Статья
1382 23 мая 2011 2:16

На передовой

В последнее время Центральная Азия, как, впрочем, и все постсоветское пространство, оставалась на периферии внешнеполитического интереса американской администрации. Связано это было с возросшей активностью Белого дома на ближневосточном направлении и попытками Обамы отреставрировать там пошатнувшиеся после политики Буша американские позиции. Решение ряда концептуальных задач (восстановление диалога с арабским миром и последующее обеспечение политической лояльности правящих режимов в ряде арабских стран) призвано, с одной стороны, компенсировать имиджевые потери США, а с другой стороны, зафиксировать доминантное положение страны в этом регионе. Одним из инструментов фиксации станет план многомиллиардной экономической поддержки «демократических изменений в арабских странах», объявленный на днях Бараком Обамой.

Активизация США на Ближнем Востоке и относительные успехи, достигаемые Вашингтоном в обеспечении политической лояльности победивших в ходе революций контрэлит (прежде всего, в Тунисе, Египте и Йемене), побуждают Белый дом возвращаться к вопросу о внутриполитических процессах и в Центральной Азии. На минувшей неделе помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, выступая перед членами Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе, подробно остановился на возможных политико-экономических предпосылках революционных изменений в регионе. Так, по мнению Блейка, в некоторых аспектах республики Центральной Азии разделяют ту же динамику, что и арабские государства. В то же время он отметил, что существующие принципиальные различия между Центральной Азией и странами арабского Востока (прежде всего, низкий уровень контактов с Западом) снижают вероятность народных восстаний.

Интерес к Центральной Азии, обозначенный в докладе Блейка, получил развитие в стартовавшем по региону турне спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Марка Гроссмана. Планируется, что дипломат посетит, помимо непосредственно входящих в его сферу ответственности стран, также Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. Тему региональной безопасности, актуализированную после уничтожения террориста №1, на днях развил в своем интервью и посол США в Таджикистане Кеннет Гросс.

Интенсификация межправительственного диалога по линии США-Центральная Азия в вопросах безопасности обусловлена стремлением Белого дома пролонгировать геополитический успех, достигнутый после операции в Абботабаде и минимизировать риски контригры со стороны пакистанского руководства. Также ситуативное снижение динамики американо-пакистанских контактов побуждает Вашингтон развивать дипломатическую активность в Центральной Азии с целью не допустить религиозной радикализации и проникновения в регион лояльных афганским талибам местных активистов.

В условиях планируемого вывода американских войск из Афганистана (после убийства Осамы Бен Ладена у Обамы появляется формальный повод ускорить этот процесс) роль Центральной Азии в обеспечении стабильности и светскости существующих режимов существенно возрастает. Понимание этого факта в среднесрочной перспективе вернет республики региона на передовую геополитической борьбы с религиозным экстремизмом. Однако, по-прежнему слабо решенной для США проблемой остается степень взаимодействия с правящими элитами республик региона, контакты с которыми пока носят ситуативный характер.

Евгения Войко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".