия в космическом пространстве. Разумеется - при сохранении необходимого уровня обороноспособности», - сказал он.

Президент подчеркнул необходимость интенсивной работы над данной проблематикой. «Результаты целенаправленной работы на американском направлении доказывают, что за достаточно короткий период можно радикально изменить положение дел. Этот опыт заслуживает внимательного анализа и обобщения как МИДом, так и другими ведомствами. Такой ритм должен стать основой для продолжения совместной работы по раскрытию потенциала плодотворного взаимодействия во всех областях», - отметил Дмитрий Медведев.

Глава российского государства также указал на то, что Россия ждет большей ясности от НАТО. «Нам хотелось бы, чтобы Альянс завершил свою трансформацию и стал современной организацией в области обеспечения безопасности. Мы были бы готовы участвовать и в равноправном сотрудничестве с другими игроками, включая тех, кто работает на европейском континенте, разумеется, при безусловном уважении норм международного права, прежде всего Устава ООН», - сказал он.

Иран приближается к обладанию ядерным потенциалом, который может быть использован для создания ядерного оружия, заявил президент РФ.

«Надо, наконец, отказаться от любых упрощенских подходов к этой проблеме (ядерной программе Ирана). Иран приближается к обладанию потенциалом, который в принципе может быть использован для создания ядерного оружия», - заявил Дмитрий Медведев.

Как отметил президент, обладание таким потенциалом не запрещено договором о нераспространении ядерного оружия, и в этом состоит одна из проблем. «Но она носит общий, системный характер, касающийся несовершенства современных международных правил по нераспространению. Соответственно и подход к ее решению должен быть не избирательным, а общим», - отметил президент.

Он напомнил точку зрения о том, что санкции, как правило, не приводят к желаемым результатам. «Но в них есть определенный смысл - это сигнал для того, чтобы простимулировать переговорный процесс. Сейчас требуется терпение и скорейшее возобновление диалога с Тегераном. Именно в этом мы видим основную цель новой резолюции Совбеза ООН. И если дипломатия упустит такой шанс, то это станет коллективным провалом всего международного сообщества», - подчеркнул глава государства.

Он также заявил, что «иранская сторона ведет себя не лучшим образом». По словам Дмитрия Медведева, Россия постоянно призывает Тегеран проявлять должную открытость и необходимую степень сотрудничества с МАГАТЭ. При этом, заметил президент, еще большая ответственность лежит на участниках переговорного процесса - членах «шестерки».

Впервые такая масштабная встреча послов была организована в 2002 году. С тех пор совещание послов и постпредов традиционно проходят в летние месяцы раз в два года. Медведев уже выступал в 2008 году на аналогичном форуме.

Отметим, что озвученное недавно Послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации также содержало ряд принципиально важных установок на придание внешней политики страны большего прагматизма и результативности в условиях модернизации и создания для России инновационного рывка.

Первый заместитель главы МИД Андрей Денисов отметил, что критериями эффективности дипломатической работы с новыми задачами становятся продвижение наших интересов в международных организациях, прежде всего экономического, торгово-политического профиля, и создание более благоприятного имиджа нашей страны, прежде всего инвестиционного, экономического, партнерского.

«Систематизации поддаются рост товарооборота, приток инвестиций в экономику, уменьшение степени риска в осуществлении внешнеэкономической деятельности, снижение барьеров, зачастую политических, ограничивающих наш выход на ряд внешних рынков», - отметил Андрей Денисов.

Комментарии экспертов

Простейший вопрос: что является приоритетным направлением для российской дипломатии? Насколько я знаю в официальной концепции внешней политики России записано, что приоритетным направлением нашей внешней политики являются отношения со странами СНГ. Насколько я понимаю, большинство нашего общества так и считает.

