Начало децентрализации
Важным аспектом отношений между Центром и регионами выступает перераспределение полномочий в целях повышения эффективности работы органов власти разных уровней. Параллельно с передачей полномочий и выделением бюджетного финансирования будет совершенствоваться система оценки качества работы губернаторов. Пилотными регионами в процессе децентрализации, как ожидается, станут Москва и Пермский край.
Новая система оценки эффективности деятельности исполнительной власти субъектов федерации, согласно поручению президента, должна быть разработана к 15 августа (в виде проекта указа). Аналогичный принцип оценки будет действовать и в отношении органов местного самоуправления, несмотря на то, что в систему органов государственной власти они не входят. Одновременно федеральный Центр дает региональным властям важный сигнал о политическом смысле децентрализации: передача полномочий будет означать не только увеличение региональных бюджетов за счет передаваемых в разной форме средств на осуществление новых функций, но и рост ответственности за реализацию новой компетенции.
Существующую многоступенчатую систему оценки деятельности исполнительной власти в субъектах федерации, включающую 329 критериев, заменит гораздо более лаконичная система из 11 параметров (предусмотрена возможность расширения этого списка в зависимости от специфики сложившейся в том или ином субъекте ситуации). Среди параметров для оценки демографические (ожидаемая продолжительность жизни родившихся в регионе, смертность и численность населения), а также социально-экономические показатели (объем частных инвестиций в основной капитал, объем налоговых и неналоговых доходов бюджета региона, объем продукции малых предприятий, уровень безработицы, реальные денежные доходы населения, удельный вес построенного жилья, доля выпускников, не сдавших ЕГЭ, расходы на содержание органов власти). Кроме того, введен такой показатель, как оценка населением деятельности органов госвласти субъектов РФ. Первостепенной задачей, связанной с внедрением новой системы оценки работы губернаторов, в ближайшее время станет разработка новой методики для оценки показателей. Предполагается, что она будет основана на проведении общественных опросов: после парламентской и президентской кампаний, показавших тенденции к росту протестных настроений, шаги, демонстрирующие внимание к мнению «общественности», весьма востребованы.
Законопроект, в котором будет определен перечень полномочий, передаваемых Центром регионам, а также список «пилотных» территорий, будут подготовлены Минрегионразвития (после согласования с Минфином и Минюстом) к 1 октября и переданы на подписание правительству. Изначально обсуждаемый широкий перечень функций госорганов в процессе выработки механизмов передачи новых полномочий регионам был заметно сокращен. Готовится передача таких надзорных полномочий, как федерально-ветеринарные и фитосанитарные полномочия, а также санитарно-эпидемиологические и полномочия в сфере надзора за потребительским рынком и защиты прав потребителей. По предварительной оценке представителей администраций субъектов, их исполнение не должно потребовать значительных финансовых вложений. Не исключено, что в дальнейшем (в случае успешного проведения эксперимента) регионы могут рассчитывать на более значительные уступки со стороны Центра, обсуждение возможного перечня передаваемых полномочий продолжается.
Финансовый вопрос на первом этапе децентрализации имеет принципиальное значение. На федеральном уровне он еще не проработан детально, но можно прогнозировать, что в ближайшем будущем властям субъектов придется рассчитывать, главным образом на собственные силы и средства. Госбюджет испытывает значительные нагрузки в связи с необходимостью выполнения федеральной властью социальных обязательств текущий бюджет напряженный и главы регионов должны искать свои источники финансирования под делегируемые полномочия. При этом крупные проекты модернизации, связанные с развитием столь необходимой многим регионам инфраструктуры, по-прежнему предполагается реализовывать за счет федерального Центра.
Стоит учесть, что у большинства субъектов собственных значительных финансовых резервов нет, и вопрос о затратах на исполнение новых функций остается открытым. В описанной ситуации главы многих субъектов будут вовсе не заинтересованы в том, чтобы получить новые полномочия и, как следствие, новые направления ответственности и расходные обязательства. Аппаратная борьба продолжается: предложение о введении «единой субвенции» из федерального бюджета, которое лоббировали региональные чиновники, вероятно, будет реализовано; также активно лоббируется отмена льгот по региональным налогам, которые устанавливаются на федеральном уровне.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры