Статья
1949 27 февраля 2012 1:44

На страже мировых изменений

В газете «Московские новости» опубликована статья Владимира Путина «Россия и меняющийся мир», посвященная оценке международного положения, роли России в современном мире и внешней политике страны.

Этот текст стал продолжением цикла статей, публиковавшихся в этом году в «Известиях», «Российской газете», «Ведомостях», «Независимой газете», «Коммерсанте» и «Комсомольской правде».

Приверженность Россией независимой внешней политики позволит обеспечить безопасность в мире

Внешняя политика России продолжит преследовать собственные интересы и останется независимой, заявляет кандидат в президенты.

«Мы будем последовательно исходить из собственных интересов и целей, а не продиктованных кем-то решений. Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах. Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Так будет и впредь», - пишет он.

«Более того, я убежден, что безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией, а не пытаясь "задвинуть" ее, ослабить ее геополитические позиции, нанести ущерб обороноспособности», - заявляет Путин.

По его словам, Россия продолжит активный и созидательный курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, на эффективное противодействие таким вызовам, как распространение ядерного оружия, региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза.

«Сделаем все, чтобы обеспечить получение Россией последних достижений научно-технологического прогресса, а нашим предпринимателям - достойное место на глобальном рынке», - заверяет премьер-министр.

«Будем стремиться к тому, чтобы формирование новой системы мироустройства, основывающегося на современных геополитических реалиях, происходило плавно, без ненужных потрясений», - сказал он.

Никто не вправе присваивать себе полномочия ООН на международной арене


«Важно, чтобы ООН и ее Совет Безопасности могли эффективно противостоять диктату со стороны ряда стран и произволу на международной арене. Никто не вправе присваивать себе прерогативы и полномочия ООН, особенно в том, что касается применения силы в отношении суверенных государств. Речь, прежде всего, о НАТО, пытающейся взять на себя несвойственные для "оборонительного альянса" функции», - пишет Владимир Путин.

«Все это более чем серьезно. Мы помним, как тщетно взывали к правовым нормам и элементарной человеческой порядочности государства, ставшие жертвами "гуманитарных" операций и экспорта "ракетно-бомбовой демократии". Их не слышали и не хотели слышать, - отметил он. - Похоже, что у натовцев и, прежде всего, у США сложилось своеобразное понимание безопасности, фундаментально отличающееся от нашего. Американцы одержимы идеей обеспечить себе абсолютную неуязвимость, что, замечу, утопично и нереализуемо как в технологическом, так и в геополитическом плане. Но в этом, собственно, - суть проблемы».

Богатейшая природная база России - сильный козырь в будущей геополитической борьбе

Огромная территория России при правильной экономической стратегии может стать основой для повышения ее конкурентноспособности, считает премьер-министр РФ Владимир Путин.

В своей очередной предвыборной статье кандидат в президенты обращает внимание на то, что Россия – «самое крупное государство с богатейшей базой, которой нет равных в мире». В данном случае, поясняет он, имеется в виду не только нефть и газ, но также леса, сельскохозяйственные земли и запасы чистой пресной воды.

«Раньше огромные пространства служили для нашей страны преимущественно как буфер от внешней агрессии. Сейчас, при правильной экономической стратегии, они могут стать важнейшей основой для повышения ее конкурентоспособности», - говорится в статье.

России необходим недискриминационный выход на внешние рынки


Премьер-министр заявляет о необходимости усилить политико-дипломатическую поддержку российского бизнеса за рубежом - инвесторов из РФ там зачастую «демонстративно оттирают в сторону».

«Нам как воздух необходим более широкий, недискриминационный выход на внешние рынки. Пока с российскими экономическими операторами за границей особо не церемонятся. Предпринимают против них ограничительные торгово-политические меры, возводят технические барьеры, ставящие их в менее выгодное положение по отношению к конкурентам», - говорится в статье.

По его словам, России еще не хватает умения, как это удается многим западным партнерам, «грамотно лоббировать на внешнеэкономических площадках выгодные отечественному бизнесу решения».

Не исключено, что «арабская весна» была затеяна в интересах передела рынков

Владимир Путин усомнился, что толчком к «арабской весне» послужила забота о правах человека, а не стремление к переделу рынков, на которых Россия традиционно занимала прочные позиции.

