На пороге ВТО
Основным трендом недели стала активизация вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Фактически процесс присоединения завершился 16 декабря прошлого года в Женеве. Тогда был подписан протокол о присоединении России к ВТО. РФ осталось лишь ратифицировать его. Первоначально Минэкономразвития планировало представить правительству законопроект о ратификации еще в феврале-марте. В любой случае полноправным членом торговой организации России должна была стать уже в августе. Однако до июня Кабмин так и не направил в Госдуму соответствующий законопроект. На фоне давления со стороны отраслевых ассоциаций, предыдущее правительство не решилось взять на себя ответственность за вступление в ВТО.
После завершения кадровой ротации, новый премьер-министр рассчитывает завершить «педалированный» им процесс. При этом глава правительства сократит основные механизмы защиты отечественных производителей, поддержка резидентов будет осуществлять в обход норм организации.
Основными проигравшими от вступления в ВТО являются предприятия АПК, автомобилестроение, отрасли легкой промышленности. Именно эти рынки правительство будет наиболее активно защищать после присоединения к торговой организации.
Наибольшие потери от интеграционных процессов понесут отечественные аграрии западной России (включая СЗФО, ЦФО, ЮФО, ПФО). В рамках переговорного процесса Минсельхоз, ответственный за защиту отечественных сельхозпроизводителей, согласился с требованиями США по снижению господдержки российского села. Немаловажно, что участвующая в переговорах Елена Скрынник покинула правительство, «развязав руки» своему преемнику Николаю Федорову.
Россия будет пытаться пробиться на рынок ЕС. Сегодня в Европейском союзе действует тарифная квота на ввоз зерна со средним и низким содержанием протеина из стран Восточной Европы - примерно 2,3 миллиона тонн, фактически она распространяется на три страны - Россию, Украину и Казахстан. Согласно достигнутой договоренности, эта мера сохраняется и при вступлении России в ВТО. Тогда как потенциально Россия при хорошем урожае может вывозить в ЕС до 5 миллионов тонн зерна. В рамках переговоров по ВТО Минсельхоз серьезно ослабил первоначальные позиции. Той же Украине на этапе переговоров с Европейской комиссией по заключению соглашения о зоне свободной торговли удалось договориться о получении индивидуальной страновой квоты, расширив возможности экспорта украинского зерна в ЕС.
Слабые внешние позиции Москва будет компенсировать косвенными механизмами поддержки. На смену профильным инструментам развития в лице «Россельхозбанка» и «Росагролизинга» придет госзаказ.
Формально механизмы госзаказа не подпадают под нормы регулирования ВТО. А учитывая размеры государственного сектора РФ, особые условия госзакупок обеспечат поддержку и преференции 20-30% резидентов.
Аналогичная схема будет использована и в автомобилестроении. Согласно договоренностям, заключенным в рамках переговоров по вступлению в ВТО, России придется вводить беспошлинные квоты на поставку автокомпонентов в случае падения импорта из ЕС. Такое требование европейских партнеров призвано застраховать нерезидентов от резкого сокращения (более 25%) поставок автокомпонентов после введения нового режима промсборки. Согласно последнему, крупный автопроизводитель (или группа автопроизводителей) обязуется выпускать не менее 300 тысяч моторных транспортных средств в год не позднее чем через четыре года с даты вступления допсоглашения в силу. Также нерезидент берет на себя обязательства по увеличению локализации опережающими темпами.
Формально новая схема импорта автокомпонентов снижает эффективность режима промсборки в РФ. Однако к госзаказам будет допускаться компании работающие на определенном уровне локализации (в рамках действующего режима), без которой работать по федеральным проектам и программам в регионах будет сложно.
Тем не менее, использование механизмов госзаказа для поддержки отечественных производителей может натолкнуться на инициативы Минфина. Для сокращения налогового бремени в российской экономике ведомство Антона Силуанова предложило сократить госзакупки как минимум на 20%. При этом «под нож» пойдут расходы Минтранса, Минобороны и Минэкономразвития. Ведомство Максима Соколова лишиться средств для Росавтодора. Минобороны перенесет сроки поставок отдельных видов военной техники, а министерство Андрея Белоусова сократит финансирование нескольких региональных проектов.
Однако на этом Минфин останавливаться не намерен. С подачи ведомства Силуанова может быть пересмотрена система госзакупок и в АПК. При этом основной удар придется по производителям отечественной техники. Пока предложения Минфина столкнулась с ожесточенным сопротивлением со стороны профильных вице-премьеров Игоря Шувалова (Минэкономразвития) и Аркадия Дворковича (Минсельхоз). Именно усилиями чиновников проект ведомства Антона Силуанова будет торпедирован, а российские производители сохранят поддержку через механизмы госзаказа после вступления в ВТО.
Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры