Статья
1726 12 марта 2015 11:08

Нечестные госзакупки

Законопроект об ужесточении наказания за хищения в сфере госзакупок, предложенный российскими депутатами, вряд ли будет эффективен, полагают эксперты.

«Вряд ли дело дойдёт до практической реализации этой инициативы, — предположил в разговоре с «Актуальными комментариями» политолог Павел Салин. — А если будет практическая реализация, то мне кажется, что эти инициативы дублируют уже существующие нормы. Пусть лучше действуют те нормы, которые существуют, чем принимаются новые, которые заведомо действовать не будут».

Эксперт напомнил, что эффективнее предотвращает преступление сама неотвратимость наказания, нежели его жесткость. Поэтому, по мнению Салина, в сфере борьбы с коррупцией в целом и в сфере гособоронзаказа в частности, «гораздо более эффективной мерой будет вынести хотя бы несколько приговоров, пусть даже условных, реальным коррупционерам, чем порождать великое множество законов, которые якобы борются с коррупцией». «Я думаю, что обвинительные приговоры в деле того же Сердюкова сыграли бы более важную роль, чем различного рода инициативы по борьбе с коррупцией», — отметил политолог.

Ранее депутаты от «Единой России» Ирина Яровая и Михаил Старшинов (ОНФ) выступили с предложением усилить наказание за хищения на госконтрактах, внеся соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Как заявила Яровая, хищения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд «обладают большей степенью общественной опасности, чем остальные виды хищений». Парламентарий отметила, что инициатива разработана во исполнение поручения президента России Владимира Путина об усилении ответственности за использование средств при размещении и выполнении гособоронзаказа от 5 декабря 2014 года.

Депутаты предложили дополнить УК новой статьей, которая бы наказывала чиновников, исполнителей и соисполнителей государственных заказов, участвовавших в хищении бюджетных средств или имущества. При установлении вины их ждет штраф от 500 тысяч рублей с лишением права занимать свои должности до пяти лет, а самое серьезное наказание — штраф 500 тысяч рублей и тюремный срок до шести лет. Если установлена вина чиновника высшего ранга, наказание ужесточается: штраф до 3 миллионов рублей и тюремное заключение от 5 до 12 лет. Отдельным пунктом депутаты выделяют хищения при гособоронзаказе и хищения в особо крупном размере (свыше 6 миллионов рублей). Наказанием за такое преступление станет лишение свободы на срок от семи до двадцати лет со штрафом в размере от 3 до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет.

Помимо ужесточающих мер законодатели предлагают подкорректировать саму систему госзакупок. Законопроект обяжет поставщика указывать сведения о производителе товара и об основаниях перехода права собственности на товар от производителя к поставщику

Кроме того, подрядчиков и исполнителей обяжут сообщать обо всех субподрядчиках для исключения махинаций с не способными выполнить подряд исполнителями. Сегодня это нужно делать только для контрактов свыше определённой суммы. «Мы считаем, что это необходимо делать независимо от суммы контракта», — заявила Яровая.

Со своей стороны Старшинов охарактеризовал законопроект как «реальный шаг» в сфере борьбы с коррупцией. При этом он не исключил его доработки в дальнейшем.

Материал подготовили Вадим Погиба, Лина Вискушенко
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".