«Мультики у нас все любят»
ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК) упразднят, а российским аниматорам увеличат финансирование. Таковы основные итоги встречи преьмер-министра России Владимира Путина с отечественными мультипликаторами.
«Предлагается осуществить необходимые процедуры по ликвидации этого предприятия и передаче всех прав на использование аудио- и видеопродукции Госфильмофонду», - заявил председатель правительства РФ Владимир Путин по итогам встречи с мультипликаторами.
Премьер выразил недоумение существующей практикой сбора ОГК средств с проката анимационных фильмов, в то время как не она является их производителем.
«Есть цех по производству продукции. Он произвел, а эта прибыль ушла к какому-то дяде. На какие цели? Если этот дядя осуществляет какую-то деятельность в интересах сообщества - это одно дело», - заявил Путин.
В ходе встречи министр культуры Александр Авдеев отметил, что по индустрии «больно ударило состоявшееся разделение производственно-творческой базы и фильмофонда». «База осталась на студиях, а фильмофонд перешел в ОГК», - пояснил Авдеев.
Он подчеркнул, что организация не производит фильмы, однако получила права за прокат фильмов и «живет неплохо, а авторы фильмов, киностудии отчисления за прокат и авторские свои не получают».
Премьер поинтересовался, кому подчиняется ОГК, и министр культуры пояснил, что она является совместной - Минкультуры и Росимущество.
«Зачем же вы сделали такую организацию, если считаете, что она не нужна? Ликвидировали бы давно, и все», - сказал Путин.
Авдеев пояснил, что ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» было создано для сохранения фонда мультфильмов с учетом предполагавшейся тогда приватизации «Союзмультфильма», которая в итоге не состоялась. В итоге, добавил министр, функции этой структуры, отчисляющей в бюджет лишь 25% прибыли, неясны.
Министр культуры сказал, что ликвидация существующей практики является главным предложением ведомства: «Перестроить финансовые потоки таким образом, чтобы отчисления шли не в ОГК, а киностудиям».
Премьер, отметив, что случайно прочитал письмо аниматоров, в котором обращалось его внимание на проблему индустрии, сказал: «На шиша она (организация) нужна? Я не понимаю, какую функцию она выполняет».
«Вы меня просто удивляете: все такие взрослые люди - сидите и молчите до сих пор. Вас грабят, а вы молчите. Ну, создали эту контору "Рога и копыта", она берет деньги, а что она делает?» - сказал премьер.
Авдеев предложил отказаться от практики распределения денежных средств, уточнив, что деньги должны идти пяти киностудиям, которые сейчас снимают детские и анимационные фильмы.
Кроме того, он предложил объединить ОГК и Госфильмофонд. «ОГК можно соединить с Госфильмофондом. Фильмы будут храниться там, в Госфильмофонде прекрасные условия. А доход за прокат разделять между студиями, которые являются авторами», – сказал Авдеев.
Мультипликаторы, в свою очередь, поддержали предложение министра. В частности, режиссер Юрий Норштейн признал, что сложившаяся на данный момент ситуация, когда мультипликаторы не получают авторских отчислений, ненормальна.
«Получилось, что студия («Союзмульфильм») попала в зависимость от ОГК, которую она сама когда-то создавала, не получая от нее никаких средств», – сказал Норштейн.
Премьер-министр РФ Владимир Путин считает недостаточным финансирование производства мультипликационных фильмов в России.
В ходе встречи Владимир Путин отметил, что в советские времена снималось порядка 300-400 часов анимационных фильмов в год, а сейчас - 20 часов. В то же время он подчеркнул, что на весь кинематограф в 2000 году выделялось 200 млн рублей, а в 2011 году финансирование составило 4,6 млрд рублей.
«Это дело ведомства определять, в каком процентном отношении финансировать какие направления деятельности», - сказал Путин.
Он подчеркнул, что выделяемые на производство мультипликационных фильмов средства, которые, по уточнению вице-премьера Александра Жукова, в год составляют 280 млн рублей, «это незначительная величина». «Это абсолютно недостаточно. Я с этим согласен», - сказал премьер.