Между тем, нельзя не заметить, что отношения со странами СНГ у нас просто отвратительные. Ни с какими зарубежными странами мы не ругаемся, как с Грузией. Хотя она уже не член СНГ, но до недавнего времени была членом СНГ. Сейчас - с Белоруссией, хотя она не просто член СНГ, а чуть ли не единое с нами государство (во всяком случае, официально). Жутко ругались с Украиной. Очень непростые отношения с Узбекистаном, с Азербайджаном. Вы не найдёте зарубежную страну, кроме Польши и прибалтийских стран, у которой с Россией были бы такие откровенно плохие отношения, такой уровень взаимных обвинений, такой уровень взаимного раздражения и т.д.

Так что если судить по взаимоотношениям со странами СНГ, если это приоритетное направление, то мне кажется, что наша дипломатия не очень преуспела в налаживании хороших отношений со странами СНГ.

С другой стороны, вообще возникает вопрос, почему отношения со странами СНГ приоритетные для России. Ведь если главная стратегическая задача России, которую определили буквально в последние месяцы, - это модернизация, то тогда приоритетными для России являются отношения с теми странами, которые могут нам помочь в ходе модернизации.

Но едва ли Киргизия, Молдова, Грузия и даже Украина могут помочь России в модернизации. Скорее уж Россия могла бы им помочь, чтобы они модернизировались. России в сфере модернизации могут помочь только те страны, которые являются более передовыми технологически и научно, чем сама Россия. Кто ещё нам может помочь?

В таком случае приоритетным направлением для нас становятся отношения с США, со странами Западной Европы и т.д. Но это отношения, построенные по совершенно другому принципу, чем они у нас традиционно строятся. Обычно наши отношения с США сводятся к пиар-войне (не такой яростной, как отношения с Грузией или Белоруссией, но пиар-войне) и скрупулёзно тщательному подсчёту, не ущемили ли в чём-то наши амбиции. Если, допустим, состоялся разговор между президентом России и президентом США, то кто кому первый позвонил? Если встречаются наши дипломаты, то кто кому сколько раз улыбнулся, кто кому первый руку пожал? А также бесконечный подсчёт ракет: сколько мы сократили, сколько они сократили и т.д.

Всё это очень и приятно для национального самолюбия, но никак не может помочь модернизации. Согласитесь, то, что президент США позвонил нашему президенту, а никак не наоборот, и то, что госсекретарь США отвесил 5 комплиментов министру иностранных дел России, а министр иностранных дел России в ответ дал только 3 комплимента, очень льстит самолюбию, но никаким образом не может помочь модернизации.

Поэтому если модернизация - это действительно реальная задача, а неразговоры про модернизацию, то тогда надо коренным образом перестраивать линию отношений с теми странами, в которых мы нуждаемся для своей модернизации. Заметьте, что они, США и Европа, у которых тоже огромное количество внутренних и экономических, и технологических, и научных проблем, тем не менее, совершенно не нуждаются в нашей помощи в разработке технологий, в развитии своей науки и т.д. Проблем у них выше крыши, но мы им в этом деле точно так же не можем помочь, как нам не может помочь в деле модернизации Украина или Белоруссия.

Поэтому отношения ассиметричные: они нам нужны для этого, а мы им совершенно не нужны. Мы должны понять, какой товар мы им можем предложить за эту цену - участие в нашей модернизации. Едва ли тут можно отделаться просто деньгами, то есть покупаем у вас технологии и учёных и платим деньгами. Если речь идёт о серьёзной модернизации, то это не решается деньгами. Для этого должны быть хорошие, плотные межгосударственные отношения. Отдельную технологию купить, наверное, можно, хотя это не так просто, но если речь идёт о серьёзной модернизации, то нужно стратегическое партнёрство. И тогда России надо понять, а что мы можем предложить тем странам, которые нам нужны для того, чтобы мы могли перейти к инновационной экономике или хотя бы приблизиться.