«Получается так, что в странах, непосредственно прошедших через "арабскую весну", как ранее в Ираке, российские компании теряют наработанные десятилетиями позиции на местных рынках, лишаются довольно крупных коммерческих контрактов. А освободившиеся ниши заполняются экономическими операторами тех самых государств, которые приложили руку к смене правящих режимов», - пишет Путин.

Как отмечает глава правительства, «может возникнуть мысль, что сами трагические события в определенной степени были простимулированы не заботой о правах человека, а чьей-то заинтересованностью в переделе рынков».

«Как бы то ни было, но нам, конечно, нельзя с олимпийским спокойствием взирать на все это. И мы намерены активно работать с новыми властями арабских стран, чтобы оперативно восстановить наши экономические позиции», - заявил Путин.

По мнению премьера, происходящее в арабском мире весьма поучительно. «События показывают, что стремление внедрить демократию с помощью силовых методов может - и зачастую приводит - к абсолютно противоположному результату. Со дна поднимаются силы, в том числе и религиозные экстремисты, которые пытаются изменить само направление развития стран, светский характер их управления», - пишет глава правительства.

Попытки военного вмешательства во внутренние дела стран подталкивают авторитарные режимы к обладанию ядерным оружием


Премьер считает, что попытки ряда стран вмешаться во внутренние дела других государств не уменьшают, а усиливают риски распространения ядерного оружия.

«На фоне страстей вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи невольно начинаешь задумываться о том, как возникают риски распространения ядерного оружия - и кто их усиливает», - пишет Путин.

Как отмечает премьер, «есть ощущение, что участившиеся случаи грубого и даже силового вмешательства извне во внутренние дела стран могут стимулировать те или иные авторитарные режимы (да и не только их) к обладанию ядерным оружием: имею, мол, атомную бомбу в кармане, и никто меня не тронет, поскольку себе дороже». «А у кого бомбы нет - тот пусть ждет "гуманитарной" интервенции», - рассуждает глава правительства.

По его мнению, «то, что внешнее вмешательство подталкивает к такому ходу мыслей – факт».

Запад стремится узурпировать «правозащитное досье»

Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность «критиканства» Запада в сфере прав человека, считает Владимир Путин.

«То, как проблематика прав человека используется в международном контексте, вряд ли может нас устроить. Во-первых, США и другие западные страны стремятся узурпировать правозащитное досье, полностью политизировать его и применять как инструмент давления. Критику же в свой адрес они не терпят, воспринимают сверхболезненно», - говорится в статье в газете «Московские новости».

Во-вторых, по его словам, объекты для правозащитного мониторинга подбираются «выборочно, отнюдь не по универсальным критериям, а по усмотрению "приватизировавших" это досье стран».

«Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность задействованного против нее критиканства, которое порой переходит все мыслимые границы. Когда нам указывают на наши недостатки по делу - это можно только приветствовать и извлекать необходимые выводы. Но когда критикуют огульно, волна за волной, планомерно пытаясь повлиять как на отношение к нам своих граждан, так и прямо на внутриполитическую ситуацию в России, то понимаешь, что за всем этим стоят отнюдь не высокие моральные и демократические принципы», - пишет автор.

Путин подчеркивает, что «сферу прав человека отдавать на откуп» нельзя никому.

«Россия - молодая демократия. И мы зачастую проявляем излишнюю скромность, щадим самолюбие наших опытных партнеров. А ведь нам есть что сказать - с точки зрения соблюдения прав человека и уважения основных свобод никто не совершенен. И в старых демократиях встречаются серьезные нарушения, на них не нужно закрывать глаза», - говорится в статье.

Путин против НПО, опекаемых и финансируемых внешними силами

Премьер обеспокоен нарастающей практикой вмешательства во внутренние дела государств с помощью так называемой «мягкой силы» - интернет-ресурсов и «псевдо-НПО».

«В ходу все чаще и такое понятие, как "мягкая сила" - комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, а за счет информационных и других рычагов воздействия», - пишет Владимир Путин в авторской статье.

Вспоминая «арабскую весну», он признает, что «Интернет, социальные сети, мобильные телефоны и т.п. превратились - наряду с телевидением - в эффективный инструмент как внутренней, так и международной политики».

Путин отмечает, что «нередко эти методы используются для взращивания и провоцирования экстремизма, сепаратизма, национализма, манипулирования общественным сознанием, прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств».