«Мультики у нас все любят, и я – тоже», - сказал глава правительства, добавив, что традиционно анимационное кино в России являлось не только познавательным, но и обучающим, поскольку формировало мировоззрение человека, и в нем было «добро, борьба со злом, верность, правда».
В свою очередь министр культуры России Александр Авдеев уточнил, что в год мультипликационному кино выделяется 257 млн рублей. «По скромным подсчетам, нам нужно 750 млн рублей», - сказал Александр Авдеев.
В связи с этим он предложил выделить дополнительные средства в размере 500 млн рублей на производство анимационных фильмов, а также перевести их на стопроцентную господдержку.
«В следующем году предусмотрено не менее 1,5 млрд руб. на анимационное и детское кино», - отметил в свою очередь премьер-министр.
Владимир Путин также поддержал идею создания Центра российской анимации.
«Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и с участием представителей Ассоциации анимационного кино проработать вопрос о целесообразности создания Центра российской анимации. Считаю, что это очень хорошее предложение, своевременное, а может быть, даже с опозданием», - сказал он, подводя итоги встречи с мультипликаторами и комментируя меры по поддержке отечественной мультипликации.
Путин отметил, что необходимо подумать о том, как будет создаваться этот центр, и не исключил, что это может быть сделано на базе «Союзмультфильма».
«Я считаю, что для этого нужно при заместителе председателя правительства Александре Жукове создать специальную рабочую группу, и не спеша, спокойно, в рабочем режиме посмотреть и источники финансирования - они могут быть частично бюджетные, могут частично направляться институтом развития», - сказал премьер.
Он также заявил о необходимости оперативной помощи «Союзмультфильму» «Нужно оказать оперативную помощь Союзмультфильму, речь - о нескольким миллионах. Спишем задолженность и поможем с текущим ремонтом», - пообещал Путин, добавив, что эти средства будут выделены из резервного фонда правительства.
Также премьер обратился к руководителю компании «Киносити» Эдуарду Пичугину с просьбой обеспечить прокат отечественных мультфильмов. «Нужно проработать вопросы, связанные с реализацией вашего предложения по предоставлению возможности проката фильмов в тех залах, которые вы сейчас создаете (это 253 зала), поскольку вы делаете это, в том числе, при поддержке ВЭБа», - сказал Владимир Путин.
Более того, премьер считает возможным предоставить мультипликаторам льготы по уплате страховых взносов. «Посмотрите, может быть, их перевести на 20%», - сказал он, отметив, что «выпадающие доходы будут ничтожны».
Если относительно взрослых людей у кого-то могут быть сомнения в необходимости их окультуривания и образовывания, то по поводу детей существует понимание, что их нужно обучать, формировать их взгляды и культурные пристрастия. И с этой точки зрения, та колоссальная советская анимация, та школа, которая есть, пока живы такие мэтры, как Юрий Норштейн, - она бесценна.
Конечно, коммерчески отечественная анимация очень сильно придавлена. Например, студия «Пилот», которая держалась на колоссальном энтузиазме, нечеловеческих усилиях и попытках откуда-то достать деньги, после смерти Александра Татарского окончательно «рассосалась».
Поражает еще и то, что новые серии «Чебурашки» сделаны на японские деньги и для японского рынка. Это же абсурд!
Конечно, необходимо дать отечественным аниматорам возможность встать на ноги. Но вот экономика анимации – это очень сложный вопрос… В принципе, в мире анимация чрезвычайно прибыльна. Она окупается лучше, чем игровое кино. Но для этого нужны прокатные условия, нужна какая-то программа действий со стороны государства. Вот, например, на государственные деньги был сделан замечательный проект «Гора самоцветов» на основе сказок народов России. Я думаю, что этот проект, по большому счету, мог бы вполне окупиться.
К тому же не нужно забывать, что весь мир в принципе преклоняется перед российской (советской) анимационной школой. У нас есть, например, оскаровский лауреат Александр Петров.
Возродить былую схему, конечно нельзя. Невозможно, чтобы кругом был капитализм, а в анимации процветал социализм, и мультфильмы финансировались бы из бюджета. Но аниматоры, которые встречаются с премьером, - это люди, которые не собираются просто клянчить деньги. У них есть проекты и предложения, которые нуждаются в поддержке.
