Национализм. Пять путей к современности
Провокационное исследование того, как возникло национальное самосознание основных стран западного мира.Профессор Лия Гринфельд - человек интересной судьбы. Родившись в 1954 году в Краснодарском крае, в возрасте 7 лет она в качестве музыкального вундеркина выступала на всесоюзном телевидении, играя на скрипке. В 16 лет заняла второе место на краевом конкурсе поэтов. Ее стихи печатала "Комсомольская правда". По некоторым сведениям, Гринфельд также является лауреатом премии Лениского комсомола. В 1972 году эта карьера образцового советского человека, однако, трагически обрывается. Лия вместе с семьей эмигрирует в Израиль. Там девушка становится социологом и специалистом по русской поэзии. Далее Гринфельд защищает докторскую диссертацию и издает свой фундаментальный труд "Национализм. Пять путей к современности" (1992).
Книга получается провокационной.
Гринфельд видит в национализме основную идеологию современного мира.
Национализм - это та сила, которая формирует самосознание народов и
отдельных индивидов. Впрочем, как раз этот тезис в свете многочисленных
теоретических работ, посвященных данной теме в последние двадцать лет
(Геллнера, Хобсбаума, Андерсона и т.п.), выглядит скорее трюизмом.
Совсем другое дело - типология национализмов, предлагаемая автором.
Гринфельд утверждает, что национализм - это идеология, согласной
которой народ является источником индивидуальной идентичности. В
соответствии с этим тезисом она говорит о национализме трех типов. В
этом пункте я прошу внимательно следить за рассуждениями автора. Это
важно.
Итак, всего есть пять, так сказать, национальных разновидностей
национализма. А именно английский, американский, французский, немецкий
и русский. При этом, как следует из теоретической схемы Гринфельд,
первые четыре разновидности являются "хорошими", а вот последний,
русский, напротив, "плохим". Все дело в том, что по мысли автора,
национализм индивидуалистический (США, Англия) основан на идее
равенства конституционных прав граждан, национализм же коллективистский
и гражданский (Германия, Франция) - на "культурной или политической
уверенности в своих силах". А вот русский - коллективистский и
этнический - связывается Гринфельд с глубоким комплексом
неполноценности, который заставляет жителей России искать уникальность
своей нации не в ее достижениях, а в "загадочной русской душе". Как
пишет по этому поводу автор предисловия к русскому изданию книги Вера
Бофман, эти "выводы дают немало оснований для полемики с автором". И
нам трудо не согласиться с этой оценкой.
Основной теоретический тезис работы, собственно говоря, состоит в том,
что Гринфельд локализует зарождение современного общества (которое, как
уже было сказано, протекает через национальную самоидентификацию и
формирование идеологии национализма) в Англии в районе 1600 года.
Однако совершенно очевидно, что этот тезис не представляет никакого
интереса. А обсуждать книгу лауреата премии Лениского комсомола (или
все же не лауреата?) будут в России исключительно в связи с ее выпадом
в адрес наших националистов.
Примечательно в этой связи, что поскольку Гринфельд ставит национализм
в центр современного мира, то получается, что ее критика направлена
вовсе не против условных Константина Крылова, Егора Холмогорова и
других уважаемых авторов, а непосредственно против русской культуры,
начиная от Достоевского и заканчивая - кем сейчас принято заканчивать?
Захаром Прилепиным, что ли. Итак, в центре ущербной русской культуры и
русской государственности стоит страдающая от комплексов национальная
самоидентификация и неправильный национализм. Вот в чем состоит
открытие автора. Перчатка брошена. Кто же выйдет первым биться за наших?
Я в данном случае определенно в рыцари записываться не намерен,
поскольку подобные "теории" вызывают у меня лишь саркастическую улыбку.
Зато, открыв соответствующую главу, можно действительно вдоволь
посмеяться. Впрочем, самое смешное в книге - это все же предисловие.
Вера Брофман утверждает, что мы - отечественные социогуманитарные
мыслители - сами и виноваты в том, что у объективного и добросовестного
исследователя Гринфельд сложилось о России такое неопрятное мнение. Все
дело в том, что у нас просто нет хороших работ по исторической
социологии! Прошлое России покрыто мраком! Поэтому, цитирую,
"предвзятость Гринфельд в отношении России - следствие нашего
собственного недомыслия". Брофман признает, что Гринфельд не знает
русской истории, но тут же призывает возложить ответственность за это
на "Единую Россию". Поистине, перед нами парадокс.
"Именно в последней трети XVIII века... выкристаллизовалась наконец
форма русского национального сознания. Важнейшим фактором в этой
кристаллизации стало ressentiment - экзистенциальная зависть Западу - и
ценности, сформировавшие русское национальное сознание и позднее
воплотившееся в русском национальном характере, родились из этой
зависти", - доверительно сообщает нам автор и исследователь. Что ж, я
думаю, именно ressentiment в конечном итоге привело Советскую Армию в
Берлин в мае 1945 года - посмотреть, как там живут нормальные
националисты. Зависть к Европе порой делала с нашим народом
действительно страшные вещи.
Кстати, розничная цена на безусловный локальный бестселлер Гринфельд
(каждый ведь захочет убедиться, как его обижают!) составляет 690
рублей. Это пока самая дорогая книга из тех, о которых писали
"Актуальные комментарии" за последние полгода. Наверное, все дело в
том, что переводить эту страшную правду пришлось на конспиративных
квартирах, скрываясь от агентов "Молодой гвардии".
Книга предоставлена магазином "Фаланстер". Редакция также выражает благодарность Вячеславу Данилову за научные консультации.