Премьер считает, что «следует четко различать - где свобода слова и нормальная политическая активность, а где задействуются противоправные инструменты "мягкой силы».

В частности, по его словам, «можно только приветствовать цивилизованную работу гуманитарных и благотворительных неправительственных организаций, в том числе - выступающих активными критиками действующих властей».

«Однако активность "псевдо-НПО", других структур, преследующих при поддержке извне цели дестабилизации обстановки в тех или иных странах, недопустима», - подчеркивает глава правительства.

Он поясняет, что имеет в виду случаи, когда «активность НПО не вырастает из интересов (и ресурсов) каких-то местных социальных групп, а финансируется и опекается внешними силами».

Премьер подчеркивает, что «Россия не использует национальные НПО других стран, не финансирует эти НПО, зарубежные политические организации в целях проведения своих интересов». Он добавляет, что «не действуют так ни Китай, ни Индия, ни Бразилия».

«Мы считаем, что влияние на внутреннюю политику и на общественное настроение в других странах должно вестись исключительно открыто - тогда игроки будут максимально ответственно относиться к своим действиям», - пишет Путин, добавляя, что в таком случае «это просто одна из форм цивилизованного лоббизма».

Экспорт не пушек, а культурных достижений упрочит позиции России в мире

Россия должна в несколько раз усилить свое образовательное и культурное присутствие в мире, заявляет премьер-министр РФ.

«Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Но мы пока очень слабо инвестируем в культурные индустрии в их продвижение на глобальном рынке», - говорится в статье Владимира Путина.

Другие новости по теме:

Путин предостерег от ливийского сценария в Сирии

Путин: РФ будет взаимодействовать с партнёрами по БРИКС
 

 

Комментарии экспертов

В статье Владимира Путина сформулирована одна очень важная базовая мысль, касающаяся нынешних взаимоотношений России с Соединенными Штатами. Путиным было сказано, что существует абсолютно разный язык и разный подход к вопросам безопасности у двух этих держав. На самом деле, это очень правильно, и может быть, это впервые так  четко проговорено. Вещь совершено очевидная. Более того, это не претензии к Соединенным Штатам, а просто констатация факта, что Соединенные Штаты ставят целью абсолютную неуязвимость себя, и можно сказать, что это право любой страны. На самом деле, каждая страна должна к этому стремиться теоретически. Но у США концепция безопасности построена на абсолютной неуязвимости себя , что означает абсолютную уязвимость всех остальных государств, и это не приемлемо для России.

С другой стороны, на сегодняшний день эта идея утопичная и абсолютно неприемлема. Разговаривать со страной, которая приняла такое решение ( а они его приняли и они об этом заявили), разговаривать о каких-то взаимных мерах безопасности, о каком-то сокращении вооружений, тем более о перезагрузке - бессмысленно. Это и есть основа нашего глобального недопонимания, которое касается ПРО. Все отсюда вытекает. Это очень важная вещь.

Все остальное в этой статье является дополнением к этому важному обстоятельству. То есть понятно, что мы свою безопасность и политику строим не на основании каких-то договоренностей с кем бы то ни было, в первую очередь с Соединенными Штатами, которые являются главным мировым регулятором, а на основании собственных возможностей, собственных интересов. Все страны мира очень четко движутся по этому принципу. Есть страны, для которых абсолютная уязвимость себя допустима, поскольку они свой суверенитет и свою безопасность доверяют Соединенным Штатам . Есть страны, которые не доверяют Соединенным Штатам  свою безопасность и не могут себе это позволить. Существует очень небольшой перечень стран, которые в принципе могут вот эту абсолютную уязвимость каким-то образом преодолевать. Россия к ним, безусловно, относится.

Безопасность во всем мире обеспечить невозможно. Поэтому задача состоит в том, чтобы максимально возможно обеспечить безопасность России.
Внешнеполитические статьи пишутся дипломатами, и степень корректности в такого рода текстах всегда очень велика, она даже гораздо больше, чем во внутриполитических текстах. Язык дипломатии – особый язык. Но в этой статье есть достаточно четкая и ясная мировоззренческая позиция, она, безусловно, очень корректна.

Нельзя сказать, что статья Путина предполагает новый внешнеполитический курс. Скорее, речь идет о традиционном курсе российской дипломатии с некоторыми новыми акцентами, которые касаются, в первую очередь, российско-европейских отношений. В статье откровенно выражена российская позиция относительно наших экономических и энергетических взаимоотношений. Также откровенный разговор по поводу российско-американских отношений. Путин говорит, что общается с Киссинджером, и взаимоотношения с ним довольно полезны. Контакт Москвы и Вашингтона в эту турбулентную эпоху является важнейшим фактором международной стабильности. Думаю, здесь они с Киссинджером сходятся.

В партнерских отношениях с Соединенными Штатами Россия заинтересована. Другое дело, что тот набор проблем, который разделяет Россию и Соединенные Штаты, Москва не собирается решать на американских условиях. Она точно не собирается решать на американских условиях вопрос о Сирии. Мне очень понравилось, что вопрос ставится принципиально. Очень важно, что вопрос ставится принципиально, что недопустимо провоцировать гражданские войны в государствах на Ближнем Востоке, вести дело к каким-то первобытным расправам, как с Каддафи и так далее. Важно, что отмечается, что в Сирии надо исключить ливийский сценарий. Еще один важный момент, что ситуация с ПРО должна решаться с учетом интересов России и других стран, Европы, в частности.

Акценты расставлены абсолютно верно. Может быть, требовалось бы большего раскрытия темы как менять ситуацию. Можно было бы выйти за рамки нашего традиционного дипломатического курса и просто поставить принципиальный вопрос: а что делать международному праву, международным организациям, когда в каком-то из ключевых государств начинаются восстания, революции и гражданская война? Как регулировать принципиально этот вопрос, если мы не хотим допустить авиационной бомбежки мирного населения или, с другой стороны, кровавой расправы восставшего народа над тираном (который, может быть, на самом деле не является тираном, а является руководителем, пытающимся бороться с вооруженным мятежом на своей территории)?

На самом деле такая проблема существует, и нерешенность этой проблемы в рамках международного права постоянно провоцирует односторонний подход тех или иных сильных государств. Это проблема, которую можно было бы обсудить. Вопрос правильно ставится, что мы должны препятствовать такому сценарию, но как действовать, когда, условно говоря, те или иные регионы охватывает политическое пробуждение? Именно эта проблема является открытой для России. И уже не только для России. Так как совершенно непонятно, что делать с усиливающейся политической активностью людей в странах, которые еще недавно как будто соглашались жить в тоталитарных режимах.

Нельзя вмешиваться – это понятно. Тем более нельзя допускать и провоцировать гражданскую войну – это тоже очевидно. Тут Путин абсолютно прав. Но как действовать? В чем позитивный характер действий?

Здесь американцы выигрывают качественно, потому что их позиция совершенно очевидна – революция должна быть поддержана в тех случаях, где революционеры ориентируются на Америку. Таков очень простой ответ у американцев. Там, где революционеры дозрели до того, чтобы ориентироваться на Америку, хотя бы в самых верхних своих элитных эшелонах, там поддержка революций и политического пробуждения является возможной и необходимой. Там, где ничего подобного не происходит, в Секторе Газа и Бахрейне, например, американцы совершенно не торопятся.

Это, конечно, цинично, но вполне в духе самосознания Америки. Понятно, что для России такая позиция неприемлема. Но, с другой стороны, непонятно, что, собственно говоря, в этой ситуации делать. Ведь часто выступления против тирании трудно не поддержать. Я имею в виду такие тирании, как тот же самый Саддам Хусейн. Понятно, что все нормальные люди поддержали бы любое революционное свержение этого деспотического, садистского режима.

Не думаю, что эта статья кого-то за рубежом напугает. Могут быть определенные стилистические противоречия. Все-таки в стилистике западных руководителей становится хорошим тоном приветствовать движение людей к свободе, приветствовать «арабскую весну». Путин явно обращает внимание на издержки этой «арабской весны», и правильно делает. Мы в России тоже ощущаем, что эта «арабская весна» далеко не такая солнечная и свежая, как это может быть. Смотреть на суд над умирающим Мубараком, который ушел добровольно от власти, но подвергается этому унижению в стране, в которой продолжает оставаться военная диктатура, - очень неприятно.