Конечно, через призму анимации речь может идти о всей детской индустрии. Во всем мире это чрезвычайно ликвидная вещь. Ничто не продается так хорошо, как детская одежда, игрушки и вещи. Что касается анимации, то речь идет о той части культурного пространства, которое формирует личность. И по этой причине анимация - это не совсем индустрия с исключительно коммерческими составляющими.
Конечно, коммерческая составляющая должна и в анимации обязательно присутствовать. Но речь идет о том, что нужно создавать продукт определенного культурного качества. Практически все понимают, что детям нужно не абы что и не только то, что нравится им самим, а также то, что формирует их личность, взгляды и т.д.
Вот с такой высококачественной продукцией мы испытываем дефицит. К тому же, многие проблемы связаны с тем, что у нас существует совершенно непонятная система дистрибуции. В России и сейчас создается довольно много великолепной анимации, но ее нигде не показывают, ее почти не видно. Сейчас появились детские телеканалы, то есть постепенно вырисовывается позитивная динамика. Но мы, все-таки, отстаем именно с точки зрения детской киноиндустрии.
Анимация - очень дорогая вещь. Если вы посмотрите на бюджеты анимационных лент, например, Хаяо Миядзаки, то они будут совместимы с голливудскими блокбастерами. Кстати, они и доходы дают соответствующие блокбастерам.
Мы должны понять, что уже не можем все делать по дешевке. Нужно вкладываться в развитие. Тем более, что, в принципе, эти вложения окупятся. Государство, как правило, помогает кинематографу и анимации. Есть единственная страна мира, которая может обеспечивать кинематограф практически без всякого участия государства. Эта страна - Америка. Но в Штатах существует налаженная индустрия, причем налаженная в масштабе всего мира. Все остальные страны, которые хотят иметь свой собственный национальный кинематограф, так или иначе его поддерживают. Так что и для российской анимации необходимо выработать новую модель взаимодействия с государством.
Не секрет, что детская киноиндустрия (как и вообще все, что необходимо для благожелательного информационного пространства для детей) находится у нас в катастрофическом состоянии. Нормального информационного пространства для детей просто нет. Хорошее доброе детское кино требует средств, и это - вещь нерыночная. А у нас все поставлено на рыночные рельсы, и вольготно чувствует себя некачественная, ширпотребная продукция, которая часто просто развращает.
То, что Владимир Путин встречается с аниматорами - это хороший знак. Надеюсь, что аниматорам будет оказана поддержка, в том числе и финансовая. Кстати, нужна не такая уж большая поддержка. Но важно, чтобы финансирование не превратилось в очередную тусовку узко приближенных групп, которые по знакомству получают выделенные средства.
Очень радует, что премьер проявляет внимание к этой сфере. Но хотелось бы, чтобы произошли перемены во всей детской индустрии. Детского кино, изданий, песен – всего должно быть гораздо больше. Стрелялки и ужастики продаются на каждом углу, а качественной продукции, развивающей способности и вкусы, формирующей личность, у нас очень мало.
При советской власти до 1992 года на телевидении была редакция литературно-художественных научно-популярных детских передач. В ней работали профессионалы высшего класса, выпускавшие великолепные передачи для детей. Литературные, познавательные передачи наполняли детское информационное пространство. Однако с началом реформ в стране эту редакцию закрыли. Многие ее сотрудники до сих пор находятся не у дел. Позовут их сейчас поднимать детскую индустрию? Ведь на самом деле в стране есть кадры, которые могут производить хорошую детскую продукцию. Но обычно оказывается, что в наших условиях ко всем грантам и государственным деньгам приближены лишь те, кто умеет активно пробиваться. Поэтому, необходимо разработать механизм привлечения в детскую индустрию действительно талантливых творческих людей и профессионалов своего дела.
Я считаю, что должен действовать общественный совет, который будет отбирать, на какие проекты и каким авторам выделяются те или иные гранты в области детской индустрии. Потому что чиновники, как правило, ничего не понимают в этой сфере. В процесс принятия решений должны быть вовлечены специалисты. Посмотрите, что делается с принятием закона об образовании, с образовательными стандартами! Сколько бы ни говорили учителя и эксперты Общественной палаты РФ, все равно окончательный вариант пишут чиновники, причем выдавая нечто такое, что надо три раза потом исправлять. И так во всем! Нужно обязательно включить механизм, чтобы специалисты, сами талантливые люди принимали решение относительно творческих процессов.