Я думаю, это очень серьёзные вопросы для нашей дипломатии, к которым она сегодня мало готовы. Мне кажется, что наша дипломатия – это дипломатия амбиций, дипломатия более-менее с позиции силы или, по крайней мере, изображающая позицию силы, но это совсем не дипломатия модернизирующейся страны. Это дипломатия великой военной страны, которая очень тщательно следит, чтобы с ней разговаривали почтительно и должным образом вежливо. Это важная задача, но это не задача дипломатии модернизации, а совсем другая задача.

К тому же российские послы - это обыкновенные чиновники, и чтобы модернизировать чиновника, с одной стороны, достаточно 5 секунд, а, с другой стороны, недостаточно всей жизни. 5 секунд достаточно, чтобы сказать: «Господа, до сегодняшнего дня мы проводили такую-то политику. С сегодняшнего дня я вам приказываю проводить другую политику».

Разумеются, все чиновники скажут, что мы будет проводить ту политику, господин президент, которую вы нам приказали проводить. На то они и чиновники. Если они не согласны, они подадут в отставку. Но что-то я о случаях добровольных отставок за последние 100 лет в России не слыхал. Так что 5 секунд - и вы победили. А вот смогут ли они реально что-то менять в своём поведении - вопрос сложный.

По-моему, очевидно, что ротация кадров необходима, тем более, что МИД - это организация очень корпоративная и закрытая, чуть ли не единственное министерства в нашей стране, где сохранились ещё советские кадры в большом объёме. Это действительно закрытая корпоративная организация. Люди воспитаны определённым образом, и даже если они совершенно искренне захотят выполнять новые указания, они просто не готовы к этому психологически.

Это послы Советского Союза, которые привыкли, что они или диктуют, или если не диктуют, то, по крайней мере, их задача состоит в том, чтобы вести счёт, кто кому сколько раз поклонился, сколько раз улыбнулся, кто первый позвонил, кто второй позвонил и т.д.

Это важная задача, она всегда входит в понятие «дипломатии», потому что дипломатия предполагает тщеславие, этикет. «Ты меня уважаешь» - это всегда входит в задачу дипломатии. Но на сегодняшний день для России, как мне кажется, это не приоритетное направление. А наши дипломаты привыкли к тому, что подсчёт поклонов и рукопожатий и кто на кого голос повысил - это чуть ли не единственная задача. По-моему, сегодня это далеко не так. Это реальная, а не выдуманная задача, но она далеко не главная сегодня, если всерьёз взят курс на действия по модернизации, а не просто на слова об этих действиях.

Российские дипломаты работают хорошо, судя по тому, как относятся к России. Я предполагаю, что отношение к России в целом за последнеее время улучшилось. После грузинской кампании отношение государств «большой восьмёрки» правда, изменилось довольно сильно.

Конечно, мы вели себя в СНГ, как слон в посудной лавке. Мы всё думали, что это до сих пор союзные республики. Конечно, они уже давно не союзные республики. Но, в принципе, ситуация с Украиной, с Таможенным союзом показывает, что договариваться-то все равно с ними можно.

Все вопросы сейчас лежат на стыке экономики, и экономика является движущей силой всего этого. Геополитических интересов (присоединение территорий) у нас нет, у наших соседей тоже. Все вопросы лежат в области зарабатывания денег, инвестиционного климата и взаимовыгодного сотрудничества.

Я считаю, что ведомству Лаврова очень сложно работать. Британским или французским дипломатам, которые находятся в одной геополитической оси, работать гораздо легче.

Говоря о модернизации внутри страны, мы прежде всего говорим об экономической модернизации, тогда как наши коллеги или оппоненты на Западе говорят о модернизации политической. На стыке этих двух интересов находится наше дипломатическое ведомство. И оно от этого, конечно, не выигрывает от этого, потому что оно всегда находится на первой линии огня, и когда какая-то критика обрушивается на нашу судебную систему, органы МВД и когда происходят какие-то скандалы, то так или иначе МИД в них вовлечён.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".