Кстати говоря, многие западные американские обозреватели начинают обращать внимание на издержки этой весны. Так что действительно, есть такое ощущение стилистического противоречия между нашим, российским таким умеренно-консервативным дискурсом и всеобщим упоением свободой. Но в этом нет ничего страшного. Просто Запад видит светлую сторону этих весенних грез, а мы видим то, чем это все оборачивается. Но сказать, что мы видим темные стороны недостаточно. Необходимо сказать, что делать международному сообществу, чтобы светлых сторон было больше, а темных было бы меньше.

Россия – супердержава, примерно равная США по ядерному потенциалу, и других таких нет. Ядерный потенциал и потенциал баллистических ракет Китая гораздо ниже, чем у США и России. А остальные тем более далеко отстают. Одного этого достаточно, чтобы говорить об особом месте России в мировом геополитическом раскладе и любых системах безопасности – как глобальной, так и региональных и каких-либо иных.

Наша гигантская по своей территории страна, о чем Путин тоже специально говорит, граничит с четырнадцатью странами, если не ошибаюсь. У нее огромная протяженность границ. Помимо всего прочего, у нее есть еще огромная граница в заполярье, через которую, через Северный полюс, легко достигается североамериканский континент. Так что про величие - это абсолютно объективные показатели, с которыми трудно спорить.

Россия - одна из великих держав мира исторически и по всем остальным параметрам. В этом смысле Владимир Путин абсолютно прав. И все эти показатели делают неизменной роль России на ближайшее столетие, иных вариантов быть не может. Плюс к тому -  Россия является постоянным членом Совета безопасности с правом вето. 

В своих устных репликах ранее Путин уже говорил, что Россию пытались списать со счета, несмотря на ее гигантские размеры, полагая, что ее военный потенциал устарел, исчерпан, разрушен. Но все это оказалось не так. Сейчас военная мощь России - это очевидная вещь, очевидная для американцев, французов, немцев, англичан, китайцев и всех остальных.

Реакция третьих стран, я думаю, на статью Владимира Путина будет более-менее спокойная. Хотя по отдельным моментам (в отношении Сирии и Ирака, что сейчас наиболее актуально) может быть, кто-то и будет ее нервно или критически комментировать на Западе. Но в целом, данная статья вместе со статьей, посвященной внешним угрозам, является развернутым текстом, основанном на том, о чем премьер говорил в своей знаменитой мюнхенской речи. Сейчас мы видим ее расширенный и актуализированный вариант.
 

Это седьмая по счету статья, в которой Владимир Путин излагает свою программу. Можно предположить, что эта статья последняя. Потому что, в общем, критическая масса статей, она уже набрана. Статья по внешней политике так же интересна и актуальна, как и предыдущие. Нужно обратить внимание на важную особенность, что в статье не просто излагаются принципы, а они увязаны с конкретными внешнеполитическими целями.

Кроме того, характерно, что, говоря о внешней политике, Владимир Путин затрагивает и экономические проблемы, и вопросы внутриполитические, и проблемы, связанные с развитием гражданского общества. Такая многогранность характерна и для других статей Путина.

По существу, каждая из статей - поливалентная: есть одна главная тема, но одновременно есть выходы на несколько других тем. Это позволяет статьям сложиться в такое программное единство.

В статье Путина абсолютно верно расставлены внешнеполитические акценты. Не думаю, что она вызовет за рубежом какую-то настороженность. Напуганность по поводу предыдущей военно-политической статьи была отчасти искусственная, обусловленная желанием изобразить Россию как агрессивное государство, с которым опасно иметь дело и так далее. И в предыдущей статье, посвященной оборонке, и в нынешней статье, которая посвящена проблемам внешней политики, Владимир Путин совершенно четко дает понять, что предлагаемые меры не означают отказа России от выстраиваний конструктивных отношений с другими странами. И здесь, в нынешней внешнеполитической статье Владимир Путин специально об этом пишет. В частности, он напоминает, что Россия продолжает Соединенные Штаты рассматривать в качестве партнера.

Все эти статьи можно уложить в общее русло реалистической политики, направленной или ориентированной на развитие страны.

Реализм и ориентация на развитие - две самых главных цели, которые отстаиваются во всех статьях и которые являются центральными для предвыборной программы Владимира Путина. И, собственно говоря, ориентация на развитие, исключает ставку на конфронтацию. К тому же этот реалистический принцип - признание тех основополагающих угроз, которые существуют во внешнем мире, и с которыми Россия не может не считаться.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".