О детской индустрии культуры можно говорить бесконечно. И совершенно очевидно, что России как воздух нужно благожелательное информационное пространство для детей. В том числе, детское анимационное и игровое кино.
Рынку нужна массовость, а детская индустрия культуры должна поддерживаться государством. Почему в Голландии есть общественный канал, где вообще нет никакой рекламы и транслируются нормальные передачи для детей, а у нас - только телеканал «Культура», который очень слаб с точки зрения доступности? А остальные государственные каналы - это чистая коммерция, не ориентированная на культуру и образование. Конечно, государство должно разрешить назревшую проблему. Ведь государство существует на деньги тех родителей, детей которых это телевидение сегодня травит.
Детская отечественная киноиндустрия, в которую входит и анимация, находится сейчас на нуле. Как индустрия она существует, но это - именно индустрия, в ней не идет и речи о художественности.
На мой взгляд, прежде всего, в отечественную детскую индустрию должны прийти просвещенные культурные люди. Вопросами детства должны заниматься, в том числе, психологи, социологи, настоящие художники. А пока у нас - лишь какой-то гламур, который готов ради индустрии срубить любые деньги, не обращая внимания на последствия.
Поможет ли внимание первых лиц государства изменить ситуацию в этой сфере? К сожалению, первые лица не очень осведомлены относительно проблем в области культуры. Собственно, это не их дело. У них просто должны быть хорошие советники, которых нет.
Конечно, встреча с премьером важна. Но хочу отметить, что общая ситуация в мультипликации зависит не только от того, даст правительство деньги или нет. Необходим комплексный подход.
Очень многое зависит от того, каков будет учебный процесс, будет ли время на то, чтобы подготовить хороших специалистов-художников, которые будут заниматься детской мультипликацией. Насколько у них будет возможность по времени работать медленно и творчески, без оглядки на то, что завтра их съест продюсер со словами: «Мне не нужна твоя художественность! Мне нужны быстрые деньги!»
В этом смысле не нужно говорить про советские времена лишь то, что тогда все было плохо и неправильно. В смысле заботы о культуре детства, производстве фильмов для детей пока нам даже сравнивать сегодня не с чем. Тогда выходили книги и фильмы совершенно другого, высокого качества. И эти мои слова - нисколько не тоска и ностальгия по тем временам, а реальный факт!
Конечно, с тех времен многое изменилось. И если говорить о современной детской киноиндустрии и анимации, то нужно понимать, что, как и в любом искусстве, всегда есть преемственность и новизна. Поэтому не нужно думать, что если мы возрождаем те традиции, то мы окажемся в старте художественности. Это должна быть непрерывная цепочка. И как только она разорвана, мы должны все начинать заново. Мы эту цепочку разорвали очень сильно. На большом расстоянии находятся вагоны, отцепившиеся друг от друга. Нужно не только сцепить эти вагоны, но еще и думать о том, что происходит в мировой культуре, знать, что происходило в культуре и 100, и 200 лет назад. Мы должны пребывать в системе координат, а не вне ее.
Если говорить об отечественной анимации, то сегодня, к сожалению, понятия «российская индустрия» не существует в силу многих причин. Прежде всего, нет единого центра и соответствующей производственной базы. К тому же, из профессии уходят профессионалы. Поэтому существуют лишь маленькие небольшие студии, которые с трудом выживают. Деньги им дают только на несколько фильмов в год, и за счет этого они пока живут. Но этих студий становится все меньше, а жизнь их - все сложнее. Поэтому, если говорить о детской анимации, то она практически вся сейчас выдвинута в сериалы. В очень малом количестве, но все-таки производятся полнометражные анимационные фильмы. Но их количество и качество оставляют желать лучшего, потому что без наличия индустрии поднять их уровень невозможно, даже если вкачивать какие-то деньги.
