На М-4 «Дон» введут платную трассу
Госкомпания «Автодор» выпустит к концу 2010 года пятилетние облигации на 3 млрд рублей, заявил председатель правления компании Сергей Костин журналистам.
Ставка по облигациям запланирована на уровне 9%.
Сергей Костин сказал: «Выпуск будет под гарантии государства. Следующие выпуски мы планируем обеспечивать собственными гарантиями. А пока оценим, насколько востребованы будут наши облигации», передает «Интерфакс».
Он также сообщил, что «Автодор» введет платную трассу М-4 «Дон» к концу 2010 года. «Будет три платных участка: Хлебное-Задонск, в обход города Ефремов и города Богородицк», - сказал он. В конце года компания проведет конкурс на выбор операторов участков, ими могут стать и компании-строители этой дороги, и иностранные инвесторы.
Стоимость проезда для легкового автотранспорта составит 1 рубль за км, для грузовых автомобилей грузоподъемностью менее 8 тонн - 2 рубля, свыше 8 тонн - 4 рубля.
До 2015 года компания планирует ввести порядка 18 платных участков на этой трассе.
Также в ближайшие 5 лет «Автодор» планирует открыть платные участки на трассе М-4 - до границы с Украиной и М-1 - до границы с Белоруссией. «Платные дороги будем запускать только при наличии бесплатных альтернативных путей», - сказал Костин.
До 2018 года планируется построить трассу Москва-Санкт-Петербург, Центральную кольцевую дорогу к северу от Москвы на участке Ленинградское шоссе - г. Балашиху.
В перспективе собранную плату за проезд по шоссе планируется вкладывать в эти же участки, их ремонт и модернизацию.
В наиболее интересные проекты компания собирается привлекать частных инвесторов, их доля может составить порядка 70%.
Инвестпрограмма «Автодора» до 2015 года составляет 1 трлн 575 млрд руб., из них 515 млрд руб. составят частные средства.
Идея частичного перехода на платные дороги имеет под собой рациональную основу по одной простой причине. В России коррупция при строительстве дорог зашкаливает. На это обращал внимание даже Дмитрий Медведев, который потребовал от министра транспорта разобраться с ситуацией.
Откаты и злоупотребления фантастические даже с учётом того, что с коррупцией в России не всё хорошо, и другие отрасли также коррупционно ёмки. Но именно в дорожном строительстве коррупция зашкаливает. Отсюда стоимость километра дороги в России в разы выше, чем в Европе, хотя там плотность населения выше, больше земли находится в частной собственности и больше приходится её выкупать.
Если строительством дорог займутся частники, они сами у себя воровать не будут. Я думаю, что это приведёт к удешевлению строительства, потому что контроль за строительством станет гораздо жёстче, и, возможно, снизится себестоимость.
Но государство должно жёстко пресекать попытки полностью приватизировать основные магистрали и сделать их полностью платными, не предоставив альтернативу, потому что население уже платит налоги на строительство и содержание дорог. И заставлять население насильственно и безальтернативно ещё и оплачивать проезд по этим дорогам – это значит де-факто вводить повторное налогообложение.
Переход к платным дорогам – вещь перспективная, но должно неукоснительно соблюдаться как минимум одно правило: у любой платной магистрали должна быть сопоставимая по комфорту и качеству бесплатная альтернатива.