Поэтому встреча премьера с аниматорами, на мой взгляд, может решить какие-то кардинальные проблемы, системные вопросы по созданию серьезного центра, базы, фабрики и школы анимации. Однако надо понимать, что даже большие государственные транши проблем в отрасли не решат.
Индустрия детского кино должна быть финансово обеспечена. Сюда входят фэнтези, фантастика, путешествие в прошлое и будущее, и естественным образом эти темы связаны с анимацией. Мы знаем, что фильмы Лукаса процентов на 80 представляют из себя анимационное кино с добавлением компьютерных спецэффектов. Или, например, если мы смотрим «Трансформеров», то уже трудно разделить, где актеры, а где - компьютерная графика.
Поэтому и индустрию детского кино необходимо развивать также системно, как и индустрию анимационного кино. В общей связке. И в том большом «доме анимации», о котором мечтают аниматоры, должны быть, конечно, так называемые компьютерные цеха, которые смогут обеспечивать работу разных съемочных групп. Но общие усилия будут консолидированы.
И каждый аниматор не будет на коленках изобретать свой особый путь, проходя его на новых компьютерных платформах с азов. Все должно существовать на индустриальном уровне. То есть мы знаем, что одна компания занимается одними спецэффектами, а другая - делает графику, третья - еще что-то. Когда это будет собрано в одну структуру, то это будет очень удобно и очень правильно.
От мировых тенденций в области кинематографа мы, к сожалению, очень отстаем. Скажем, таких индустриальных киноцентров, например, в Южной Корее - более 50, а мы пока мечтаем о первом, и, может быть, он когда-то появится. Это - то же самое, если мы сейчас будем летать на каком-то дельтаплане, а рядом будут пролетать ракеты. Это не значит, что не надо этим заниматься. Наоборот, обязательно надо!
Но не бухать деньги, а создавать конкретные программы, пошаговую программу действий, и действовать в соответствии с ней.
И еще, самое главное - сделать так, чтобы коллекция мультфильмов, которая сейчас отчуждена от анимации работала на саму анимацию.
Начнем с того, что детская культура, в которую входит и анимация, и детское кино, и телевидение для детей - это невероятно важная вещь как для общества в целом, так и для современного государства. Потому что благодаря этому формируется та культурная составляющая, которая потом делает простое место проживания человека его родиной. То есть формируются его привязанности, знание и любовь к его собственному языку и культуре.
Известный мультипликатор Александр Татарский иронично говорил, что когда ребенок надевает китайские кроссовки, он не становится китайцем, но если ребенок постоянно смотрит китайские мультики, то он постепенно китайцем становится. И это действительно так. Детская киноиндустрия - это вопрос государственный! Если угодно, это вопрос существования нашего общества и нашей культуры в следующих поколениях.
Например, толерантность - она с детства воспитывается на художественной основе и без всякой дидактики, без конкретного поучения, что вот это - хорошо, а это - плохо. Просто ребенок должен впитать какой-то художественный эликсир отечества. И тогда, если он напьется этого эликсира в достаточной степени, он поймет цену этому колодцу, из которого он черпал все свое детство и собирается в дальнейшем пополнять свои запасы. Это, конечно, все лирика, но при этом очень важная составляющая для жизни и детей, и общества, и государства.
Другой момент связан с тем, что детская культура и обеспечивающая ее детская индустрия - это одна из самых прибыльных отраслей в мире. Как только у родителей заводится лишний рубль, они вкладывают его в своего ребенка.
Это не только одежда и обувь, но и куклы, книжки и диски - все, что входит в детскую индустрию.
Известно, что в Америке корпорация Walt Disney является лидером мировой детской индустрии. Ее девизом является очень интересное высказывание: «Мы предлагаем вам не товары, мы предлагаем семейные ценности». Они прекрасно понимают, что общественное пространство каждой страны начинается с тех ценностей, которые царят в семье. Может быть, благодаря именно такому подходу эта корпорация является одной из самых прибыльных.
Конечно, возникает вопрос, как сделать, чтобы наша детская индустрия, в которую входят и анимация, и детское телевидение, и сфера детского интернета, стала самоокупаемой? Конечно, для этого сегодня необходимы поддержка и вмешательство государства.
Безусловно, очень важно, что премьер-министр принял решение о встрече с российскими мультипликаторами. Да, раньше министерство культуры давало деньги на анимационное кино. Если бы не это, то мультипликаторы были бы давно забыты как мамонты, и профессия бы исчезла. Но то, что делало министерство культуры – это просто поддержка с единственной целью - чтобы выжить.
Сейчас мультипликаторы во главе с Юрием Норштейном собираются предложить правительству и его главе целую программу развития отечественной анимации. В частности, речь идет о возрождении «Союзмультфильма», который должен стать крупным и учебным, и производственным центром в области авторского кино.
Понятно, что к работе такого центра должны подключаться и уже существующие анимационные студии. Студий, работающих с авторским кино, довольно много. Но у нас в стране только две крупные студии, которые могут себе позволить делать и авторское, и так называемое индустриальное кино. Это студия «Петербург», известная своим проектом «Смешарики», и студия «Мельница», которую многие знают по богатырской трилогии и «Лунтику».
К сожалению, анимационные студии в России – это, в основном, сравнительно небольшие организации. Они с трудом выживают и не имеют возможности на поддержку собственного авторского кино, творческого развития и того, что называется высоким уровнем сериальной анимации и мультипликационных полнометражных фильмов.
Конечно, нужны новые компьютерные технологии, внедрение эффектов, которые есть в мультипликации, так как в этом заинтересованы дети.
Мы должны идти к детскому зрителю, причем не только отечественному, но и зарубежному. Здесь, в принципе, ведется определенная работа. Например, в конце года выходит полнометражный анимационный фильм «Смешарики. Начало», выполненный в формате 3D-технологии и в стерео-формате. Это новые приключения известных героев, которых сегодняшний зритель увидит уже в кинотеатрах. Причем этот фильм сделан уже не для детской, а для семейной и подростковой аудитории.
Сейчас многие фильмы делаются в 3D. Но аниматорам нужна поддержка проката на телевидении, и содействие для представления этих работ за рубежом.
Самое главное: нужна господдержка в формировании системы профессионального образования. У нас во всей стране только в одном ВГИКе учат художников-аниматоров. Представьте себе ситуацию, если бы у нас в стране не было десятков и сотен художественных ВУЗов, а был бы только один институт Сурикова, и нигде больше художников не готовили… Вот такая нелепая ситуация существует сейчас с анимационным образованием. А нам необходимо огромное количество, сотни художников-аниматоров, если мы хотим возродить детскую киноиндустрию.
Тем более, что в мире уже лет 15 наблюдается ренессанс анимации в нескольких направлениях. Прежде всего, анимация становится практически центром игрового жанрового кино. Трудно себе представить без компьютерной анимации такие фильмы, как «Гарри Поттер», «Властелин колец» или «Аватар». То есть сегодня игровое кино - это технологически, прежде всего, кино анимационное, но связанное с новым его витком.
Помимо этого анимация, которая раньше существовала в большей степени для детей и подростков, становится интересным авторским искусством для взрослых.
Анимация становится средством социальной сатиры. Известные сериалы «Симпсоны», «Бивис и Баттхед» и даже «Саус парк» - это жесткая социальная сатира на быт и ценности, жизнь средней американской семьи. Причем, сделаны сериалы именно в расчете на свою американскую аудиторию. И тот факт, что эти мультипликационные сериалы стали известны громадной мировой аудитории, означает, что анимация выходит в центр внимания мировой зрительской аудитории.
И нам, конечно, в этом смысле есть, куда расти. И мы надеемся, что встреча с премьером будет некоторым переломным моментом от того состояния, когда наше анимационное сообщество выживало последние 20 лет, к тому, что оно начнет, наконец, развиваться.
Самое главное, о чем нужно говорить, - у нас очень много талантов в области анимации.
У нас традиционно существуют области, где мы талантливы. Если брать спорт, то это - зимние виды спорта. В художественном искусстве у нас имеются чрезвычайно талантливые аниматоры. В этом жанре удивительно переплетаются и кино, и кукольный театр, и компьютерная графика, так что в нем могут раскрыться самые необычные художники. И проблема даже не в том, что у них нет возможности создавать творения (многие продолжают работать), а в том, что зрители не имеют практически никакой возможности познакомиться с новинками мультипликации. Мэтр анимации Юрий Норштейн работает над анимационным фильмом «Шинель» по Гоголю. Смогут ли его увидеть наши дети? Покажут ли его по нашему телевидению?
Эта проблема связана не только с анимацией, но и с телевизионным вещанием в нашей стране. Например, в Суздале каждый год проходит Открытый фестиваль анимации, где показывают работы, сделанные за год. Представляются великолепные мультфильмы. И мы даже по количеству почти уже догнали советский период, когда мультипликация была в расцвете. Но каждый фестиваль заканчивается грустными словами: «Жаль, что этого никто не увидит». То есть, эти новые мультфильмы не пускают в телеэфир. О прокате даже говорить не приходится.
Телевидение захватили люди, у которых - своя стратегия и политика. Нельзя сказать, что телевидение непрофессионально, но оно в высоком смысле этого слова непатриотично. Хотя это слово каждый понимает по-разному. Если бы телевизионные чиновники любили свою родину тихо и нежно, то такого вещания не было бы, и все эти мультфильмы, сделанные нашими мультипликаторами в последнее время, мы бы смогли увидеть. Так как никто не показывает новых отечественных мультфильмов, создается ощущение, что ничего в этой сфере не происходит (так же, как с детской песней), что жанр умер. Но ведь это не так!
Даже совершенно наоборот. Создается очень много анимационных работ, так же как записывается огромное количество детских песен. У нас в стране все в порядке с талантами, творчеством и энтузиазмом, но проблема в том, то об этом никто не знает. Наше информационное пространство закрыто для отечественного творчества. И это - общая проблема, связанная не только с мультипликацией.
Скорее всего, на встрече наши мультипликаторы будут в основном говорить о финансовой поддержке. Конечно, анимация нуждается в этом. Однако нужно решать вопрос и продвижения такой продукции хотя бы на отечественном телевидении. Я уже не говорю про зарубежный рынок. Я, например, выпускаю очень много дисков для детей, но их чрезвычайно трудно продвигать. Приходится прикладывать неимоверные усилия, чтобы мелодия хоть где-то прозвучала. А я живу в Москве и у меня - огромные возможности. А что делать человеку в провинции? Огромное спасибо властям за то, что у нас открылось «Детское радио», которое, конечно, заполнило существующую лакуну в сфере детской культуры. Но один в поле - не воин. Таких радиостанций должно быть несколько. Необходимо увеличивать количество детских программ и телеканалов, которые не будут заполнены западной продукцией.
А пока судьба и детских песен, и мультфильмов – одинакова: их почти нигде не увидишь и не услышишь. Телеканалы забиты попсой, причем, как правило, на английском языке. Если мир открылся, что касается песен, то пусть на всех языках они звучат. А то получается, мы раньше были под гнетом советского, и нам это не нравилось, а теперь у нас другой диктатор - англо-американская культура. Она - прекрасная. Но раз открылся мир, то давайте посмотрим, что происходит и в других странах, кроме США. И прежде всего, нужно дать возможность проявить себя своим авторам как в области анимации, так и музыкантам, поэтам. Иначе наша работа, наше творчество теряют смысл, так как зритель и слушатель нас не видит и не знает.
Есть такое понятие, как квоты (не нужно их путать с цензурой). Квоты есть на поставки нефти, газа и природных ископаемых. У западных стран есть квоты и в сфере искусства. То есть, они борются за свою культуру и определяют, сколько будут в год показывать зарубежных, например, фильмов, а сколько - своих. В Америке существуют самые строгие квоты. Там вообще ничего иностранного не услышишь, существуют очень ограниченные квоты для иностранных исполнителей. У нас ничего этого нет. И везут к нам, как правило, не лучших зарубежных актеров, и покупают не самые лучшие фильмы. И, конечно, молодежь - в растерянности. Какой им смысл заниматься творчеством и искусством? У нас все - иностранное. Пускай звучит иностранная музыка и крутятся зарубежные фильмы, но дайте возможность развиваться и своему, российскому! Мы живем в своей стране, и наши дети должны знакомиться и со своей культурой!